Решение по делу № 2-115/2019 (2-2807/2018;) ~ М-2678/2018 от 08.10.2018

Дело № 2-115/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2019 года                                город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. секретаря судебного заседания – Цурцумия К.М. с участием представителя истца – Сапожниковой А.Н., представителя ответчика – Мандзюк И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кущ Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, уточнив ДД.ММ.ГГГГ исковые требования, просит обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (междайонное) произвести ей перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с учетом среднего заработка за расчетный период с июня 1978 года по апрель 1979 года и с июня 1979 года по июнь 1983 года по данным о размере заработной платы партийного билета члена от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования обоснованы тем, что истец с 1996 г. является пенсионером по старости. При расчете и начислении ей пенсии ответчиком не учтены суммы заработной платы с 1975 по 1982 годы во время ее работы в должности директора предприятия «Севобщепит». Истец обратилась к ответчику пересчитать начисленную пенсию по данным ее партийного билета , выданного Ленинским райкомом Компартии Украины г. Севастополя, в котором указаны суммы заработной платы, с которых удерживались членские взносы. Однако ответчиком отказано, поскольку истцом не представлено справки установленного образца, выданной работодателем, а партийный билет и трудовая книжка не содержат основания для такого начисления в виду их косвенности, в связи с чем ответчиком было предложено обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, пояснила, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами. Пенсия рассчитана без учета заработной платы за спорный период, поскольку справка о заработной плате за указанный период представлена истцом не была. В декабре 2018 года Кущ В.В. обратилась в Управление с заявлением не установленного образца по вопросу перерасчета пенсии с учетом среднемесячного заработка с июня 1978 года по май 1983 года, приложив копию партийного билета и копии ответов архивных учреждений. Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлены разъяснения о том, что среднемесячный заработок учитывается по сведениям документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. С заявлением о перерастете пенсии в установленном действующим законодательством порядке на момент обращения с настоящим иском в суд Кущ В.В. в Управление не обращалась, соответственно и решение по вопросу перерасчета пенсии не выносилось. Принятие косвенных документов (в частности, партийного билета) для целей пенсионного обеспечения возможно при точном соблюдении процессуальных действий, изложенных в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года. Кущ В.В. доказательств, подтверждающих утрату первичных документов о заработке, в Управление не представлено, как и не представлено доказательств того, что истцу было отказано в предоставлении справок о заработной плате со ссылкой на утрату первичных документов. Представитель ответчика считает, что приведенные доводы Управления указывают на отсутствие каких-либо нарушений пенсионного законодательства, а заявленные требования истца произвести перерасчет пенсии по данным о заработной плате, отображенным в партийном билете, не основаны на законе.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, подала заявление о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Вместе с тем, пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и представляющего необходимые документы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 –ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 23 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 3 ст. 23 № 400-ФЗ).

Приказом Минтруда Российской Федерации 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Данные Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.

Как следует из п. п. 3, 4 указанных Правил, обращение за пенсией - это подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

В соответствии с п. 48 данных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании письменного заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кущ В.В. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного 13.04.2014 года Федеральной миграционной службой.

Как следует из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя истца, 01.01.2015 г. в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ Управлением вынесено решение о перерасчете Кущ В.В. страховой пенсии по старости, пенсия рассчитана без учета заработной платы за период работы с 1978 года по 1983 год в «Севобщепит», поскольку справка о заработной плате за указанный период представлена не была.

В ноябре 2018 года ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о перерасчете пенсии с учетом среднемесячного заработка с 1978 года по 1983 год, приложив копию партийного билета от 23 июня 1978 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением за исх. истцу был направлен ответ, согласно которому среднемесячный заработок учитывается по сведениям документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При этом, истцу о необходимости соблюдения п. 12 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому установлен порядок обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии не разъяснен. Напротив, ответ Управления содержит отказ пересчитать истцу размер страховой пенсии по представленным косвенным документам, то есть содержат решение по существу его обращения.

Учитывая в совокупности положения вышеуказанных федеральных законов, суд отмечает, что перерасчет пенсии в сторону увеличения возможен на основании соответствующего заявления, возражения представителя ГУ - УПФ России в г. Севастополе в указанной части являются несостоятельными.

Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу пункта 1 части 2 названной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

В данном случае в качестве основания для перерасчета страховой пенсии по старости истцом представлен партийный билет , выданный Ленинским райкомом Компартии Украины в г. Севастополе 23 июня 1978 года.

Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данных в письме от 27 ноября 2001 года "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Согласно трудовой книжке Кущ В.В., последняя в период с февраля 1978 по январь 1983 работала директором в Управлении общественного питания, с января 1983 по апрель 1983 – старшим инженером-технологом Управления «Азчеррыбсбыт», с апреля 1983 по август 1984 – инженером в Управлении общественного питания.

Как следует из сообщения ГКУ «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ документы о заработной плате работников Севастопольского объединения арендных предприятий общественного питания «Севобщепит» на хранение в архив не поступали.

Учитывая, что партийный билет содержит сведения, косвенно подтверждающие фактический заработок истца в период с 1978 года по 1983 год, и оснований сомневаться в правильности записей в партийном билете о размерах заработной платы истца не имеется, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о перерасчете страховой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным иск удовлетворить.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кущ Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) произвести Кущ Валентине Васильевне перерасчет страховой части пенсии по старости с учетом среднего заработка за расчетный период с июня 1978 года по апрель 1979 года и с июня 1979 года по июнь 1983 года по данным о размере заработной платы партийного билета члена КПСС от 23 июня 1978 года.

Возместить Кущ Валентине Васильевне из средств бюджета Ленинского района г. Севастополя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 03.02.2019.

Председательствующий – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-115/2019 (2-2807/2018;) ~ М-2678/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кущ Валентина Васильевна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное)
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
08.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2018Передача материалов судье
08.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2018Подготовка дела (собеседование)
12.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018Судебное заседание
31.01.2019Судебное заседание
03.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Дело оформлено
24.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее