Решение по делу № 2-965/2015 от 27.03.2015

Дело № 2-965-2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Глазов УР 17 апреля 2015 года Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кислухиной Э.Н., при секретаре Касимове Т.Р., с участием помощника прокурора Камашевой О.В., представителя истца Фещенко А.В., представителя ответчика Кудрявцевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,

у с т а н о в и л:

Глазовский межрайонный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в г.Глазове, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что по обращению Фещенко А.В., законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, инвалидность которого установлена ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлено нарушение права инвалида на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Фещенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения в г. Глазове с заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. На основании указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения в г. Глазове принято решение о предоставлении ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ рождения, путевки на санаторно-курортное лечение. В силу малолетнего возраста и состояния здоровья ФИО1 нуждается в санаторно-курортном лечении в сопровождении. ФИО1 путевка на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ не предоставлена до настоящего времени. Причиной не предоставления путевки является недостаточное финансирование на указанные цели Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики. Управление социальной защиты населения в г. Глазове указывает, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется по принципу очередности в соответствии с датой подачи заявления в пределах средств, выделенных Министерству из федерального бюджета на указанные цели, при условии сохранения у заявителя права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на текущий календарный год. Вместе с тем, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета и несвоевременное проведение предусмотренных законом мероприятий, связанных с приобретением путевок. Непредставление ребенку-инвалиду ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ не позволяет ей получать государственную социальную помощь, гарантированную государством, в полном объеме. Согласно Порядка организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства УР от 12.03.2012 года №81, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства по месту жительства гражданина. В соответствии с п.4 Типового положения о территориальном органе Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 10.10.2006 года №108, территориальный орган является юридическим лицом, может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в связи с чем исковые требования предъявляются к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове. Кроме того, поскольку вопросы выделения путевок находятся в компетенции Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, требования предъявляются также к нему.

Прокурор просит обязать Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить ФИО1 и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление социальной защиты населения в г. Глазове Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1 и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Камашева О.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель истца Фещенко А.В. исковые требования прокурора поддержала, просила предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты населения Кудрявцева О.В. исковые требования прокурора не признала, просила в иске отказать, пояснила, что заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида ФИО1 поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ от её законного представителя Фещенко А.В., в тот же день было зарегистрировано специалистом Управления, о чем был уведомлен заявитель. Сведения направлены в Министерство для формирования единой очереди по Удмуртской Республике, ведения централизованного учета граждан и последующего распределения путевок в соответствии с очередностью и рекомендуемым профилем лечебного учреждения. Отказ в предоставлении путевки не оформлялся, путевка будет предоставлена при поступлении путевок в Управление после проведенных торгов. Управлением свои обязательства в рамках предоставленных полномочий и выделенных финансовых средств исполняются в полном объеме. Установленный порядок предоставления путевок не нарушается.

Представитель ответчика Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представили письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указали, что в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг. Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования РФ – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством УР, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года № 2174-р и распоряжением Правительства УР от 17.10.2011 года № 889-р, Правительству УР передано осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной зашиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. В соответствии с указанным соглашением постановлением Правительства УР от 12 марта 2012 года № 81 утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд: предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства по месту жительства гражданина. Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1996 года № 184-ФЗ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления указанных переданных полномочий является правом, а не обязанностью органов. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом № 328. Согласно п. 3.8 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. ФИО1 поставлена в очередь на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления законного представителя. Порядок, утвержденный приказом № 328, территориальным органом Министерства нарушен не был. ФИО1 в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказано не было. Кроме того, истцом не представлены документы, подтверждающие наличие медицинских показаний у ФИО1 на момент судебного разбирательства, а выявленные в дальнейшем при получении или реализации путевки, противопоказаний для санаторно-курортного лечения может повлечь вред здоровью ФИО1 или отказ в приеме её в санаторно-курортное учреждение. Это обусловлено тем, что санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Состояние здоровья гражданина может меняться, следовательно, возникает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний санаторно-курортного лечения. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие нуждаемость ФИО1 в санаторно-курортном лечении и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. С учетом доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств Министерством была подготовлена и направлена в Министерство экономики УР заявка на проведение открытого конкурса на право заключить государственные контракты на оказание услуг по санаторно-курортному лечению. По результатам конкурса Министерством заключены государственные контракты на обеспечение граждан санаторно-курортными путевками, в пределах средств, предусмотренных выделенных из федерального бюджета Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ, все путевки, закупленные по государственным контрактам, распределены и переданы в территориальные органы Министерства для обеспечения граждан. Выделенные на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства израсходованы в полном объеме. Таким образом, Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и Управлением социальной защиты населения в городе Глазове свои обязательства в рамках предоставленных полномочий и выделенных финансовых средств исполняются в полном объеме. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Глазовского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ).

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и инвалидов.

Согласно справке МСЭ-2012 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основного заболевания; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

Согласно п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно–курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256.

Согласно пункта 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ (далее-территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее – органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нуждается в санаторно-курортном лечении, имеет медицинские показания на санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО1 Фещенко А.В. обратилась в Управление социальной защиты населения в г. Глазове с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Управлением социальной защиты населения в городе Глазове ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о предоставлении ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение.

Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2011 года № 2174-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством УР о передаче Правительству УР осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Постановлением Правительства УР от 12 марта 2012 года № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству УР», с 01 января 2012 года Минсоцзащиты УР и его территориальным органам переданы полномочия по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству УР, а также утвержден порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение.

Согласно соглашения № 496/28 1-РО от 20.11.2011 года между ГУ-регионального отделения Фонда социального страхования РФ по УР и Министерством социальной защиты населения УР с 01.01.2012 года полномочия по предоставлению мер социальной защиты населения инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг, в том числе, по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, переданы Министерству социальной защиты населения УР.

Согласно ответа Управления социальной защиты населения в городе Глазове от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного заместителю межрайонного прокурора, заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение поступило от ФИО1, по которому принято положительное решение. Управление не отказывает в предоставлении санаторно-курортного лечения, вопрос будет решён положительно при поступлении путевок в Управление (сроки не известны).

Суд не принимает во внимание доводы Управления социальной защиты населения в городе Глазове и Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о том, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется по принципу очередности в соответствии с датой подачи заявления и в пределах средств, выделенных Министерству из федерального бюджета на указанные цели, поскольку из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, нуждающихся в таком же лечении. В законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. Данное условие не соответствует федеральному закону, поскольку такое условие допускает решение данного вопроса с длительными задержками и тем самым снижает уровень правовых гарантий инвалидов на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в период, указанный Федеральным законом. По смыслу вышеназванных норм материального права, санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий, также, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Не оспаривая право истца на получение ФИО1 государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, ответчики ссылаются на отсутствие денежных средств, а также на то, что выделенные в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства израсходованы в полном объеме.

Суд считает данные доводы несостоятельными, поскольку лицу, имеющему право на получение соответствующего вида государственной социальной помощи, не может быть отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на отсутствие денежных средств. Обязанность по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, так как иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Нарушенное право в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 4 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения ответчика к исполнению возложенной на него обязанности.

Срок, указанный прокурором - до ДД.ММ.ГГГГ, до которого он просит обязать ответчика Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики выделить ФИО1 и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ обязать ответчика Управления социальной защиты населения в городе Глазове предоставить ФИО1 и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, суд находит достаточным для исполнения данной обязанности.

Таким образом, суд находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Глазовского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение удовлетворить.

Обязать Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения в г. Глазове Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сопровождающему лицу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд. Датой изготовления мотивированного решения считать 20.04.2015 года.

Судья Э. Н. Кислухина

2-965/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фещенко А.В.
Глазовский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление социальной защиты населения
Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики
Другие
Фещенко А.В.
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
27.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2015Передача материалов судье
30.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2015Судебное заседание
17.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее