Дело № 2-241/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шевченко Е.В.
при секретаре Горячеве Д.В.,
с участием представителя истца Судомойкиной З.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми «31» января 2014 года дело по иску Судомойкина З.В., действующей в интересах Хоревой Н.И. к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о признании постановления администрации МОГО «Инта» незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Судомойкина З.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» (далее – администрация МОГО «Инта») с требованиями о признании постановления администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ «О снятии с учета» незаконным, возложении обязанности восстановить Хореву Н.И., __.__.__ г.р. в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера составом семьи <....>. В обосновании заявленных требований представитель истца указала, что Постановлением администрации МО ГО «Инта» от __.__.__ №__ Хорева Н.И. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, мотивируя тем, что на момент включения в списки граждан имеющих право на получение социальной выплаты, __.__.__, она не имела стажа работы в РКС 10 календарных лет. __.__.__. Хорева Н.И. была принята на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в администрации МОГО «Инта» и с данного периода времени до __.__.__ проходила ежегодную перерегистрацию. Хорева была принята на соответствующий учет надлежащим органом власти и на протяжении более <....> лет состояла в указанных списках и ни кем не оспаривалось ее право на получение субсидии ввиду отсутствия необходимого стажа. Также сведений не соответствующих действительности для постановки на учет Хорева не предоставляла. Снятие Хоревой Н.И. с учета в __.__.__ свидетельствует о несоблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение ст. 7 Конституции РФ от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях и действий представителей власти по постановке истца на учет. Своевременное снятие Хоревой Н.И. с учета, либо отказ в постановке на учет в __.__.__ ввиду отсутствия требуемого стажа позволило бы Хоревой реализовать свое право на постановку на учет по достижении необходимого стажа (могла доработать до необходимого стажа в РКС и в __.__.__ подать заявление о принятии на учет).
В судебном заседании представитель истца Судомойкина З.В. поддержала заявленные требования в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец, представитель ответчика администрации МОГО «Инта» и третьего лица Минархстрой РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель администрации МОГО «Инта» просила рассмотреть дело без своего участия. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Третье лицо Минархстрой РК представили в суд письменный отзыв, в котором указал, что предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом, подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее -Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153. В статье 1 Федерального Закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет- не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами- которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требование о наличии северного стажа на дату постановки на учет граждан на переселение не менее 10 лет содержалось и в ранее действующих федеральных законах, регулирующих предоставление жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера: Федеральном законе от 17.08.1996 г. №116-Ф3 «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году», Федеральном законе от 25.07.1998г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Соответственно граждане, принятые на учет в рамках Федерального закона от 17.08.1996 г. №116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году», должны иметь северный стаж работы на дату постановки на учет на переселение не менее 10 лет, в последующие годы при постановки на учет граждане должны были иметь северный стаж не менее 15 лет (л.д.39-41).
Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что постановлением руководителя администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ Хорева Н.И. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.16).
Согласно книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий администрации МОГО «Инта» Хорева Н.И. поставлена на учет __.__.__ с составом семьи <....> (л.д. 22).
Согласно списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «<....>, утвержденного __.__.__ и.о. министра Архстроя Республики Коми Хорева Н.И. состоит на учете с __.__.__ с номером очереди <....> (л.д. 23,24).
Из копии трудовой книжки Хоревой Н.И. следует, что она __.__.__ уволилась <....> и __.__.__ принята на работу в <....>. Всего трудовой стаж истицы на работах в районе Крайнего Севера составляет <....>, в том числе <....> в <....> (с __.__.__ по __.__.__); <....> в <....> (с __.__.__ по __.__.__); <....> в <....> с __.__.__ по <....>. Хоревой Н.И. назначена пенсия с __.__.__ (л.д. 51). Документов подтверждающих работу истицы после __.__.__ истом и его представителем суду не представлено.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10.12.1993 г. № 1278 было утверждено Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Согласно п. 5 указанного Положения за счет республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставлялись лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Статьей 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" установлено, что размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале: от 10 до 15 лет - 0,75, от 15 до 20 лет - 0,80, от 20 до 25 лет - 0,85, от 25 до 30 лет - 0,90, свыше 30 лет - 0,95. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.
Действие статьи 5 названного закона было продлено на 1997 год Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ.
В соответствии с п. 6 Распоряжение Главы РК от 03.03.1997 N 168-р «О Порядке размещения и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, расположенных на территории Республики Коми» компенсация стоимости общей площади жилья, построенного или приобретенного для переселения граждан, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании данных Правительства Республики Коми и администраций принимающих регионов в размере и стоимости предоставляемого жилья в соответствии с установленным порядком через Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми.
Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» также предусматривалось предоставление субсидии лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
31.07.1998 вступил в силу Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статьей 1 указанного Федерального закона было установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 6 названного Федерального закона при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.1998 г. № 1431 в постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 937 были внесены изменения, согласно которым предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета предусматривалось лицам, выезжающим из РКС, имеющим стаж работы или время проживания в РКС не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П статья 1 указанного Федерального Закона была признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году") (Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2008 N 4-В08-24).
Вместе с этим, из буквального толкования статьи 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", действие которой было продлено на 1997 следует, что при исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.
Согласно сведениям ГУ-УПФ РФ по ____ Хоревой Н.И. назначена пенсия с __.__.__ (л.д.51).
Указанные сведения из пенсионного органа в совокупности с информацией УФМС РФ по ____ (л.д.46) и сведениями трудовой книжки истца (л.д.6-9) подтверждают, что в период с __.__.__ по настоящее время Хорева Н.И. работала и проживала в районах Крайнего Севера.
Таким образом, по состоянию на __.__.__ (на момент постановки Хоревой Н.И. на учет в списки на переселение) у неё имелся требуемый стаж, дающий право на выделение субсидии на переселение из РКС, а именно <....> ((8 <....> (<....> периода нахождения истца на пенсии с __.__.__ по __.__.__)).
С 01.01.2003 действует Федеральный Закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ, статья 1 которого определяет, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним районах не менее 15 календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В связи с утратой силы Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 01.01.2003 не предусмотрено включение в стаж, дающий право на получении субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, 1/2 периода нахождения гражданина на пенсии. Однако статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку действовавшее на момент постановки Хоревой Н.И. на учет законодательство при установленных судом обстоятельствах определяло у Хоревой Н.И. наличие необходимого стажа для возникновения права на переселение и не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то снятие истца в очереди на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования, не может быть признано обоснованным.
Кроме этого, Хорева Н.И. была принята на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в администрации МОГО «Инта» __.__.__ и с этого времени проходила ежегодную перерегистрацию вплоть до __.__.__, простояв таким образом в очереди на переселение более <....> лет при том, что факт её состояния в списках на переселение никем не оспаривался, органами государственной власти не заявлялось об отсутствии у истца необходимого стажа работы в РКС как на момент постановки истца на учет, так и в последующие <....> лет вплоть до снятия Хоревой Н.И. с данного учета __.__.__ Постановлением администрации МОГО «Инта» №__. На момент снятия с истца Хоревой Н.И. с очереди на переселение ей исполнилось <....> лет (л.д.12).
Таким образом, снятие Хоревой Н.И. с учета в __.__.__ свидетельствует о несоблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение ст. 7 Конституции РФ от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях. На момент постановки на учет (__.__.__) Хорева Н.И. имела возраст <....> год и находилась на пенсии.
Право гражданина на получение жилищной субсидии не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно утвержденному Администрацией МОГО «Инта» Списку граждан, подлежащих снятию с учета на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Хорева Н.И. состояла в соответствующих списках по категории «<....>» с составом семьи <....> (л.д.16-оборот).
Поскольку суд признает за Хоревой Н.И. право состоять в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера, то требования о признании незаконным соответствующего постановления администрации МОГО «Инта» также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ «О снятии Хоревой Н.И. с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Обязать администрацию МОГО «Инта» восстановить Хореву Н.И. в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет __.__.__.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2014 в 17 часов.
Судья Е.В. Шевченко