Судья: Алоева С.В. Дело № 33-2877/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 г. апелляционную жалобу Баршевой Натальи Михайловны, Торчинова Алана Борисовича на решение Дмитровского городского суда Московской области от 11 ноября 2013 г. по делу по заявлению Баршевой Н.М., Торчинова А.Б. об оспаривании распоряжения главы Дмитровского муниципального района от 29 марта 2006 г. № 146-РГ «Об определении места проведения политических митингов».
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Баршевой Н.М., представителя главы Дмитровского муниципального района – Тадевосяна В.С.,
у с т а н о в и л а :
распоряжением главы Дмитровского муниципального района от 29 марта 2006 г. № 146-РГ «Об определении места проведения политических митингов» определено место проведения массовых мероприятий общественно-политических организаций – площадь у районного Дворца культуры по адресу: г. Дмитров, ул. Загорская, д. 64, предложено организаторам массовых политических мероприятий уведомлять администрацию Дмитровского муниципального района об их проведении в установленном законом порядке.
Баршева Н.М., Торчинов А.Б. обратились в суд с заявлением о признании недействующим данного распоряжения. В обоснование своих требований указали, что администрация городского поселения Дмитров, ссылаясь на оспариваемое распоряжение, отказала в проведении на Советской площади г. Дмитрова 4 августа и 6 сентября 2013 г. публичного мероприятия – митинга в поддержку правотворческой инициативы Общественного Совета городского поселения Дмитров.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 11 ноября 2013 г. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Баршева Н.М. и Торчинов А.Б. просят решение суда отменить, считая, что основанный на оспариваемом распоряжении запрет для общественно-политических организаций проводить митинги в других местах является дискриминацией граждан по принадлежности к общественным объединениям и нарушает их конституционные права, гарантированные пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Баршевой Н.М., представителя заинтересованного лица – Тадевосяна В.С., судебная коллегия полагает решение судьи отменить.
Статьей 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ) предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия (часть 1); органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее – специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 11).
Согласно статье 1 Закона Московской области от 22 июля 2005 г. № 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области», действующей в редакции от 26 декабря 2012 г. № 208/2012-ОЗ, в целях коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в каждом муниципальном образовании на территории Московской области определяются единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий. Специально отведенные места определяются с учетом положений Федерального закона и этого Закона (часть 1); перечень специально отведенных мест утверждается уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, с учетом мнения органов внутренних дел о возможности обеспечения в указанных местах правопорядка и общественной безопасности (часть 2).
Из приведенных законоположений следует, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, в том числе в муниципальных образованиях, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Московской области такие места определяются уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области по представлению органа местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочием самостоятельно устанавливать специально отведенные места для проведения публичных мероприятий,
Судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что оспариваемое распоряжение не приведено в соответствие с действующим законодательством, вследствие чего не может быть признано законным.
Не учтены судом и положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в силу которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Оспариваемое распоряжение официально не опубликовано для всеобщего сведения, хотя обладает перечисленными в пункте 9 постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» признаками, характеризующими нормативный правовой акт: издано должностным лицом органа местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, регулируют общественные отношения, связанные с проведением в муниципальном образовании публичных мероприятий.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия не может признать решение суда законным, в связи с этим оно подлежит отмене. По делу следует принять новое решение о признании распоряжения главы Дмитровского муниципального района «Об определении места проведения политических митингов» недействующим, как принятого без соблюдения порядка опубликования нормативных правовых актов и не приведенного до настоящего времени в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Дмитровского городского суда Московской области от 11 ноября 2013 г. отменить, постановить новое решение. Признать недействующим распоряжение главы Дмитровского муниципального района от 29 марта 2006 г. № 146-РГ «Об определении места проведения политических митингов» с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи