Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6/2013 (2-205/2012;) ~ М-228/2012 от 12.12.2012

Дело № 2-6/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2013 года             город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

при секретаре Вафиной А.В.,

с участием представителя заявителя Головёнкина О.Ю., командира войсковой части <Номер> Волкова А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего ФБУ - войсковая часть <Номер> Кузнецова А.В. об оспаривании бездействия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и командира ФБУ - войсковая часть <Номер>, связанного с не рассмотрением его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецов А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части <Номер> в должности <данные изъяты>. 14 апреля 2011 года заявитель обратился в установленном порядке с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приказом командира ФБУ - войсковая часть <Номер> от 28 октября 2011 года <Номер> Кузнецов А.В. был уволен с военной службы в запас и с 31 октября 2011 года исключён из списков личного состава части. Поскольку в настоящее время решение по заявлению Кузнецова А.В. от 14 апреля 2011 года не принято, заявитель считает свои права нарушенными и просит признать незаконным бездействие руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) и командира ФБУ - войсковая часть, связанного с не рассмотрением его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, и обязать руководителя ДЖО МО РФ рассмотреть заявление о признании Кузнецова А.В. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Заявитель Кузнецов А.В., в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить, при этом пояснил, что проходил военную службу по контракту с 2000 года, в связи, с чем был обеспечен служебным жильём на весь период прохождения им военной службы. При увольнении с военной службы, в установленном порядке, в ДЖО МО РФ, по почте им были направлены документы для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 2012 года, после распределения жилья сослуживцам, узнал, что его заявление не рассмотрено, а он и члены его семьи, отсутствуют в очереди военнослужащих на получение жилья.

В судебном заседании представитель заявителя - Головёнкин О.Ю. полностью поддержал заявленные Кузнецовым А.В. требования и пояснил, что с 14 апреля 2011 года заявителем, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении превышала 10 лет, в адрес Центрального регионального управления жилищного обеспечения направлено заявление с приложенными документами, в котором Кузнецов А.В. просил принять его на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 19 октября 2011 года заявителем написан рапорт об увольнении с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, при этом Кузнецов А.В. дал своё согласие на увольнение с последующим обеспечением его жильём. Проверяя на сайте Министерства обороны Российской Федерации списки очерёдности военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявитель обнаружил, что в вышеназванных списках он и члены его семьи не состоят. Полагая, что не рассмотрение заявления Кузнецова А.В. от 14 апреля 2011 года препятствует реализации права заявителя на получение жилья от министерства, в котором проходил военную службу, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Командир ФБУ - войсковая часть <Номер> – Волков А.И., в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснив, что действительно Кузнецов А.В. признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, и как военнослужащий подпадающий под категорию обеспечиваемых служебным жильём на весь период военной службы, был обеспечен служебной квартирой по месту прохождения военной службы в <Адрес обезличен>. При проведении организационно-штатных мероприятий, должность исполняемая заявителем была сокращена, а Кузнецов А.В. подал рапорт на увольнение с военной службы. Действительно, в этот период он обращался с рапортом на обеспечение его жильём по договору социального найма, при этом ему разъяснено, что порядок обеспечения жильём в настоящее время изменён. В ФБУ - войсковая часть <Номер> отсутствует жилищная комиссия, а вопросы предоставления жилой площади выведены за пределы компетенции командиров частей и находятся в полном ведении ДЖО МО РФ. После чего, военнослужащие части, в том числе и заявитель самостоятельно направляли своё волеизъявление о постановке на учёт нуждающихся в получении жилья в органы жилищного обеспечения.

Руководитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, будучи уведомленным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, своих представителей не направил.

В судебное заседание были представлены и исследованы следующие доказательства.

Из копии заявления Кузнецова А.В. от 14 апреля 2012 года усматривается, что заявитель обращался в Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по вопросу принятия его, и членов семьи, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом Кузнецовым А.В. к заявлению приложен перечень документов.

По кассовому чеку № 3539287 от 14 апреля 2011 года, выданному почтовым отделением ФГУП «Почта России», расположенным по адресу: <Адрес обезличен> усматривается направление заказной бандероли с простым уведомлением (почтовый идентификатор <Номер>) в Приволжско-Уральское квартирно-эксплуатационное управление в городе Екатеринбурге.

Исследованной в суде распечаткой из системы отслеживания почтовый отправлений ФГУП «Почта России» подтверждается, что заказная бандероль с простым уведомлением (почтовый идентификатор <Номер>) вручена адресату в <Адрес обезличен> 20 апреля 2011 года.

Согласно копии рапорта Кузнецова А.В. от 19 октября 2011 года заявитель ходатайствует перед вышестоящим командованием об увольнении его с военной службы в запас, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, при этом усматривается согласие Кузнецова А.В. на увольнение с военной службы и исключение из списков части с последующим обеспечением его жильём по установленным нормам.

Выпиской из приказа командира ФБУ-войсковая часть <Номер> от 28 октября 2011 года <Номер> подтверждается увольнение Кузнецова А.В. с военной службы с зачислением в запас и исключение его из списков личного состава части с 31 октября 2011 года.

По справке от 20 сентября 2012 года № 1289, выданной РЭУ № 8 филиала «Казанский» ОАО «Славянка», установлено, что Кузнецов А.В., составом семьи из трёх человек, зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>.

Из справки от 24 сентября 2012 года № 357, предоставленной начальником отдела военного комиссариата <Адрес обезличен>, усматривается, что в личном деле Кузнецова А.В. сведений, об участии заявителя в накопительно-ипотечной системе или получении безвозмездной финансовой помощи за весь период прохождения военной службы не имеется.

Согласно справке от 24 сентября 2012 года № 358, выданной начальником отдела военного комиссариата <Адрес обезличен>, календарная выслуга лет Кузнецова А.В. на момент увольнения с военной службы составляла более 10 лет.

Заслушав объяснения представителя заявителя и должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пунктом 1 статьи 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно требованиям части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или, соответственно, законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и социальных гарантий, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьёй 23 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, без предоставления им жилых помещений.

Согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

Полномочия органов военного управления, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями урегулированы Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», пункт 3 которой, устанавливает, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учётной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» таковым определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которое осуществляет, в том числе, функции по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кузнецов А.В., в период прохождения военной службы в ФБУ - войсковая часть <Номер> обеспечен служебным жильём на весь период прохождения военной службы. 14 апреля 2011 года заявитель обратился в органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке его, и членов его семьи, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий – получения жилья по договору социального найма. В декабре 2012 года ему стало известно, что он отсутствует в списках военнослужащих на получение жилья.

Статья 249 ГПК РФ распределяет обязанности по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений, а именно обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд возлагаются на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Оценивая позицию заявителя и его представителя о том, что Кузнецов А.В. 14 апреля 2011 года обращался с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, суд признаёт её достоверной и подтверждающейся представленными в деле доказательствами направления вышеперечисленных документов в ЦРУ ДЖО МО РФ, а именно кассового чека ФГУП «Почта России» и почтового уведомления и трактует её в пользу заявителя, а факт направления заявления полагает установленным.

Таким образом, суд признаёт, что на момент подачи правоустанавливающих документов для постановки его на учёт заявитель обладал статусом военнослужащего и правом на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы, поскольку его увольнение с военной службы состоялось - 31 октября 2011 года.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие Кузнецова А.В. и членов его семьи в списках военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на получение жилья является следствием не принятия решения по его заявлению от 14 апреля 2011 года, что, по мнению суда, является незаконным.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ДЖО МО РФ, до настоящего времени не разрешено заявление Кузнецова А.В. от 14 апреля 2011 года о принятии его на учёт нуждающихся в жилье, что является существенным нарушением его права на жилище, гарантированного статьёй 40 Конституции Российской Федерации и статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд считает необходимым признать бездействие должностных лиц, связанное с не рассмотрением его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и полагает, что права заявителя будут восстановлены путём возложения обязанности на руководителя ДЖО МО РФ рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, принимая во внимание вышеуказанные требования закона, а также то обстоятельство, что в суде заявитель не отказался от заявленных требований к командиру ФБУ - войсковая часть <Номер>, учитывая, что предметом спора явились требования о рассмотрении его заявления должностными лица ДЖО МО РФ о постановке Кузнецова А.В. и членов его семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не усматривает бездействия, или незаконных действий, со стороны командира ФБУ - войсковая часть <Номер>, связанных с правом заявителя на получение жилья и считает необходимым отказать Кузнецову А.В. в удовлетворении данной части заявленных требований.

Кроме этого, суд считает необходимым возместить Кузнецову А.В. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворённых судом требований в размере 150 рублей, которые согласно статьям 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с ДЖО МО РФ.

Руководствуясь статьями 194-199, 258, 320 - 321 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление бывшего военнослужащего ФБУ - войсковая часть <Номер> Кузнецова А.В. об оспаривании бездействия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и командира ФБУ - войсковая часть <Номер>, связанного с не рассмотрением его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, удовлетворить частично.

Признать бездействие руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не рассмотрением заявления Кузнецова А.В. о признании его, и членов его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть заявление о признании Кузнецова А.В. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кузнецова А.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 150 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                       Э.А. Сердитый

2-6/2013 (2-205/2012;) ~ М-228/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов А.В.
Ответчики
Командир в/ч 31353
Руководитель ДЖО МО РФ
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
12.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2012Передача материалов судье
12.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2012Судебное заседание
27.12.2012Судебное заседание
11.01.2013Судебное заседание
19.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2013Дело оформлено
16.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее