Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-751/2022 ~ М-454/2022 от 04.03.2022

дело № 2-751/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года                                                                                   г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Котельниковой С.А., Киселевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максутовой Г.Р. к АО «Федеральная пассажирская компания» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время отстранения от работы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Максутова Г.Р. обратилась в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» (далее по тексту АО «ФПК») о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что она с 29.12.2011 года осуществляет трудовую деятельность в должности проводника пассажирского вагона Вагонного участка Ульяновск - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Приказом и.о. начальника Вагонного участка Ульяновск от 14.01.2022 года она была отстранена от работы без сохранения заработной платы на основании поручения первого заместителя генерального директора АО «ФПК» от 04.11.2021 года.

С данным приказом она была ознакомлена 14.01.2022 года.

Считает, что данный приказ является незаконным, так как отсутствуют основания, предусмотренные трудовым законодательством, для отстранения ее от работы, поскольку в настоящее время вакцины против новой коронавирусной инфекции проходят клинические испытания и опыт их применения не наработан, и в данном случае, с юридической точки зрения, речь идет не об отказе от обязательных прививок, а об отказе от участия в медицинском опыте.

Требования действующего законодательства об обязательности проведения прививок для отдельных категорий работников не распространяются на клинические испытания вакцины, а, кроме того, указанные положения законодательства должны соответствовать положениям Конституции РФ и международным договорам. По логике правового регулирования прививки могут стать обязательными только после завершения испытаний и наработке опыта их применения.

Полагая, что действия ответчика по отстранению от работы нарушают её трудовые права, просит суд признать вышеуказанный приказ и.о. начальника Вагонного участка Ульяновск от 14.01.2022 года незаконным и отменить, взыскать средний заработок за время отстранения её от работы и компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

В судебном заседании истец Максутова Г.Р. и ее представители Ахмадиев Р.А. и Алёшина Т.Ф., допущенные судом к участию в дел в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, доводы привели в целом аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебном заседании представитель АО «ФПК» по доверенности Казеев А.Н. исковые требования истца не признал, полагал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, поскольку работодатель вправе был отстранить истца от работы для соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

Третьи лица - Государственная инспекция труда в Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека по Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека РФ, Управление Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека по железнодорожному транспорту, Куйбышевский Территориальный отдел Управления Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека по железнодорожному транспорту, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, показания свидетелей Полевиной Е.А. и Яранкиной Н.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

При этом согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30марта 1999 года N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзацы 2, 3).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).

Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекци (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1декабря 2004 года N 715, дополнен пунктом 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон от 17сентября 1998 года N 157-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 внесена Минздравом РФ в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то есть указанная вакцинация проводится гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

В связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.

12.10.2021 года главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области вынесено постановление N542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».

Главный государственный санитарный врач по Ульяновской области в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Ульяновской области, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приказ от 03.02.2021 N 47н О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» постановил обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определенным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе, работающим в сфере обслуживания (торговли, клиентских подразделений кредитно-финансовых организаций, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, курьерской деятельности, в организациях, оказывающих услуги связи, в том числе, почтовой, страховые услуги, гостиничные услуги (в том числе, хостелы, гостевые дома), услуги по предоставлению мест для временного проживания, туристические услуги, бытовые услуги, в том числе, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, ателье, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, аквапарков).

Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с действующими нормативно-методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, предписано в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.

Таким образом, согласно вышеуказанному постановлению главного государственного санитарного врача по Ульяновской области обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат граждане, которые работают в сфере транспорта общего пользования.

При этом, требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Принимая во внимание, что в отношении работников транспорта общего пользования вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для указанных лиц является обязательной.

Материалами дела установлено, что 29.12.2011 года между истцом Максутовой Г.Р. и АО «ФПК» был заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят на должность проводника пассажирского вагона 3 разряда резерва проводников пассажирских вагонов ст. Ульяновск Вагонный участок - структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

01.12.2015 года между истцом Максутовой Г.Р. и АО «ФПК» было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому истец с 01.12.2015 года переводится на должность проводника пассажирского вагона 4 разряда резерва проводников пассажирских вагонов ст. Ульяновск Вагонный участок - структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «ФПК», г. Ульяновск.

Таким образом, истец Максутову Г.Р. осуществляет трудовые функции по должности проводника пассажирского вагона в структурном подразделении Куйбышевского филиала АО «ФПК», которое расположено по адресу: <адрес>

Как следует из положений Устава АО «ФПК», общество осуществляет в том числе следующие виды деятельности: перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования на территории Российской федерации и в международном сообщении; оказание услуг пассажирам в поездах дальнего следования; организация туристических перевозок (п. 3.2.).

Согласно должностной инструкцией проводника, утвержденной распоряжением генерального директора АО «ФПК» от 27.04.2015 года, проводник обязан обеспечивать пассажиров в вагоне горячей и охлажденной кипяченой либо бутилированной водой, содержать кипятильник в чистоте; предоставлять пассажирам сервисные услуги, осуществлять реализацию чайной продукции и непродовольственных товаров в ассортиментном перечне и по ценам, установленным работодателем; предоставлять пассажиру необходимые столовые приборы и/или посуду; поддерживать микроклимат в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте; поддерживать чистоту в вагоне и служебном купе, не реже двух раз в сутки производить влажную уборку в салоне вагона, а в туалетах — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов и стен; контролировать наличие гигиенических средств в туалетных кабинах не реже одного раза в час в дневное время и одного раза в 4 часа в ночное время; обеспечивать в вагонах, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, соблюдение санитарных зон (п.3.1).

Таким образом, ответчик АО «ФПК» является предприятием общественного транспорта, осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании, а истец Максутова Г.Р. сопровождает пассажиров железнодорожного транспорта на всем протяжении следования.

При таких обстоятельствах, АО «ФПК» обязано соблюдать вышеуказанные требования санитарно – эпидемиологических норм, в том числе требования главного государственного санитарного врача по Ульяновской области.

Кроме того, 01.10.2021 года главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту вынесено постановление N 7 «О мерах по снижению рисков распространения COVID-19 на объектах пассажирского комплекса, в том числе пригородной инфраструктуры, моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения и дальнего следования в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2021-2022 гг.»

Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту в целях снижения рисков распространения COVID-19 на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановил генеральным директорам АО «Федеральная пассажирская компания» В.Г. Пястолову, АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» А.Н. Ганову, ООО «Тверской Экспресс» А.А. Колмагаеву, начальнику Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО «РЖД» А.Ю. Петрову, обеспечить:

2.1. Допуск к работе работников:

2.1.1. при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом;

2.1.2. с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения;

2.1.3. с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ответчик АО «ФПК» обязано согласно вышеуказанному постановлению главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту обеспечить допуск своих сотрудников к работе только в следующих случаях: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.

Следовательно, АО «ФПК» не вправе допускать к работе лиц, которые не представили сертификат о вакцинации, QR-код, или справку из медицинской организации о перенесенном заболевании СOVID-19, или результаты ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней (для лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).

Поручением первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от 04.11.2021 года в целях исполнения постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту N 7 от 01.10.2021 года, а также в целях снижения рисков распространения СOVID-19 обеспечить с 10.11.2021 года допуск персонала к работе:

при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом;

с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения;

с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (п.п. 1 п.1).

Не допускать к работе персонал, не указанный п.п. 1 п.1 настоящего поручения, не начислять данным работникам заработную плату на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе.

Данное распоряжение полностью соответствует требованиям постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту N 7 от 01.10.2021 года.

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса РФ).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса РФ).

В связи с этим, АО «ФПК» вправе было отстранить от работы сотрудников, которые не соответствуют требованиям постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту N 7 от 01.10.2021 года по допуску к работе.

13.12.2021 года истец Максутова Г.Р. была уведомлена о том, что в соответствии с поручением первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от 04.11.2021 года допуск к работе с 10.11.2021 года будет осуществляться: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.

Максутовой Г.Р. предложено предоставить письменный отказ от вакцинации от новой коронавирусной инфекции с указанием причины отказа либо документы об отводе из медицинской организации в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.

Между тем, Максутова Г.Р. в установленные сроки не вакцинировалась, сертификат о ранее проведенной вакцинации или медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации либо справку о перенесенном заболевании COVID-19 не представила.

Приказом и.о. начальника Вагонного участка - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО «ФПК» от 14.01.2022 года истец Максутова Г.Р. была отстранена от работы с 16.01.2022 года без сохранения заработной платы.

Основанием для отстранения истца от работы явилось поручение первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от 04.11.2021 года.

С данным приказом Максутова Г.Р. была ознакомлена 14.01.2022 года под роспись.

Поскольку Максутова Г.Р. не представила ответчику АО «ФПК» документы, которые указаны в поручении первого заместителя генерального директора АО «ФПК» и, которые необходимые для допуска к работе, а, учитывая, что в соответствии с требованиями, как главного государственного санитарного врача по Ульяновской области, так и требованиями главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту, работодатель АО «ФПК» вправе отстранить от работы работника организации в случае отсутствия у него вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), соответственно данное юридическое лицо вправе требовать от всех работников прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы, то правовых оснований для признания незаконным вышеуказанного приказа от 14.01.2022 года об отстранения истца от работы без сохранения заработной платы не имеется.

По мнению суда, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в транспортной сфере, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам статьи 76 Трудового кодекса РФ, то ответчик АО «ФПК» законно и обоснованно не начисляет и не выплачивает истцу заработную плату.

Ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Доводы истца Максутовой Г.Р. о том, что ее работа в должности проводника пассажирского вагона АО «ФПК» не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, в связи с чем она не подлежала отстранению от работы, не могут быть признаны обоснованными.

Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в период режима повышенной готовности.

Как указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

Трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца обуславливает риск распространения новой короновирусной инфекцией.

Учитывая, что с момента отстранения Максутовой Г.Р. от работы по настоящее время на территории Ульяновской области эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивается как неблагополучная и постановления, как главного государственного санитарного врача по Ульяновской области, так и главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту, продолжают действовать, то у работодателя имелись законные основания для отстранения ее от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием сертификата о вакцинации, QR-кода, или справки из медицинской организации о перенесенном заболевании СOVID-19, или результатов ПЦР-тестирования (для лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).

Доводы истца Максутовой Г.Р. о наличии у неё медицинских противопоказаний для вакцинации являются голословными и бездоказательными.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что отказ Максутовой Г.Р. от вакцинации от новой коронавирусной инфекции продиктован принципиальными соображениями, связанными с недоверием к эффективности и безопасности применяемых вакцин. Каких - либо причин, указывающих на невозможность пройти вакцинирование в силу сложившихся личных жизненных обстоятельств, истцом не приведено.

При этом, Максутова Г.Р. после ознакомления с приказом об отстранении от работы не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования, однако ей это сделано не было.

За истцом сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истец и воспользовался. Любые профилактические прививки проводятся добровольно, при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты.

В настоящее время истец Максутова Г.Р. не лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования.

Представленная в суд справка из медицинской организации, подтверждающая о наличии у истца высокого уровня антител, не заменяет необходимость предоставления истцом работодателю справки о перенесенном заболевании COVID-19, как того требует постановление главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту N 7 от 01.10.2021 года.

Доводы истца о том, что уведомление от 13.12.2021 года ей было вручено только лишь в январе 2022 года, противоречат показаниям свидетеля Полевиной Е.А., которая является начальником отдела кадров вагонного участка.

Данный свидетель суду показал, что уведомление было вручено Максутовой Г.Р. непосредственно 13.12.2021 года

У суда не имеется оснований не доверять показаниям указанного свидетеля, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с письменными материалами дела. Данный свидетель был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом суд не принимает показания свидетеля Яранкиной Н.С., поскольку она не помнит дату вручения истцу уведомления, а также не была свидетелем непосредственно процесса вручения истцу данного уведомления.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца, то правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.

При таких обстоятельствах, требования истца следует оставить без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

2-751/2022 ~ М-454/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Максутова Г.Р.
Ответчики
АО «Федеральная пассажирская компания»
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Шлейкин М. И.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
04.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее