РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елисеевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-494/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области к Мещерякову В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мещерякову В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 77,00 руб., пеней за период с 01.12.2015 по 05.07.2016 в размере 5,91 руб., за 2015 год в размере 89,00 руб., пеней за период с 02.12.2016 по 03.10.2017 в размере 8,60 руб., за 2016 год в размере 103,00 руб., пеней за период 02.12.2017 по 21.06.2018 в размере 5,21 руб., за 2017 год в размере 164,00 руб., пеней за период с 01.07.2019 по 09.07.2019 в размере 0,37 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Мещеряков В.А. является плательщиком налога на имущество, так как в его собственности находятся гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Административный истец просит взыскать недоимку на общую сумму 453,09 руб., а также восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил. Административный истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание административный ответчик Мещеряков В.А. не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Ранее ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие и представил письменные возражения, в которых указал на не соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, налоговые уведомления и требования в адрес фактической регистрации административного ответчика по адресу <адрес> не направлялись.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 14-15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к региональным налогам.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
С учетом сведений об имуществе установлено, что Мещеряков В.А. в заявленный налоговый период с 2014 по 2017 годы являлся собственником гаражей, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами № и №, квартиры с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Следовательно, налогоплательщик в порядке ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
В силу ч. 1 ст.390, 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года.
В соответствии с ч.2 ст.408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно представленных налоговых уведомлений №97307886, №32866768, №22115917 за 2015 год налоговым органом начислен налог на имущество в размере 89,00 руб., за 2016 год в размере 103,00 руб., за 2017 год в размере 164,00 руб. Представленные списки заказной корреспонденции №108, №1070979, №633241 содержат сведения о направлении административным истцом налоговых уведомлений в адрес налогоплательшика: <адрес>. Налоговое уведомление об уплате налогов за 2014 года материалы дела не содержат.
По причине неуплаты налога на имущество налоговым органом выставлены требования №1557 по состоянию на 06.07.2016 со сроком исполнения до 16.08.2016, №7876 по состоянию на 04.10.2017 со сроком исполнения до 15.11.2017, №17657 по состоянию на 22.06.2018 со сроком исполнения до 10.08.2018, №17605 по состоянию на 10.07.2019 со сроком исполнения до 01.11.2019. Сведения о направлении требований в адрес налогоплательщика в материалы дела не представлены. По информации истца уничтожены, что подтверждается актами об уничтожении (л.д.29-31).
В нарушение требований ст. 32 НК РФ доказательств направления в адрес административного ответчика указанных требований административным истцом не представлено.
Также суд обращает внимание, что согласно материалам дела, Мещеряков В.А. с 04.06.2005 г. зарегистрирован по адресу <адрес>.
Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 32, 70 НК РФ налоговым органом не предоставлены доказательства соблюдения досудебного порядка направления требований о взыскании недоимки и пени в адрес административного ответчика.
Кроме того, согласно определения Мирового судьи судебного участка №34 Октябрьского судебного района г. Самары от 14.09.2022 г. судебный приказ о взыскании налоговой недоимки с Мещерякова В.А. отменен (л.д.46). Однако в суд с настоящим иском налоговый орган обратился спустя 6 месяцев 16.10.2023, то есть с пропуском срока.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности и об отказе в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Мещерякову В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2024 года.
Судья Е.А. Чиркова