Дело № 2-1-194/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года пгт. Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Гридиной М.Н.,
при секретаре Тесловой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кромского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области о возложении обязанности на администрацию Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет канализации,
установил:
прокурор Кромского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет канализации. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере владения, пользования распоряжения муниципальным имуществом, в результате которой установлено следующее. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Апальковского сельского поселения расположены объекты недвижимого имущества - канализация, расположенная в <адрес> и канализация, расположенная в <адрес>. Данные объекты недвижимости не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными. На орган местного самоуправления законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, правовым итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного с последующим оформлением в муниципальную собственность. Однако до настоящего времени работа по постановке на учет бесхозяйного объекта администрацией поселения прекращена. Согласно объяснению главы сельского поселения прекращение работы связано с недостаточностью бюджетных средств. Дальнейшее бездействие со стороны администрации поселения ведет к разрушению объектов недвижимости, что приведет к их аварийности и невозможности использования по назначению. Требующиеся бюджетные средства на изготовление технической документации на имущество несоразмерны возможным потерям бюджета поселения в случае необходимости восстановления данных объектов, состояние которых постоянно ухудшается. Просит суд обязать администрацию Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – канализации в <адрес> и канализации <адрес>, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Кромского района Орловской области ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование указал доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области – глава сельского поселения ФИО4 исковые требования не признала, указав, что для постановки на учет безхозяйных объектов – канализации в бюджете поселения отсутствуют денежные средства.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Кромского района Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере владения, пользования распоряжения муниципальным имуществом.
Из ответов Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Кромского района Администрации Кромского района Орловской области видно, что указанные канализации в реестрах федерального имущества Тульской, Рязанской и Орловской областях, в реестре государственной собственности Орловской области и реестре муниципального имущества муниципального образования Кромской район Орловской области не значатся.
Таким образом, данные канализации не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Соглашением, заключенным в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Кромского района Орловской области от 28.12.2018, решение вопросов местного значения поселения по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения, иные полномочия, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», переданы администрации Апальковского сельского поселения.
Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием канализационных сетей, что может привести к аварии, утечке содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для человека.
Учитывая, что спорный объект не имеет собственника и не состоит в регистрирующем органе как бесхозяйное недвижимое имущество, суд приходит к выводу, что бездействие по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности на администрацию Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта - канализации расположенной в <адрес> и канализации, расположенной в <адрес>, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кромского района Орловской области к Администрации Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области о постановке на учет канализации удовлетворить.
Обязать администрацию Апальковского сельского поселения Кромского района Орловской области в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи в отношении объектов – канализации, расположенных по адресам:
- <адрес> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м;
- <адрес> <адрес> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия мотивированного текста решения, которое изготовлено в окончательной форме 22 июля 2020 года.
Председательствующий М.Н. Гридина