У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Касымова
Э.Р.
Дело № 33а-366/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 31 января 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Бешановой
Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации
муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области на решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 декабря 2016 года,
по которому постановлено:
Административный иск
прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация муниципального
образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, выразившееся в
непредставлении в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Ульяновской области в сроки, установленные законом,
сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек
границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для
каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой
перечень утвержден.
Обязать
Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город
Новоульяновск» предоставить в Филиал Федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области сведения об
установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ
указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой
территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень
утвержден, в срок до 31.12.2017.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора
Карабанова А.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
Ульяновского района Ульяновской области
обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к
Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в Филиал Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в
сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон,
координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного
использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо
реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден; о возложении на Муниципальное
учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» обязанности
предоставить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Ульяновской области сведений об установлении
территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах
разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны,
либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, в срок до
31.12.2017.
Требования
мотивированы тем, что обязанность органа местного самоуправления по
предоставлению указанных сведений предусмотрена частью
1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном
кадастре недвижимости». Однако в нарушение действующего законодательства орган
местного самоуправления - Муниципальное учреждение
«Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» не представило
предусмотренные законом сведения в Филиал Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области
сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек
границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для
каждой территориальной зоны.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В
апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Город
Новоульяновск» не соглашается с решением
суда.
Указывает на то, что
Правилами землепользования и
застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденными решением
Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от
29.08.2013 № 73 «Об утверждении Правил землепользования и застройки
муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области, установлены территориальные зоны
муниципального образования и виды разрешенного использования земельных участков в каждой территориальной зоне.
Исходящим письмом № *** от 25.12.2013 в адрес Директора Филиала ФГБУ «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» по Ульяновской области было направлено сообщение о принятии
Городской Думой муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской
области решения от 29.08.2013 № 73 «Об утверждении Правил землепользования и
застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области
в новой редакции. Таким образом, администрацией муниципального образования
«Город Новоульяновск» Ульяновской области была исполнена обязанность по
передаче сведений, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того, Правила
землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области с картой градостроительного зонирования находятся в
свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации.
При принятии решения судом не
учтено, что исполнение решения в срок до 31.12.2017 не представляется возможным
ввиду отсутствия финансирования, а также необходимости более продолжительного
времени для проведения всех предусмотренных законом процедур. Изначально
необходимо внести изменения в Генеральный план МО «Город Новоульяновск»
Ульяновской области. Для проведения
указанных работ необходимо выделение финансирования, которое осуществляется
путем внесения изменений в бюджет. После решения вопроса о выделении
финансирования необходимо заключение государственного контракта на проведение
работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план, затем проведение
самих работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план, утверждение
указанных изменений, их опубликование. Все вышеперечисленные мероприятия могут
быть проведены при наличии финансирования. Стоимость работ составляет от 8 до
12 млн. руб. Срок выполнения работ около 12 месяцев.
После изменений в Генплан вносятся
соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки. Стоимость
проведения работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
составляет около 8 млн. работ, срок выполнения работ от 7 до 9 месяцев.
Решение принято судом без учета
того, что с 01.01.2017 ст. 15 Закона № 221-ФЗ, на основании которой принято
оспариваемое решение, признана утратившей силу.
В
возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ульяновского
района Жаднов О.Ю. просит оставить решение суда без изменения, считая его
законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В
судебное заседание не явились представители Администрации МО «Город
Новоульяноск» Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестрта по Ульяновской
области», Департамента государственного имущества и земельных отношений по
Ульяновской области, департамента архитектуры и градостроительства по
Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит
к следующему.
В
соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
поселения относится, в том числе,
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки,
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации
по планировке территории.
Пунктом 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ
уставлено, что правила землепользования и застройки - документ
градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные
зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и
порядок внесения в него изменений.
Статья 37 Градостроительного кодекса РФ
определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства. Согласно ч. 2 и 3 указанной статьи виды
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства на
другой вид такого использования осуществляется в соответствии с
градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических
регламентов.
Правила
землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск»
были утверждены решением Городской
Думы МО «Город Новоульяновск» от
29.08.2013 № 73. Указанные Правила, в частности, устанавливали
следующие виды территориальных зон: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные
зоны, зону инженерной и
транспортной инфраструктур, зоны
сельскохозяйственного использования, зону рекреационного
назначения, зоны специального назначения.
На момент принятия решения суд
руководствовался положениями
Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в
редакции, действовавшей до 01.01.2017.
В соответствии со ст. 1 указанного
Федерального закона (с 01.01.2017 наименование закона «О кадастровой
деятельности») он регулировал отношения,
возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости,
осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и
кадастровой деятельности.
Статьей 3 указанного Федерального закона в
редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусматривалось, что кадастровый учет
и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным законом
от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в
области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее
- орган кадастрового учета).
В соответствии с частью 5 ст. 4 указанного
Федерального закона сведения вносились в государственный кадастр недвижимости органом
кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном
настоящим Федеральным законом порядке
документов.
В соответствии с п. 1-5 ст. 10 указанного
Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносились следующие
сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования
территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип,
номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;
2) описание местоположения границ таких зон
или территорий;
3) наименования органов государственной
власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении
или изменении таких зон или границ территорий;
4) реквизиты решений органов государственной
власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких
зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих
решений;
5) содержание ограничений использования
объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах
таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования
территорий.
Указанные сведения в
орган кадастрового учета должен был предоставлять орган местного самоуправления
после вступления в силу правового акта, который был принят таким органом, и
которым устанавливались или изменялись территориальные зоны или зоны с особыми
условиями использования территории, либо отменялось установление такой зоны (ч.
6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до
01.01.2017). На момент принятия Правил землепользования и застройки
муниципального образования «Город Новоульяновск» необходимые для кадастрового
учета сведения должны были предоставляться в орган кадастрового учета в течение
10 дней со дня вступления в силу указанных Правил.
Вместе
с тем предусмотренную законом обязанность по предоставлению в оран кадастрового
учета необходимых сведений орган местного самоуправления – администрация МО
«Город Новоульяновск» Ульяновской области не исполнила.
Довод апелляционной жалобы о
том, что обязанность по предоставлению в орган кадастрового учета сведений
администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области исполнила путем уведомление
органа кадастрового учета об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального
образования «Город Новоульяновск», является несостоятельным.
Порядок и форма предоставления сведений на
момент принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования
«Город Новоульяновск» были определены Положением об информационном
взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618. Впоследствии эти вопросы регламентировались Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов,
необходимых для внесения
сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденными
ПостановлениемПравительства РФ от 03.02.2014 № 71.
То обстоятельство, что Правила землепользования
и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» с картой градостроительного зонирования находятся в
свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации МО «Город
Новоульяновск» также не освобождает орган местного самоуправления от предоставления
в орган кадастрового учета необходимых сведений в установленной законом форме.
Не
имеет правового значения довод апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2017
положения ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ утратили силу.
Администрация
МО «Город Новоульяновск» не исполняла обязанность по предоставлению в орган
кадастрового учета необходимых сведений с
2013 года, то есть с момента принятия Правил землепользования и застройки муниципального
образования «Город Новоульяновск» и до момента принятия судом решения. На момент принятия судом решения ст. 15
Федерального закона № 221-ФЗ являлась действующей.
Не являются основанием для отмены решения
суда и доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в
срок до 31.12.2017 ввиду отсутствия финансирования, а также о необходимости
более длительного срока для исполнения решения суда.
Отсутствие финансирования не освобождает
орган местного самоуправления от выполнения возложенных на него законом
обязанностей.
Невозможность исполнения решения суда в
установленный срок может явиться в последующем основанием для обращения в суд с
заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не
было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем
юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка,
оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 08 декабря 2016 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Город Новоульяновск» Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: