Судья Токмакова Е.В. Дело №21-130-АК\2019г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
25 июня 2019 года г. Курск
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в Курском областном суде жалобу руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области Писаревой Г.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08 апреля 2019 г., вынесенное по жалобе генерального директора ООО «Стройресурс» Карасенко О.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Шумакова С.Н. от 14.01.2019 г. № 348 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении
ООО «Стройресурс», ОГРН №, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Шумакова С.Н. № от 14.01.2019г. ООО «Стройресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550 000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08 апреля 2019 г., принятым по жалобе генерального директора ООО «Стройресурс» Карасенко О.В., указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе руководитель Управления Росприроднадзора по Курской области Писарева Г.В. просит решение судьи отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым оставить без изменения постановление Управления Росприроднадзора по Курской области.
Проверив материалы дела, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 ст. 13 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.5 ст. 12 «Требования к объектам размещения отходов» Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В ч. 1 указано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
В п. 1.6 указано, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В преамбуле к Федеральному закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судьей районного суда, в связи с письменным обращением Литвиновой В.П., поступившим из приемной Президента Российской Федерации, по факту несанкционированной свалки отходов в овраге между <адрес> и <адрес> на земельном участке с КН №, была проведена выездная рейдовая проверка ДД.ММ.ГГГГ по государственному экологическому надзору на земельном участке с несанкционированной свалкой отходов производства и потребления в районе оврага между <адрес>, в результате которой было была установлена несанкционированная свалка отходов, таких как: отходы бумаги и картона, отходы полиэтиленовой пленки; отходы сельхозпроизводства; стеклянный бой навалом; строительные отходы; домашняя утварь и др. Место складирования отходов не размежевано на территории г.Курска, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесено и для складирования отходов не предназначено.
Управлением Росприроднадзора по Курской области в отношении ООО «Стройресурс» 26.11.2018 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в связи с тем, что по информации от 12.11.2018 года, полученной из Управления Россрестра по Курской области, земельный участок с КН № находится в аренде ООО «Стройресурс» на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска №ю от 16.02.2009 г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом Курской области, в результате бездействия ООО «Стройресурс» нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на почву окружающую природную среду, происходит ее загрязнение.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда правильно исходила из того, что факт правонарушения, совершенного ООО «Стройресурс» выразившийся в несоблюдении обществом вышеуказанных требований земельного законодательства, не подтверждается материалами дела.
При рассмотрении данного должностным лицом Управления Росприроднадзора по Курской области не учтено, что земельный участок с КН 46:29:102337:144 был передан ООО «Стройресурс» для строительства многоуровневого гаража-стоянки, площадью 6114 кв.м по договору аренды от 16.02.2009г. №-ю, сроком до 11.02.2012г.; 04.04.2012г. между Комитетом по управлению имуществом Курской области и ООО «Стройресурс» был заключен договор №ю аренды этого же земельного участка сроком по 17.03.2013г.
Таким образом, срок договора аренды земельного участка истек в 2013 г.
Кроме того, Комитет по управлению имуществом Курской области на запрос Управления Росприроднадзора по Курской области сообщил о прекращении арендных отношений с ООО «Стройресурс» по поводу использования земельного участка с КН №.
При таком положении с 2013 г. у ООО «Стройресурс» право на земельный участок отсутствует, следовательно, на него не может быть возложена обязанность по выполнению требований природоохранного законодательства на данном земельном участке, в связи с чем состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в действиях юридического лица не имеется.
Согласно части 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Такие выводы судьи Ленинского районного суда г.Курска основаны на законе и подтверждаются материалами дела.
Жалоба должностного лица Управления Росприроднадзора по Курской области не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводы жалобы сводятся лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
Решение судьи отвечает требованиям законности, надлежащим образом мотивировано, оснований к его отмене или изменению не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08 апреля 2019 г. оставить без изменения, а жалобу руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области Писаревой Г.В. – без удовлетворения.
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н.