РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2015 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего- Панина М.А., при секретаре судебного заседания Суворовой А.Е.,
с участием заявителя Туваева С.А., его представителей адвокатов Шемякина И.В. и Сергеевой Н.Ю., представителя командиров войсковых частей 00000, 00001 и 00002 Куликова Р.А., помощника военного прокурора Ивановского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Жиляева Д.Ю.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00002 Туваева С.А. об оспаривании действий командиров войсковых частей 00000 и 00001, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Туваев обратился в суд с заявлением, в котором указал, что на основании приказа командира войсковой части 00000 от 10 февраля 2015 года №4 он был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. По мнению заявителя, при принятии данного решения заинтересованным лицом были нарушены требования действующего законодательства, регламентирующие процедуру увольнения с военной службы, (не проведена беседа, не доведен подсчет выслуги лет, не проведено заседание аттестационной комиссии). Кроме того, Туваев полагал, что оснований для его увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не имелось, поскольку каких-либо нарушений воинской дисциплины он не совершал. Также заявитель отметил, что копия вышеупомянутого приказа командира войсковой части 00000 ему не вручалась, а данное воинское должностное лицо не обладало полномочиями по его увольнению с военной службы.
На основании изложенного Туваев с учетом последующих уточнений просил суд признать незаконными и отменить приказ командира войсковой части 00000 от 10 февраля 2015 года №4 (в части увольнения его с военной службы) и приказ командира войсковой части 00001 от 20 февраля 2015 года №32 (в части исключения его из списков личного состава воинской части), а также обязать командира войсковой части 00000 восстановить его на военной службе.
Для исследования вопроса о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением судом было назначено предварительное судебное заседание, в ходе которого Туваев и его представители заявили, что названный срок следует исчислять с 24 марта 2015 года – дня, когда заявитель встал на воинский учет. В обоснование данной позиции Туваев пояснил, что до 24 марта 2015 года он не знал об увольнении с военной службы, информация об этом ему не доводилась, при этом вплоть до 23 марта 2015 года он ежедневно прибывал в воинскую часть и исполнял обязанности военной службы.
В свою очередь представитель заинтересованных лиц требования Туваева не признал и просил отказать в их удовлетворении ввиду пропуска заявителем процессуального срока, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ.
Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Частью 2 статьи 256 ГПК РФ определено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Туваев оспаривает приказ командира войсковой части 00000 от 10 февраля 2015 года №4 и приказ командира войсковой части 00001 от 20 февраля 2015 года №32 в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Как было указано выше, Туваев утверждал, что об утрате им статуса военнослужащего в связи с увольнением с военной службы ему стало известно 24 марта 2015 года.
Между тем, согласно показаниям свидетелей ФИО1 и ФИО2, информация об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части была доведена до заявителя 20 февраля 2015 года.
Показания приведенных свидетелей непротиворечивы, последовательны и согласуются как между собой, так и с иными доказательствами по делу – графиком задействования офицеров и контрактников <данные изъяты> дивизиона на февраль 2015 года, из которого видно, что после 20 февраля 2015 года Туваев на службу не являлся.
Поскольку доказательств заинтересованности указанных лиц в исходе дела суду представлено не было, а сам Туваев подтвердил, что у ФИО1 и ФИО2 не имеется оснований для его оговора, суд признает показания данных свидетелей достоверными.
Более того, допрошенный в судебном заседании ФИО3 показал, что 12 февраля и 26 или 27 февраля 2015 года он лично вручал Туваеву два предписания о необходимости встать на воинский учет.
Показания данного свидетеля подтверждаются копией книги штаба войсковой части 00002 выдачи справок и предписаний, согласно которой 12 февраля 2015 года Туваеву действительно вручалось упомянутое предписание.
Принимая во внимание то, что заявитель ранее проходил военную службу по призыву, после увольнения с которой становился на воинский учет, суд считает установленным, что после получения предписания он безусловно знал об увольнении его с военной службы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Туваев узнал о нарушении своих прав не позднее 27 февраля 2015 года, поэтому процессуальный срок, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ, следует исчислять с 28 февраля 2015 года.
При этом суд признает не соответствующими действительности утверждения заявителя и его представителей о том, что Туваев был проинформирован об увольнении с военной службы лишь 24 марта 2015 года, поскольку эти их пояснения полностью опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств. Также судом учитываются противоречия в объяснениях Туваева, касающиеся времени, до которого он исполнял обязанности военной службы (24, 23 или 22 марта 2015 года), и обращений после 20 февраля 2015 года к воинским должностным лицам относительно своего статуса (ФИО2 эти утверждения были опровергнуты).
Поскольку рассматриваемое заявление было подано Туваевым в Ивановский гарнизонный военный суд 23 июня 2015 года, и каких-либо причин пропуска трехмесячного срока, которые можно было бы признать уважительными, он не привел, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований о признании незаконными оспариваемых приказов командиров войсковых частей 00000 и 00001 в связи с пропуском им срока обращения в суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 194- 198 и 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░