УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Смирнова
Ю.В. Дело № 33-1232/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 апреля 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре Ульяниной
Э.С.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Козлова Н*** А*** на
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 марта 2012 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Козлову Н*** А*** к администрации города Ульяновска, обществу с ограниченной
ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о признании действий
незаконными, внесении изменения в постановление, перерасчете платежей отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., объяснения истца Козлова Н.А., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы и представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью
«Ремонтно-эксплуатационная служба», полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Козлов Н.А. обратился
в
суд с иском к администрации г.
Ульяновска, обществу с ограниченной
ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» (ООО «РЭС») о признании действий незаконными, внесении
изменения в постановление, перерасчете платежей.
В обоснование иска
указал, что является собственником доли
квартиры №*** (доля %1/3%) в доме № ***
по бульвару Ф*** в г.Ульяновске. 4 мая
2007 года с ООО «РЭС» он заключил договор
управления многоквартирным домом. В конце 2010 года общее собрание
собственников помещений многоквартирного
дома не проводилось, и размер платы на содержание и ремонт жилья на 2011 год
собственниками не утверждался. Управляющая компания ООО «РЭС» от проведения
общего собрания собственников устранилась, о чем администрация города
Ульяновска была поставлена в известность письмом. Однако ООО «РЭС»
самостоятельно, минуя собственников жилого дома, направила в администрацию
города протокол о якобы проведенном собрании собственников помещений многоквартирного
дома и отсутствии на нем кворума. Мэрия города Ульяновска, игнорируя сообщение
собственников о несостоявшемся собрании, Постановлением от 5 июля 2011 года №
2881 «О внесении изменений в Постановление мэрии города Ульяновска от 7 февраля
2011 года № 394 «О размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения для
собственников помещений в многоквартирном доме, которые на своем общем собрании
не приняли решение об установлении
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год» установила
с 5 августа 2011 года размер платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного
жилого дома 17 по бульвару Фестивальному в г.Ульяновске 14,88 руб./кв.м.
Ссылаясь на ч. 3 ст.
154, ч. 1, 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, просил признать действия администрации
города Ульяновска по установлению размера платы на содержание и ремонт общего
имущества на 2011 год в многоквартирном доме № *** по бульвару Ф*** в
г.Ульяновске незаконными; внести изменение в постановление Мэрии № 2881 от 5
июля 2011 года об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества в
размере 14,88 руб./кв.м для
многоквартирного жилого дома № *** по бульвару Ф***; обязать ООО «РЭС»
возместить излишне полученные с августа
2011 года суммы платежей за содержание и ремонт общего имущества в доме путем перерасчета в счет последующих платежей.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Козлов Н.А. не соглашается с решением суда,
просит его отменить, удовлетворить исковые требования. По мнению автора жалобы,
администрация города Ульяновска незаконно определила размер платы за содержание
и ремонт общего имущества жилого дома с 08.08.2011 в размере 14 руб. 88 коп. за
кв.м, поскольку никакого собрания собственников помещений дома № *** по
бульвару Ф*** по вопросу определения вышеуказанной платы не проводилось.
Обращает внимание, что в приложениях к Постановлениям Главы города
Ульяновска от 07.02.2011 № 394 «О размерах платы за содержание и ремонт жилого
помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем
собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и
ремонт жилого помещения на 2011 г.» и от 07.02.2011 № 395 «О размерах платы за
содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по
договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного
и муниципального жилищного фонда многоквартирных домов на 2011 г.» дом № *** по
бульвару Ф*** не значится. Полагает, что управляющей компанией-ответчиком не
соблюден установленный порядок утверждения размера платы за содержание и ремонт
жилья на 2011 г. Протокол легитимного собрания собственников спорного
многоквартирного жилого дома отсутствует. Судом не исследованы должным образом
обстоятельства дела, в том числе переписка с администрацией города, Комитетом
ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска, управляющей компанией.
Считает
необоснованной ссылку суда на п. 3.3 Договора управления многоквартирным домом
от 04.05.2007, поскольку данный пункт договора не содержит положений о
возможности самостоятельного пересмотра управляющей компанией размера платы за
содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «РЭС», соглашаясь с
состоявшимся решением суда, просит оставить его без изменения, в удовлетворении
жалобы Козлову Н.А. - отказать.
В судебном
заседании Козлов Н.А. на доводах жалобы
настаивал, поддержав их в полном объеме.
Представитель ответчика
ООО «РЭС» Лазарев А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы,
считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика
Администрации города Ульяновска и третьего лица общества с ограниченной
ответственностью «РИЦ», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело
в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1
статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации
обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и
коммунальные услуги.
В соответствии с
частями 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за
содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем
содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с
требованиями законодательства; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения
в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья
либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский
кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком
доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ;
размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме
определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на
срок не менее чем один год.
Безусловной в силу
приведенных норм закона является обязанность собственника помещения в
многоквартирном доме нести бремя содержания принадлежащего ему помещения, а
также общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле.
Обеспечение содержания производится путем внесения платы за содержание и ремонт
жилого помещения.
В целях нормального
постоянного пользования и эксплуатации жилого помещения федеральный
законодатель в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации
установил правило, согласно которому, если собственники помещений в
многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер
устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном
доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в
случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с
перерывами, превышающими установленную продолжительность,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 при определении размера платы за содержание
и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую
организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания
собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год
с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы
устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
На основании п. 35
данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры
обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на
содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному
перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с частью
3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления
многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества
многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и
адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень
коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок
определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения
такой платы.
Из дела следует,
что истец Козлов Н.А. является собственником доли (%1/3%) квартиры № *** по
адресу: город Ульяновск, бульвар Ф***.
04 мая 2007 года
между ООО «РЭС» и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального
образования «город Ульяновск» был заключен договор управления многоквартирным
домом по адресу: город Ульяновск, бульвар Ф***, по условиям которого
ответчик взял на себя обязательства за
плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию
и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, находящегося по
адресу: г.Ульяновск, бульвар Ф***
В соответствии с п. 3.3
Договора управления размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и
текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период с 01.01.2008 по
31.12.2012 определяется как произведение размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за предыдущий год и предельного индекса
изменения размера платы за жилое помещение, устанавливаемые на каждый
последующий год Федеральной службой по тарифам РФ. В случае отсутствия
федеральных индексов изменения размера платы, указанных в настоящем пункте,
собственники не позднее, чем за 30 календарных дней до предстоящего года
обязаны принять легитимное решение об определении размера платы за услуги и
работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на последующий год, но не ниже размера
платы за жилое помещение для собственников жилых
помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом,
установленному нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
С 08.08.2011 плата
за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в
многоквартирном жилом доме 17 по бульвару Фестивальному в г. Ульяновске стала
составлять 14 руб. 88 коп. за один квадратный метр общей площади жилья.
Указанный размер
платы для спорного многоквартирного жилого дома утвержден постановлением мэрии
города Ульяновска от 05.07.2011 № 2881 «О внесении изменений в постановление
мэрии города Ульяновска от 07.02.2011 №394».
Доводы Козлова
Н.А., изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности действий мэрии города
Ульяновска в вопросе установления для многоквартирного дома, где проживает
истец, размера платы за содержание и ремонт жилья, суд апелляционной инстанции
находит несостоятельными.
В целях решения
вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию
тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов
организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на
товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам)
для потребителей (пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской
Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»).
В силу статьи 5
Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного
самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным
органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего
муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной
инфраструктуры, тарифы организаций ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 43 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ *** ░░ ░░░░░░░░ ░*** ░
░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░
2011 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░
2011 ░░░.
░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░
░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░ ░*** ░*** – ░░░
░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░