дело № 2-459/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2018 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Мерлиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фоминой А.А. к администрации Олонецкого городского поселения о взыскании пособия по беременности и родам, единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Фомина А.А. обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика пособия по беременности и родам в размере 50 227 руб. 18 коп. и единовременного пособия вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 722 руб. 74 коп.
Свои требования основывает на том, что хх.хх.хх г. была принята на работу .... в администрацию Олонецкого городского поселения. хх.хх.хх г. трудовые отношения прекращены, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
хх.хх.хх г. истец получила листок нетрудоспособности по беременности и родам. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» истец представила для оплаты листок нетрудоспособности на предыдущее место работы в администрацию Олонецкого городского поселения. На свое заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам получила отказ от хх.хх.хх г., поскольку нетрудоспособность не была связана с заболеванием или травмой.
Истец со ссылкой на ст. 255 ТК РФ, положения Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» полагает отказ от выплаты пособия незаконным, нарушающим социальные права, свободы и законные интересы в сфере трудовых отношений и иных связанных непосредственно с ними отношений.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
В судебном заседании истец Фомина А.А. на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы.
Представитель ответчика Минин Ю.И. решение по иску оставил на усмотрение суда, пояснил, что суммы содержащиеся в иске рассчитаны бухгалтером ликвидационной комиссии администрации Олонецкого городского поселения. Администрация готова была заплатить требуемые денежные суммы, однако после получения ответа от фонда социального страхования, отказали в выплате, так как фонд социального страхования отказался компенсировать данные затраты бюджету городского поселения. Фонд считает, что беременность и роды это не страховой случай.
ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В отзыве представитель фонда указал, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» данным Федеральным законом определяется круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентированы условия, размер и порядок обеспечения, в том числе пособием по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат муниципальные служащие. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, являются застрахованными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ, пунктом 14 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н, назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. При этом п. 14 Порядка установлено, что пособие по беременности и родам также назначается и выплачивается по последнему месту работы (службы), когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности(в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);в) необходимости ухода за больным членом семьи (при наличии заключения медицинской организации о нуждаемости больного члена семьи в постоянном постороннем уходе) или инвалидами 1 группы.
Согласно пункту 21 Порядка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Статья 5 Федерального закона № 255-ФЗ регламентирует случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, а не пособием по беременности и родам. Так в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы. Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 255-ФЗ в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого лицо подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении случаев, указанных в п. 1 данной статьи, застрахованному лицу выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, данному лицу выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
хх.хх.хх г. с Фоминой А.А. были прекращены трудовые отношения. хх.хх.хх г. Фоминой А.А. был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам. В связи с этим на хх.хх.хх г. Фомина А.А. не относится к лицам подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, беременность не является заболеванием или травмой и, соответственно, права на назначение и выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности за счет средств Фонда социального страхования РФ в соответствии с ФЗ № 255 не имеет.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что на основании распоряжения главы администрации Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. №-р-к Фомина А.А. с хх.хх.хх г. была принята на работу в администрацию Олонецкого городского поселения на должность муниципальной службы «....».
На основании распоряжения № от хх.хх.хх г. трудовой договор с Фоминой А.А. с хх.хх.хх г. расторгнут в связи с ликвидацией организации, на основании п. 1 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Фомина А.А. обратилась с заявлением об оплате ей листка нетрудоспособности. Ответчиком отказано в выплате пособия Фоминой А.А. в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований, со ссылкой на то, что заболевание или травма у истца не наступили.
Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ст. 7, ч. 1 ст. 39).
Статьей 225 Трудового кодекса РФ установлена государственная гарантия в виде предоставления беременным женщинам отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Основанием для предоставления данного отпуска является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что Фоминой А.А. хх.хх.хх г. в установленном порядке ГБУЗ .... ЦРБ выдан листок нетрудоспособности № на период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в связи с беременностью и родами.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 3 названного Федерального закона установлены виды государственных пособий, в том числе пособия по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и при иных страховых случаях лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определен в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Так, п. 2 ч. 1 ст.1.3 названного Федерального закона предусмотрено, что беременность и роды признаются страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п.п.2 и 3 ч. 1 си. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).
Принимая во внимание, что истец, как работник относилась к категории застрахованных лиц, учитывая, что листок нетрудоспособности и справка о ранней постановке на учет были выданы ей не позднее 30 календарных дней (хх.хх.хх г.) с даты увольнения (хх.хх.хх г.), суд приходит к выводу о том, что работодатель в соответствии с действующим законодательством обязан выплатить пособие по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, тогда как иное нарушало бы гарантированное Конституцией Российской Федерации право Фоминой А.А. на социальное обслуживание в связи с материнством.
Довод ответчика о том, что правила ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ не распространяются на работника, представившего листок нетрудоспособности по беременности и родам, суд признает несостоятельным, так как в названном Федеральном законе речь идет в целом о рисках, с которыми связывается выдача листка нетрудоспособности.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений Конституции РФ и федеральных законов, и так же из того, что положения ч. 3 ст. 13 названного Закона определены законодателем как дополнительная мера социальной защиты работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, ответчик обязан был выплатить страховое обеспечение (пособие по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности).
Расчет задолженности судом проверен, отвечает требованиям действующего законодательства (Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ), а так же установленным обстоятельствам по делу. Расчет подготовлен ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с администрации Олонецкого городского поселения в пользу Фоминой А.А. пособие по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами в размере 50 227 руб. 18 коп. и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 722 руб. 74 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья А.Н.Хольшевнн вступило
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 19 июня 2018 г.