РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.
при секретаре судебного заседания Маркитановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1687/2021 по иску Каклеева И.В. к Управлению федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области о признании недействительным результатов конкурса на замещение должности федеральной государственной службы, проведенного дата
УСТАНОВИЛ:
Истец Каклеев И.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Самара с исковым заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области о признании недействительным результатов конкурса для замещения должности федеральной государственной службы.
В обоснования исковых требований указал, что дата Управлением Роспотребнадзора был проведен второй этап конкурса с его участием на замещение двух вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы – ведущий специалист-эксперт отдела правового регулирования. По результатам конкурсных процедур дата на сайте Управления были опубликованы списки кандидатов, признанных победителями этого конкурса. Истец победителем конкурса признан не был.
Истец указывает, что конкурс был проведён сотрудниками Управления с нарушениями действующего законодательства, которое заключалось в не включении в состав конкурсной комиссии при его проведении независимых экспертов.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об изменении предмета и основания иска. Истец указывает, что эксперты, назначенные в конкурсную комиссию, не соответствуют установленным к ним требованиям, как по порядку включения в состав конкурсной комиссии, так и по сроку нахождения в ее составе и не соответствия их области знаний области к которой относится должность государственной службы по которой был произведен конкурс и на основании не участия в составе конкурсной комиссии членов общественного совета Управления.
На основании изложенного, Каклеев И.В. просит признать недействительными результаты конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведённого дата Управлением Роспотребнадзора по Самарской области.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от дата к участию в деле в качестве третьего лица привлечена председатель конкурсной комиссии – заместитель Управления Роспотребнадзора Ш****
В судебном заседании Каклеев И.В. исковые требовании поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора – Г*** возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что при проведении конкурса соблюдены требования действующего законодательства.
Третье лицо председатель конкурсной комиссии – заместитель Управления Роспотребнадзора Ш***. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет каждому гражданину равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Непосредственно в судах рассматриваются споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу (п. 1 ч. 15 ст. 70 указанного Федерального закона).
Требования к составу конкурсной комиссии установлены п. 17 Положения о конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которому в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Аналогичное положение предусмотрено ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 20 Положения о конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112, заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Роспотребнадзора по Самарской области объявлен конкурс на замещение двух вакантных должностей ведущего специалиста – эксперта отдела юридического обеспечения.
В указанном конкурсе участвовало 2 кандидата – Каклеев И.В. и Н***
Для проведения конкурса дата утверждена комиссия в составе: председателя комиссии заместителя руководителя Ш*** членов комиссии – Л**** начальника отдела государственной службы и кадров, Ж*** начальника отдела юридического обеспечения, К*** начальника отдела организации надзора, Ш*** заместителя начальника отделов государственной службы и кадров.
Также в состав комиссии включены независимые эксперты Б*** и Б***
При этом, согласно Приказу Управления Роспотребнадзора по Самарской области от дата №... Березин И.И. включен в состав Общественного совета при Управлении.
С экспертами, принимавшими участие в комиссии заключены договора на оказание экспертных услуг от 23 декабря 2020 г. предметом которых является участие экспертов в качестве независимых экспертов в деятельности Конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей. Исполнение договоров подтверждается актами приемки-сдачи оказанных услуг от 30 декабря 2020 г.
Согласно решению конкурсной комиссии от дата на заседании конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы присутствовали следующие члены конкурсной комиссии: председатель комиссии заместитель руководителя Ш****., Л****, Ж***, Ш***, независимый эксперт Б***
По итогам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы дата в составе указанных членов конкурсной комиссии принято решение о признании победителем конкурса Н***
Как следует из материалов дела истцом получено в результате конкурса итого 7.6 балла, Н*** 10 баллов. Таким образом истец занял второе место среди лиц, участвующих в конкурсе.
Решение конкурсной комиссии подписано всеми указанными членами комиссии, т.е. решение о признании победителем конкурса Н*** принято в количестве 5 человек.
Порядок формирования комиссии и ее состав, сомнений у суда не вызывает. В состав конкурсной комиссии были включены два независимых эксперта из 7 членов конкурсной комиссии, один из которых является также членом Общественного совета при Управлении, что соответствует требованиям п. 17 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от дата №..., частью 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В заседании комиссии дата приняло участие 5 членов из 7 (кворум имелся – не менее 2/3 от общего числа членов конкурсной комиссии, в том числе один независимый эксперт), данное заседание проведено с участием 2 кандидатов. Итоги конкурса были подведены путем суммирования баллов, выставленных кандидатам членами конкурсной комиссии по итогам тестирования и индивидуального собеседования.
В состав комиссии включен также член Общественного совета при Управлении – Б***
Установленное абз. 2 п. 17 Положения требование к числу членов общественного совета относится к определению общего числа таких членов в комиссии, требования же к кворуму определены в п. 20 Положения.
Согласно п. 20 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 №112 заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд, руководствуясь Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", приходит к выводу, что нарушений процедуры проведения конкурса не установлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований истца не усматривается.
В свою очередь, согласно статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Так, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу. Соответственно по результатам конкурса работодатель самостоятельно принимает кадровое решение о приме кандидата на государственную службу.
Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" на момент проведения конкурса 30 декабря 2020 г. не содержал каких-либо ограничений по срокам на пребывание экспертов в конкурсной комиссии.
Данные ограничения введены Указом Президента РФ от 31.12.2020 N 822, вступившим в силу с 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 27.10.2020 N 346-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым ст. 22 дополнена п. 8.3 также устанавливающий срок пребывания эксперта в конкурсной комиссии вступил в силу 1 января 2021 г.
Кроме того, ст. 2 вышеуказанного ФЗ “О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указано, что независимый эксперт, пребывающий в конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа более трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до 01.07.2021); эксперт, пребывающий на день вступления в силу настоящего Федерального закона в конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа менее трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения трех лет с момента его первого включения в состав соответствующей комиссии.
При этом, правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов утверждены постановлением Правительства РФ только 12.03.2021 г.
Проанализировав представленные в суд доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд полагает заявленные требования не обоснованными, поскольку не находит нарушений прав и законных интересов истца, и считает необходимым в удовлетворении исковых требований Каклеева И.В. отказать в полном объёме.
Истцом не приведено доводов и не представлено доказательств таких нарушений порядка проведения конкурса, которые поставили его в худшие условия по сравнению с другими участниками конкурса и привели к утверждению победителем конкурса лиц, не имеющих на это законных оснований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каклеева И.В. к Управлению федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области о признании недействительным результатов конкурса на замещение должности федеральной государственной службы, проведенного 30 декабря 2020 г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 10 июня 2021 года.
Судья О.С. Минина