Дело № 2а-974/2020
УИД № 13RS0023-01-2020-001761-29
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 июля 2020 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Кутового В.И., его представителя адвоката Решетниковой Ю.К., ордер № 918 от 08.06.2020,
административного ответчика Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Лисиной К.С., доверенность от 10.02.2020,
заинтересованных лиц: Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство»- представитель Шурыгина Л.А., доверенность от 06.07.2020, Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутового В. И. к Администрации городского округа Саранск об оспаривании отказа в признании садового дома жилым домом
установил:
Кутовой В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Саранск об оспаривании отказа в признании садового дома жилым домом.
В обоснование указал, что 29 января 2013 г. приобрёл в собственность земельный участок с кадастровым №, площадью 450 кв.м, расположенный по адресу:<адрес>", категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для использования под сад.
На данном участке построил садовый дом, право собственности на который было зарегистрировано 5 декабря 2013 г.
Садовому дому присвоен кадастровый №.
13 марта 2020 г. обратился в Администрацию г.о. Саранск с заявлением о признании данного садового дома жилым домом.
Письмом от 27 марта 2020 г. № 1218-ОГ Администрация г.о. Саранск отказала ему в этом, по тем основаниям, что основной вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение жилых домов; предложено вынести на публичное слушание вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид земельного участка.
Считает, что данный отказ противоречит положениям Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 1 января 2014 г. № 540.
Под кодом 13.2 данный Классификатор предусматривает наименование вида разрешённого использования земельного участка: ведение садоводства, а также предусматривает описание этого вида разрешённого использования земельного участка.
Согласно описанию названный вид допускает следующие действия: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Исходя из данного описания размещение жилого дома на принадлежащем ему земельном участке допускается.
В связи с этим просил суд признать незаконным отказ Администрации г.о. Саранск в признании вышеуказанного садового дома жилым домом, выраженный в письме от 27 марта 2020 г. № 1218-ОГ (л.д. 1).
В судебном заседании административный истец Кутовой В.И., его представитель адвокат Решетникова Ю.К. исковые требования поддержали по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика Лисина К.С. возразила относительно административного иска по основаниям, приведенным ею в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица КУ «Градостроительство»Шурыгина Л.А. в иске просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента перспективного развития Администрации г.о. Саранск в судебное заседание не явился.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Неявка указанного лица в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, обсудив доводы административного иска и возражений административного ответчика, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Срок обращения в суд с административным иском, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, Кутовым В.И. соблюден.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 6 марта и 4 июля 2020 г. Кутовому В.И. на праве собственности принадлежат:
с 29 января 2013 г. земельный участок с кадастровым №, площадью 450 кв.м, расположенный по адресу:<адрес> категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: ведение садоводства;
с 5 декабря 2013 г. садовый дом с кадастровым №, размещённый на вышеуказанном земельном участке.
13 марта 2020 г. Кутовой В.И. обратился в Администрацию г.о. Саранск с заявлением о признании данного садового дома жилым домом.
Письмом от 27 марта 2020 г. № 1218-ОГ Администрация г.о. Саранск на основании подп. «5» п. 26 подраздела 6 Административного регламента Администрации г.о. Саранск предоставления муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утверждённого постановлением Администрации г.о. Саранск от 07.11.2019 N 1967, отказала ему в этом, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утверждёнными решением Совета депутатов г.о. Саранск от 6 мая 2016 г. № 516, основной вид разрешённого использования земельного участка не предполагает размещение жилого дома; предложено вынести на публичное слушание вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид земельного участка.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты, и сомнения в их достоверности не вызывают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 217-ФЗ) садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 55 и подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, садовый дом признаётся жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешённого использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Аналогичное положение закреплено в подпункте «5» пункта 26 подраздела 6 Административного регламента Администрации г.о. Саранск предоставления муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Общие принципы и порядок проведения градостроительного зонирования устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 1 статьи 36 и частью 2 статьи 37 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 1 части 6 статьи 30, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные виды использования и вспомогательные). При этом установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2 части 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утверждёнными решением Совета депутатов г.о. Саранск от 6 мая 2016 г. № 516 (ред. от 27.12.2019), установлен градостроительный регламент в отношении территориальной зоны Ж4.3 (код 13.2), в которой расположен земельный участок с кадастровым №.
Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков, предусмотренные для территориальной зоны Ж4.3 «Зона садоводческих и дачных некоммерческих объединений, расположенных в границах города и в населённых пунктах» не предполагают размещение жилых домов.
Такая возможность (применительно к ведению садоводства) предусмотрена в условно разрешённом виде использования земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно пункту 13.2 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, в действующей на момент рассмотрения дела судом редакции "ведение садоводства" включает осуществление деятельности, связанной с отдыхом и (или) выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Описание вида разрешённого использования "ведение садоводства" (код 13.2), установленного Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, соответствует положениям Классификатора видов разрешённого использования земельных участков.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, следует то, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Судом установлено, что в собственности Кутового В.И. находится земельный участок категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "ведение садоводства". Данный земельный участок расположен в территориальной зоне садоводческих и дачных некоммерческих объединений, расположенных в границах города, основной вид разрешённого использования которой не предусматривает размещение жилого дома.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Судом установлено, что истец не обращался в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования принадлежащего ему земельного участка "для размещения жилого дома", в связи с чем отказ Администрация г.о. Саранск в признании садового дома жилым домом, выраженный в письме от 27 марта 2020 г., признан судом соответствующим закону.
При этом в силу положений части 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемый отказ в признании садового дома жилым домом не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, является законным, принят органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему законом полномочий, сам по себе права и интересы административного истца, с учётом приведённого в настоящем решении обоснования, не нарушает, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Кутового В. И. к Администрации городского округа Саранск об оспаривании отказа в признании садового дома жилым домом, изложенного в письме от 27 марта 2020 г. № 1218-ОГ, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 июля 2020 года.
Судья А.К. Чибрикин