УИД 18RS0001-01-2020-000795-88
Дело №5-362/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 октября 2020 года г. Ижевск
Судья Ленинского районного суда г. Ижевска Савченкова И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №5-362/2020 по факту совершения Акционерного общества «Концерн Калашников» (АО «Концерн Калашников») административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с участием представителя АО «Концерн Калашников» Жуйкова Р.Н., действующего на основании доверенности, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по УР) Шутовой А.Т., действующей по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проведенного на основании распоряжения Управления Роспотребназора по УР от 18.05.2020 №78 эпидемического расследования в отношении АО «Концерн Калашников» по адресу: г. Ижевск, проезд им. Дерябина, д. 2/193 в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» о регистрации лабораторно подтвержденных случаев новой коронавирусной инфекции COVID-19 у установлено, что в данной организации нарушены положения Рекомендаций по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019 (письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 №02/7376-2020-24, далее – Методические рекомендации), а также СП 3.5.13787-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
В связи с установленными нарушениями Главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по УР Мельниковой Г.И. 30.06.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Представитель Управления Росприроднадзора по УР Шутова А.Т., действующая на основании доверенности, полагала, что АО «Концерн Калашникова» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Полагала подлежащими применению к данным правоотношениям положения Методических рекомендаций, а также СП 3.5.13787-03. Все установленные нарушения подтверждены представленными материалами.
Представитель АО «Концерн Калашникова» Жуйков Р.Н. в судебном заседании возражал против привлечения АО «Концерн Калашников» к административной ответственности, поддержал письменные возражения, вину не признал, указал на отсутствие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Полагал, что положения Методических рекомендаций, а также СП 3.5.13787-03 в данном случае не подлежат применению. Указал на существенные нарушения процессуальных требований при составлении протокола, а именно, отсутствие в протоколе данных о времени совершения правонарушения. Сослался на недоказанность события административного правонарушения. Просил производство по делу прекратить.
Выслушав объяснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Управления Роспотребназдора по УР, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ – административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
АО «Концерн Калашникова» является юридическим лицом.
В силу ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная норма для квалификации правонарушения не требует наступления вредных последствий.
В соответствии с п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 29 Закон № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (п. 1 ст. 32 Закона № 52-ФЗ).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 32 Закона № 52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Согласно п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 2.6. СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.
В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", направленных Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 (далее - Методические рекомендации), позиции, приведенные в настоящих рекомендациях, целесообразно регламентировать распорядительными документами организации. При получении информации работодателем о нарушении установленных ограничений рассматривать вопрос о привлечении работников к дисциплинарной ответственности с соблюдением норм трудового права.
Поскольку Методические рекомендации не являются санитарными правилами, утвержденными и зарегистрированными в установленном законом порядке, данные Методические рекомендации не имеют нормативной силы, если их применение не признано обязательным в силу иных нормативных актов.
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (п. 4 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1 ст. 31 Закона N 52-ФЗ).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2 ст. 31 Закона N 52-ФЗ).
Как установлено пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 высшие должностные лица (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обязаны обеспечить: приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Согласно пп.1. п.7 Распоряжения Главы Удмуртской от 24.04.2020г. №82-РГ «О внесении изменений в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики» (далее - Распоряжение), обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 №6, актов и рекомендаций Роспотребназдора, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, полагаю, что Методические рекомендации являются обязательными к исполнению на территории Удмуртской Республики в соответствии с Распоряжением Главы Удмуртской от 18.03.2020 №42-РГ.
Таким образом, доводы представителя АО «Концерн Калашников» о том, что Методические Рекомендации не могут быть в настоящем случае применены в качестве обязательных норм, отклоняются, как необоснованные.
Как следует из представленных материалов, руководителем Управления Роспотребназдора по УР Матюшиной Н.С. издано распоряжение от 18.05.2020 №78 о проведении расследования причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний в отношении АО «Концерн Калашников», в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» о регистрации случаев новой коронавирусной инфекции, получении информации о лабораторном подтверждении новой коронавирусной инфекции у лиц, работающих в АО «Концерн Калашников».
Срок проведения расследования установлен с 18.05.2020 по 15.06.2020 (п.7). Составлен план мероприятий по эпидемиологическому расследованию причин и условий возникновения и распространения инфекционного заболевания (п.9).
18.05.2020 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в присутствии понятых и представителей АО «Концерн Калашников».
15.06.2020 составлен Акт эпидемиологического расследования Управлением Роспотребнадзора по УР, в котором установлено, что в ходе проведения расследования причин возникновения инфекционных заболеваний, выявлены нарушения законодательства в сфере эпидемиологического благополучия населения
Из протокола об административном правонарушении от 30.06.2020 усматривается, что в ходе проведения эпидемиологического расследования в отношении АО «Концерн Калашников» установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с п.3.4. Методических рекомендаций организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника.
В нарушение п. 3.4. Методических рекомендаций «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников проводился специалистами отдела охраны труда только у сотрудников, работающих в первую смену. Перед началом второй и третей смен «входной фильтр» не проводился.
Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., составленного в период времени с 14-30 час. до 16-30 час., в присутствии двух понятых С.Д., З.А., а также в присутствии двух представителей АО «Концерн Калашникова» Т.А. и Л.Д.
В соответствии с указанным протоколом, «при осмотре проходной термометрия проводятся специалистами отдела охраны труда только в утреннюю смену. В дальнейшем для проходящих через проходную для второй смены термометрия не проводится». Данный протокол осмотра от 18.05.2020 подписан понятыми, представителями АО «Концерн Калашников» без замечаний и возражений.
АО «Концерн Калашников» выдано предписание от 20.05.2020г. №1621 о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по новой коронавирусной инфекции», а именно: п. 1. Проводить ежедневный перед началом всех рабочих смен «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников. АО «Концерн Калашников» представлен отчет о выполнении предписания от 20.05.2020г. №1621. Данное предписание не оспорено АО «Концерн Калашников». Указанное нарушение устранено. Представлена копия товарной накладной и счет-фактуры на поставку термометров инфракрасных бесконтактных DT -8806S (на 2 листах).
При рассмотрении дела, представителем АО «Концерн Калашников» заявлены доводы относительно отсутствия нарушения п. 3.4. Методических рекомендаций, указано на проведение термометрии в соответствии с приказами Управляющего директора общества от 03.04.2020 №138, от 02.06.2020 №199. Данные доводы отклоняются.
Само по себе издание на АО «Концерн Калашников» приказов Управляющего директора общества от 03.04.2020 №138, от 02.06.2020 №199, не опровергает факт установленного нарушения, так как не подтверждает их полного исполнения. Не может опровергнуть факт нарушения и представленная АО «Концерн Калашников» фотография о проведении термометрии на проходной общества, так как не установлена дата и время выполнения данной фотографии. Кроме того, в ней зафиксирован только определенный момент времени, тогда как осмотр проводился 18.05.2020 в течении периода времени с 14-30 час до 16-30 час., в том числе и в период перехода с первой смены работы на вторую (смена менялась в 15-45 час.). Протокол осмотра от 18.05.2020 представителями общества подписан без замечаний.
Таким образом, полагаю установленным совершение обществом нарушения по п. 3.4. Методических Рекомендаций.
2. Согласно п. 4.11. Методических рекомендаций при отсутствии столовой - запрет приема пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.
В нарушение п. 4.11. Методических рекомендаций, в цехе 661 комната приема пищи не оборудована раковиной для мытья рук. В туалетных помещениях цехов 893 и 661, комнате приема пищи цеха 893, 661 отсутствуют дозаторы для обработки рук кожным антисептиком.
Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №87.
Представитель АО «Калашников», не соглашаясь с выявленным нарушением п. 4.11. Методических рекомендаций, указал, что в цехах отсутствуют комнаты для приема пищи, поскольку в обществе прием пищи осуществляется только в столовой, прием пищи вне столовой запрещен п. 3.3 Правил внутреннего трудового распорядка, утверждённого приказом ген. директора от 13.11.2017 №513.
Данные доводы несостоятельны, поскольку указанным пунктом 3.3 Правил внутреннего трудового распорядка запрещен прием пищи только на рабочем месте, к которым комнаты для приема пищи не относятся.
Более того, согласно описаниям данных комнат в протоколе осмотра от 18.05.2020 усматривается, что это отдельные комнаты, в которых расположены столы на два человека и стулья, часть из них оборудована мойкой для рук, то есть их описание соответствует комнатам для приема пищи.
Указание представителя общества о том, что все работники организации питаются в столовой, при том, что имеются оборудованные для приема пищи комнаты в цехах, не может быть достоверным и отклоняется.
Следует указать, что при осмотре помещений 18.05.2020 представители общества не возражали против назначения данных комнат, как помещений для приема пищи. Более того, само выданное Управлением Роспотребназдора по УР предписание было незамедлительно исполнено обществом 20.05.2020, а именно, комнаты без раковин для мытья рук закрыты и не используются, а также для других комнат приобретены кожные антисептики.
Таким образом, совершение обществом нарушения по п. 4.11 Методических Рекомендаций полагаю также установленным.
3. Как установлено п. 4.9. Методических рекомендаций необходимо применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа. Определение количества облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы, должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным установкам.
В нарушение п. 4.9. Рекомендаций, в цехах 661, 662, 893 - в помещениях с постоянным нахождением работников не установлены бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа. В цехе 661 бактерицидный облучатель воздуха установлен только в помещении, где находятся мастера. Также бактерицидный облучатель воздуха установлен в проходной МСК-15.
Данное нарушение подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020г., актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №87.
Указание представителя АО «Концерн Калашников» о том, что отсутствуют доказательства того, что перечисленные выше цеха относятся к местам с постоянным нахождением работников, не может быть принято во внимание. Данные цеха являются рабочими местами, что не оспаривалось представителем общества, а, следовательно, в них осуществляется постоянная трудовая деятельность. Доказательств, опровергающих установленные при осмотре обстоятельства, представителем общества не представлено.
Поскольку при осмотре установлено отсутствие в цехах 661, 662, 893 вообще каких-либо бактерицидных облучателей, следовательно, указание представителем общества на то, что в протоколе отсутствуют какие-либо расчеты площади, радиуса действия этих облучателей, достаточности их количества, несостоятельны.
4. Как установлено в п. 4.10. Методических рекомендаций требуется обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток.
В нарушение п.4.10. Методических рекомендаций установлено, что по состоянию на 18.05.2020г. работникам было выдано по одной многоразовой маске для их использования при входе на предприятие через проходную и посещении мест массового скопления людей. Исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа - работающие не обеспечены необходимым количеством одноразовых или многоразовых масок. Непосредственно на участке 4 цеха 893, цехе 661 на рабочих местах 18.05.2020г. сотрудники были без масок.
Не согласившись с установлением данного нарушения, представитель общества указал, что работникам выданы многоразовые маски, представил в судебное заседание копии ведомостей учета выдачи масок в указанных цехах, а также копию приказа от 10.04.2020 №143 об организации выдачи многоразовых защитных масок работникам.
Вместе с тем, сам факт осуществления работы работниками без масок непосредственно на участке цеха №893 зафиксирован в протоколе осмотра от 18.05.2020 в присутствии понятых, никаких возражений данному факту представителями общества не заявлено при составлении протокола, полагаю факт нарушения п. 4.10. Методических рекомендаций установленным.
5. Положениями п. 4.8. Методических рекомендаций требуется проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
В нарушение п. 4.8. Методических рекомендаций, при осмотре 18.05.2020г. помещений участка №4 цеха 893 для дезинфекции всех контактных поверхностей техническим персоналом представлено средство «STEEL POLISH», который предназначен для использования, как очиститель для нержавеющей стали, а не как дезинфицирующее средство (фото №1). График уборки помещений (туалетов) заполнен на несколько дней вперед - за 19, 20, 21, 22 мая 2020г. (фото №3).
Довод представителя общества о том, что ответственность за данное нарушение не может быть возложена на АО «Концерн Калашников» ввиду отсутствия вины, поскольку уборка помещений осуществляется ООО «АРС Групп» на основании договора возмездного оказания услуг от 31.01.2019, отклоняется, как необоснованный.
Из представленной копии договора возмездного оказания услуг от 31.01.2019, заключенного с ООО «АРС Групп» сроком до 31.01.2021, а также приложения №2 к договору, усматривается, что ООО «АРС Групп» осуществляет уборку помещений с использованием средств дезинфекции только в помещениях туалетных комнат, сантехники в санузлах (п.п. 2.1.2, 2.1.7 приложения №2). Уборка со специальными средствами дезинфекции в других помещениях не предусмотрена договором. То есть договорные отношения общества с ООО «АРС Групп» не устанавливают обязанности по выполнению п. 4.8 Методических рекомендаций.
Сведений о заключении дополнительного соглашения об изменении вида уборки, возложения дополнительных обязанностей на клиринговую компанию в виде влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, не представлено.
Более того, как следует из протокола осмотра от 18.05.2020, уборщица использовала для протирки ручек дверей, поручней средство, которое является очистителем для нержавеющей стали, а не дезинфицирующим средством. То есть не установлено применение при уборке дезинфицирующих средств.
График уборки помещений туалетов был составлен на несколько дней вперед, что подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020, фотографиями, данное обстоятельство АО «Концерн Калашников» не контролировалось.
При указанных обстоятельствах, полагаю, что в обязанность АО «Концерн Калашников» входило соблюдение требований п. 4.8. Методических рекомендаций в целях организации работы на предприятии в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, общество обязано было организовать надлежащее выполнение уборки помещений в соответствии с указанным пунктом Методических рекомендаций.
6. Пункт 4.7. Методических рекомендаций устанавливает необходимость организации опроса и осмотров работников на признаки респираторных заболеваний, с термометрией в течение рабочего дня (рекомендуемая периодичность 1 раз в 4 часа).
В протоколе об административном правонарушении зафиксировано нарушение п. 4.7. Рекомендаций, а именно в цехе 661 в течение рабочего дня не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа (журнал опроса, осмотра не представлен), что подтверждается актом эпидемиологического расследования от 15.06.2020г. №87.
Вместе с тем, полагаю, что в п. 4.7 Методических Рекомендаций не указано, в какой форме должен производиться опрос и осмотр, а потому обязательность предоставления журнал опроса, осмотра работников Методическими Рекомендациями не установлена. Следовательно, непредставление журнала опроса, осмотра работников не составляет объективную сторону данного правонарушения. Данное нарушение подлежит исключению из объективной стороны.
Более того, следует указать, что время совершения административного правонарушения, согласно протоколу об административном правонарушении, является дата 15.06.2020 – дата составления акта расследования. Однако, как указано в самом протоколе об административном правонарушении, данное нарушение устранено 04.06.2020г. при представлении журнала опроса, осмотра работников. То есть на момент совершения длящегося правонарушения (15.06.2020) указанного нарушения не имелось.
7. В соответствии с п.3.4. СП 3.5.1378-03. «Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее СП 3.5.1378-03.), профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство.
В протоколе об административном правонарушении от 30.06.2020 установлено, что в нарушение п. 3.4. СП 3.5.1378-03, не представлена инструкция по применению дезинфицирующего средства «ДПАлтай», которое использовалось для ежедневной текущей дезинфекции помещений цеха 893 (фото №2).
Согласно п. 3.1. СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Из п. 2.20 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность осуществляется лицами, прошедшими профессиональную подготовку и аттестацию.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий…
Медицинская деятельность подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, в том числе услуги по дезинфектологии.
Учитывая вышеизложенное, для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Следовательно, п.3.4. СП 3.5.1378-03 применен в данном случае быть не может, поскольку данные правила обязательны для исполнения юридическими лицами, осуществляющими дезинфекционную деятельность с лицензией на медицинскую деятельность по виду работ «дезинфектология». К таким юридическим лицам АО «Концерн Калашников» не относится.
Вместе с тем, административным органом вменено также нарушение обществом п. 4.8 Методических рекомендаций, согласно которому установлена необходимость проведения ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
Применение дезинфицирующих средств предполагает действия по приготовлению растворов для дезинфекции.
В ходе осмотра помещений 18.05.2020 опрошенная уборщица не смогла ничего пояснить о том, в какой концентрации и для каких целей используется представленное ею дезинфицирующее средство «ДПАлтай», что подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2020.
Использование дезинфицирующего средства «ДПАлтай» без инструкции по ее применению, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обществом п. 4.8 Методических рекомендаций.
Изучив материалы, приложенные к протоколу, полагаю, что вина АО «Концерн Калашников» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нашла свое подтверждение протоколом об административном правонарушении, актом эпидемиологического расследования, фотографиями, копией журнала регистрации и контроля бактерицидной установки, иными представленными материалами.
Вина юридического лица АО «Концерн Калашников» выразилась в ненадлежащем исполнении требований санитарного законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что привело к нарушению пп.1, 3. ст.29, ст.11., пп.1,2 ст. 31 Федерального Закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. п. 2.1., 2.6. СП 3.1./3.2.3146-13, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020г. № 6, пп. 3.4., 4.7., 4.8., 4.9., 4.10., 4.11. Методических рекомендаций, пп. 1,7 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 24.04.2020г. №82-РГ «О внесении изменений в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020г. №42-РГ. АО «Концерн Калашников» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства. Объективной невозможности исполнения положений действующего законодательства АО «Концерн Калашников» не установлено.
Представленными по делу доказательствами подтверждается совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в действиях АО «Концерн Калашников» содержатся все признаки состава указанного административного правонарушения.
Доводы представителя АО «Концерн Калашникова» на существенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, а именно – неверно указано время совершения административного правонарушения: 15.06.2020, то есть событие административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ не установлено, отклоняются.
Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснено в абз. 3 п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления - пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В настоящем случае, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по УР от 18.05.2020 №78 установлено провести расследование в отношении АО «Концерн Калашников» в сроки с 18.05.2020 по 15.06.2020.
Предметом этого расследования являлось, в том числе, оценка и анализ соблюдения обязательных требований, предусмотренных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 6 распоряжения).
В протоколе осмотра от 18.05.2020 установлены лишь фактические обстоятельства по факту осмотра помещений общества.
Затем, уполномоченным составом лиц: главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по УР Мельниковой Г.И., главными специалистами-экспертами отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по УР Крылаевой А.Ф., Насыровой Н.Я. на основании собранного в ходе эпидемиологического расследования материала и анализа правовых норм установлены (выявлены) нарушения, которые и зафиксированы в Акте эпидемиологического расследования от 15.06.2020 №87.
То есть само событие правонарушения по факту его выявления состоялось 15.06.2020, о чем правомерно указано в протоколе об административном правонарушении от 30.06.2020.
Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности судом не установлено.
Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для привлечения к административной ответственности.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению АО «Концерн Калашников», необходимо исходить из того, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Основания для признания правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом выявленных нарушений, также отсутствуют.
Санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ для юридических лиц установлен административный штраф от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судья принимает во внимание, что обществом предпринимаются меры по устранению выявленных недостатков, но на момент рассмотрения дела недостатки полностью не устранены.
При определении размера административного штрафа судьей принимаются во внимание обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4.3, 29.5-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Акционерного общества «Концерн Калашников» ( (юридический адрес: 426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, проезд им. Дерябина, д.2/193, помещение 78, ИНН/КПП 1832090230/183201001, ОГРН 1111832003018), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде штрафа 200 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления.
Судья И.В. Савченкова
Банковские реквизиты для оплаты штрафа: Получатель платежа: УФК по ФИО2 Республике, (ФИО1 Роспотребнадзора по ФИО2 Республике), ИНН 1835064045, КПП 184101001, Банк – НБ ФИО2 Республика <адрес>, БИК 049401001, Рас. счет – 40№, КБК 141 116 01061010003140, ОКТМО 94701000, УИН 14№, ЕИП 2001№.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.