УИД: 03RS0007-01-2021-009666-29
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-609/2022 (2-5946/2021)
03 марта 2022 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахаевой О.С.,
с участием прокурора Лихмана Ю.Н.,
представителя ответчика Талхиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Байназарова З. С. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным приостановление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан обратился в интересах Байназарова З.С. в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее – ГКУ РЦСПН) о признании приостановления в начислении компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Чишминского района Республики Башкортостан по обращению Байназарова З.С. проведена проверка соблюдения филиалом ГКУ РЦСПН РБ по Уфимскому району порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Установлено, что Байназаров З.С., < дата > года рождения, зарегистрирован по адресу: РБ, ..., р...., является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 1 группы», оказываемой ГКУ РЦСПН. С < дата > года Байназарову З.С. приостановлена ежемесячная выплата денежной компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг по причине задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры. Собственниками указанного жилого помещения являются супруга получателя мер социальной поддержки Б.А.К., а также дочь А.А.З. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения. Члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Байназаров З.С. не является собственником жилого помещения, на него не может быть возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, при этом, являясь инвалидом, Байназаров З.С. имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В уведомлении от < дата > о приостановлении мер социальной поддержки не указано в отношении какого жилого помещения имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт у Байназарова З.С. Проверкой установлено, что у Байназарова З.С. на момент принятия решения о приостановлении выплаты компенсации расходов задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствовала. Наличие у собственников жилого помещения задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт не должно препятствовать выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг проживающему совместно с ними члену семьи, который своевременно вносит плату за коммунальные услуги и не несет обязанности по оплате взносов за капитальный ремонт. Принятие незаконного решения о приостановлении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг повлекло за собой нарушение гарантированного законом права Байназарова З.С. на получение меры социальной поддержки со стороны государства. По факту неисполнения вышеуказанных требований закона прокуратурой района < дата > в адрес филиала ответчика вынесено преставление. В ответе на представление от < дата > ... требование прокуратуры осталось неисполненным, представление меры социальной поддержки не возобновлено. Произвольное, в отсутствие установленных законом оснований, лишение Байназарова З.С. уполномоченным органом права на меры социальной поддержки нарушает не только имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство личности.
Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан, с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконными решения ГКУ РЦСПН, вынесенные директором Уфимского филиала от < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата > о приостановлении ежемесячной выплаты денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг Байназарову З.С. по причине задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: ..., взыскать с ГКУ РЦСПН в пользу Байназарова З.С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Истец Байназаров З.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Прокурор Лихман Ю.Н. в судебном заседании просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в иске, указав, что прокуратурой по обращению Байназарова З.С. была проведена проверка, в отношении ответчика было вынесено представление, которое оставлено ответчиком без удовлетворения. У Байназарова З.С. задолженность по оплате сбора за капитальный ремонт отсутствует, была лишь общая информация по квартире. Оказание мер социальной поддержки является государственной услугой, является правом социального обеспечения, ненадлежащее оказание социального обеспечения причинило моральный вред, был ограничен равный доступ на получение меры социальной поддержки от государства, жизненный уровень Байназарова З.С. был ущемлен.
Представитель ответчика Талхина Г.Ф. просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
В письменных возражениях ГКУ РЦСПН указано, что согласно данным ГИС РБ «Адресная социальная помощь» Байназаров З.С. зарегистрирован по адресу: ..., состоит на учете в филиале ГКУ РЦСПН по Уфимскому району РБ по категории «инвалид ... группы» и является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее ЕДК) в размере, установленном законодательством. С < дата > года Байназарову З.С. приостановлена выплата ЕДК в связи с предоставлением НОФ «Региональный оператор» фактических данных за < дата > года о наличии у Байназарова З.С. задолженности по услуге «взнос за капитальный ремонт». ЕДК назначается заявителям (носителям льгот) при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или выполнении) гражданами соглашений с организациями по ее погашению. Действующее Положение не содержит исключений для лиц, не являющихся собственниками жилого помещения, позволяющих получать ЕДК при наличии задолженности по оплате за содержание жилого помещения и взносов на капительный ремонт. Решение о приостановлении выплаты Байназарову З.С. было вынесено правомерно. Согласно представленным сведениям поставщика услуг НОФ «Региональный оператор РБ» фактических данных за < дата > года задолженность по услуге «взнос за капитальный ремонт» Байназаровым З.С. погашена в полном размере. < дата > выплата ЕДК Байназарову З.С. возобновлена с перерасчетом за предыдущие месяцы, с < дата > по < дата > выплаты ЕДК на данный момент Байназарову З.С. производятся своевременно. По части требований о компенсации морального вреда требования истца необоснованны, так как основанием для его взыскания истцом указаны действия ответчика, нарушающие имущественные права истца – незаконную приостановку предоставления меры социальной поддержки. Каких-либо действий ответчика, направленных на нарушение личных неимущественных прав истца, либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, не подтверждается. Просят отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 24.11.2008 N 69-з (ред. от 19.12.2019) "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 18.11.2008) порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определяется Правительством Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации (далее Положение).
Согласно п.п. 2.1 Положения право на ежемесячную денежную компенсацию при условии начисления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги имеют инвалиды.
В силу п. 9 Положения ежемесячная денежная компенсация назначается заявителям (носителям льгот) при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями по ее погашению. При наличии соглашений о погашении задолженности с двумя и более организациями ежемесячная денежная компенсация назначается до истечения наиболее раннего срока действия из заключенных соглашений с учетом подпункта "б" пункта 11 настоящего Положения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Байназаров З.С., < дата > года рождения, зарегистрированный по адресу: ..., < дата > обратился к руководителю филиала ГКУ РЦСПН по Уфимскому району с заявлением о назначении мер социальной поддержки в виде ЕДК на ЖКУ.
Решением филиала ГКУ РЦСПН по Уфимскому району от < дата > Байназарову З.С. назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг размером 1 202,60 руб. с < дата > пожизненно. С < дата > размер ЕДК увеличен до 1 212,14 руб.
< дата > филиал ГКУ РЦСПН по Уфимскому району РБ направил в адрес Байназарова З.С. уведомление о приостановлении выплаты ЕДК с < дата > по причине задолженности по оплате ЖКУ, а именно по оплате взноса на капитальный ремонт НОФ «Региональный оператор РБ». Указано, что для возобновления выплаты ЕДК необходимо погасить задолженность в полном объеме либо заключить с поставщиком ЖКУ соглашение о погашении.
Решениями ГКУ РЦСПН по Уфимскому району РБ от < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата > Байназарову З.С. приостановлена выплата ЕДК на оплату жилого помещения и коммунальных услуг всего на общий период с < дата > до < дата >.
Согласно справке Чишминского участка ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» ... от < дата > объект недвижимости по адресу: ..., зарегистрирован (учтен) в материалах филиала, находится в совместной собственности Б.А.К., Б.А.З. на основании договора передачи жилых квартир в совместную собственность от < дата >.Решением мирового судьи судебного участка ... по Чишминскому району Республики Башкортостан от < дата > исковые требования НОФ «Региональный оператор» к Б.А.К., А.А.З. о взыскании взносов на капитальный ремонт и пени удовлетворены частично. С указанных ответчиков взыскана сумма долга по оплате взносов на капитальный ремонт по лицевому счету ... за период с < дата > года по < дата > года.
Указанное решение суда исполнено А.А.З. < дата > согласно представленным чекам по операциям Сбербанк.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:
1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.
2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
3. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.
Таким образом, суд, учитывая положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление предоставления мер социальной поддержки при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, приходит к выводу, что принятие ответчиком решений о приостановлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было обусловлено полученной от НОФ «Региональный оператор РБ» информации о наличие задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт, вместе с тем доказательств наличия задолженности именно за Байназаровым З.С. суду ответчиком не представлено. Каких-либо действий, связанной с проверкой информации о наличии у Байназарова З.С. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком предпринято не было.
Более того, решением мирового судьи ... по Чишминскому району Республики Башкортостан от < дата > установлено наличие указанной задолженности за Б.А.К. и А.А.З.
Принимая во внимание изложенное, решения филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Уфимскому району Республики Башкортостан < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата > о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг Байназарову З. С. являются незаконными.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Разрешая иск в части взыскания компенсации морального вреда суд учитывает, что меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ГКУ РЦСПН по приостановлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Байназарову З.С. является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание характер и объем, причиненных Байназарову З.С. нравственных страданий, его переживания по поводу неполучения мер социальной поддержки как инвалида 1 группы, имеющего право на получение указанной выплаты, период приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг, степень вины государственного органа, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., находя такой размер компенсации разумным и соразмерным, что согласуется с положениями ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Байназарова З. С. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным приостановление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконными решения ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения от < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата > о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг Байназарову З. С..
Взыскать с ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу Байназарова З. С. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 11.03.2022.