Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-307/2019 ~ М-262/2019 от 12.04.2019

                                                                                               Дело № 2-307/2019

25RS0022-01-2019-000395-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка                                                                                4 июня 2019 года

        Октябрьского района

        Приморского края

    Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                             Севостьяновой Е.Н.,

при секретаре                                                 Петлеван О.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Октябрьского района Приморского края в интересах П.Е., малолетней Б.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Департаменту труда и социального развития Приморского края, Отделу по Октябрьскому муниципальному району департамента труда и социального развития Приморского края о признании решений от 20.04.2018, 27.08.2018, 06.11.2018 незаконными, признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и возложении обязанности произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка за период с 21.01.2018 по 17.12.2018,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту интересов П.Е., малолетней Б.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ, в котором просит признать незаконными решения Отдела по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края от 20.04.2018, 27.08.2018, 06.11.2018 об отказе в рассмотрении заявлений П.Е. о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка; признать за П.Е. право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого    ребенка за период с 21.01.2018 по 17.12.2018, а так же возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края произвести ежемесячную выплату П.Е. в связи с рождением первого    ребенка за период с 21.01.2018 по 17.12.2018.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района в ходе проведенной проверки по обращению П.Е. установлено следующее.

П.Е. неоднократно обращалась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (21.02.2018, 02.04.2018, 12.10.2018, 18.12.2018), а 19.07.2018 обращалась в отдел приема по Октябрьскому району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».

Отделом по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края по заявлениям П.Е. от 21.02.2018, 02.04.2018 г., 19.07.2018 г. и 12.10.2018 г. приняты решения от 05.03.2018, 20.04.2018 года, 27.08.2018 г., 06.11.2018 г. об отказе в рассмотрении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине отсутствия сведений о доходах, либо отсутствии доходов отца ребенка. Согласно ответу Департамента труда и социального развития Приморского края от 19.10.2018, принятые решения признаны законными и обоснованными.

19.02.2019 отделом по Октябрьскому району департамента труда и социального развития Приморского края по заявлению П.Е. от 18.12.2018 принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка в размере 13 689 рублей с 01.03.2019 по 30.06.2019; 9273 руб. 19 коп. с 01.07.2019 по 21.07.2019; 33498 руб. 71 коп. с 18.12.2018 по 28.02.2019.

Согласно п. 22 Порядка в соответствии с частью 10 статьи 4 ФЗ №418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.

Из объяснений П.Е. от 19.07.2018, приложенных к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты следует, что отец ребенка Б.М. находится в следственном изоляторе в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.

01.08.2018 отделом по Октябрьскому району Департамента труда исоциального развития Приморского края сделан запрос в ФКУ СИЗО-1ГУФСИН России по Приморскому краю о нахождении Б.М. в данном изоляторе. 23.08.2018 из ФКУ СИЗО- ГУФСИН России по Приморскому краю поступил ответ от 14.08.2018 о том, что Б.М. находится в данном изоляторе с 04.04.2018 по настоящее время (то есть по состоянию на 14.08.2018).

В соответствии с п. 23 Порядка согласно части 11 статьи 4 ФЗ № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевогодохода семьи, не включаются: а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав; б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Несмотря на то, что Отделу по Октябрьскому районудепартамента труда и социального развития Приморского края было известно о том, что Б.М. находится в ФКУ СИЗО- ГУФСИН России по Приморскому краю с 04.04.2018, в нарушение ч. 11 ст. 4 ФЗ № 418-ФЗ, п. 23 Порядка по заявлению П.Е. принято решение от 27.08.2018 об отказе в рассмотрении её заявления по причине не предоставления документов, содержащий сведения о доходах Б.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (алименты). Соглашение об уплате алиментов, представленное заявителем, не было заверено нотариально.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 ФЗ № 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 №    210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В нарушение вышеуказанной нормы отделом по Октябрьскому району департамента труда и социального развития Приморского края запрос о дате избрания меры пресечения в виде заключения под стражу Б.М., не направлялся.

Согласно постановлению Находкинского городского суда Приморского края от 30.03.2018 в отношении Б.М. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Таким образом, решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка от 20.04.2018, 27.08.2018, 06.1.2018 считает незаконными и необоснованными.

    В судебном заседании помощник прокурора Мигашко Т.С.    поддержала заявленные требования в объеме доводов, изложенных в исковом заявлении.

Истец П.Е. в судебное заседание 4 июня 2019 года не явилась, будучи лично извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствие истца П.Е..

В судебном заседании 15 мая 2019 года П.Е. иск, заявленный прокурором, поддержала и пояснила, что брак с Б.М. не регистрировала. ДД.ММ.ГГГГ родила дочь - Б.В., отцом которой является Б.М., установивший свое отцовство в отношении ребенка. 21 февраля 2018 года в Отдел социальной защиты <адрес> подала пакет документов для получения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. К пакету документов прилагала справку из такси «Удача», где Б.М. неофициально работал. На указанное заявление получила отказ, поскольку не была представлена справка о доходах отца ребенка. 28.03.2018 Б.М. заключили под стражу в <адрес>. Эту информацию сообщила в отдел по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края, представив 02.04.2018 копию постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Б.М. Заявление на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка подавала неоднократно, однако письменные решения об отказе в назначении пособия не получала, о принятом решении узнавала по телефону. Б.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП ФИО8). До настоящего времени его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекращена и не приостановлена. В целях подтверждения дохода ребенка сотрудники отдела соцзащиты рекомендовали заключить соглашение с отцом ребенка о ежемесячной уплате алиментов в размере 1000 рублей. Такое соглашение было заключено 31.05.2018. Представила его в отдел по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края, через неделю узнала, что в назначении пособия отказано, так как соглашение не было заверено нотариально. После этого было рекомендовано подать заявление о взыскании алиментов. В сентябре 2018 года падала заявление о взыскании алиментов с Б.М., и по судебному приказу от 21.09.2018 с Б.М. взысканы алименты в ее пользу на содержание дочери. 12.10.2018 представила в отдел по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края судебный приказ. С 18.12.2018 была назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка. Считает решения ответчика по отказу в назначении ежемесячной выплаты незаконными. Обучается в колледже ВГУЭС <адрес>, с мая 2017 года находится в академическом отпуске. В настоящее время Б.М. осужден и отбывает наказание в местах лишения свободы.

Представитель ответчиков - Департамента труда и социального развития Приморского края, Отдела по Октябрьскому муниципальному району департамента труда и социального развития Приморского края Шушкова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме и в судебном заседании пояснила следующее.

Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка назначается в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2017 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.2017г. № 889 н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка». Данная выплата назначается при следующих условиях: ребенок рожден после 01.01.2018 года, среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал года, предшествующего году обращения. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 889н разработано Приложение №2 к данному порядку, в котором указан перечень документов, представляемых заявителем для назначения данной выплаты. В п. 6 Приложения указано, какое именно заявление должен представить заявитель и какие сведения заявитель должен в нем указать. В данном заявлении указывается состав семьи и доходы всех членов семьи. П.Е. обращалась с заявлением через МФЦ о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка 21.02.2018, 02.04.2018, 12.10.2018, 18.12.2018, а 19.07.2018 П.Е. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в Отдел приема по Октябрьскому району КГУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», который подведомствен Департаменту труда и социального развития Приморского края. В заявлениях, подаваемых П.Е., Б.М. не указывался в качестве члена семьи. Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи относятся совместно проживающие супруг и дети. П.Е. в браке с Б.М. не состоит, однако он является отцом её ребенка и свое отцовство установил в органе ЗАГС. Признав ребенка своим, Б.М. обязан был его содержать, нести за него ответственность. Содержание ребенка могло выражаться в виде выплат денежных средств по соглашению об уплате алиментов, которое удостоверяется нотариально, либо путем взыскания денежных средств в судебном порядке, что и было сделано истцом путем подачи мировому судье заявления о взыскании алиментов с отца ребенка. Документы, подтверждающие доходы, представляются заявителем самостоятельно. Территориальный отдел, куда обращается заявитель за назначением мер социальной поддержки, в случае сомнений в каких-либо документах, вправе по представленным документам запросить в организации, выдавшей данный документ, сведения о том, на самом ли деле доход является достоверным.

К заявлению от 02.04.2018 П.Е. прилагала не декларацию 3-НДФЛ, а квитанцию о приеме налоговой инспекцией от Б.М. налоговой декларации 3-НДФЛ, что не подтверждало доходы отца ребенка. 02.04.2018 к документам не прилагалось постановление об аресте Б.М., и такое постановление в орган соцзащиты от заявителя до настоящего времени не поступало.

К заявлению от 19.07.2018 П.Е. было приобщено соглашение об уплате алиментов, которое не могло быть принято для расчета среднедушевого дохода, поскольку не было заверено нотариально. По этому основанию было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты. Из заявления заявителя от 19.07.2018 г. и из объяснительной, приложенной к заявлению, Отделу социальной защиты стало известно, что отец ребенка Б.М. находится в следственном изоляторе. Получив 19.07.2018 заявление П.Е., в целях оказания помощи заявительнице, был 01.08.2018 сделан запрос в следственный изолятор. 14.08.2018 получен ответ о том, что Б.М. с 04.04.2018 находится под стражей. Считает, что все решения об отказе в назначении П.Е. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка вынесены законно и обоснованно.

18.12.2018 П.Е. подано заявление через МФЦ с пакетом документов, в том числе с приложением справки судебных приставов о взыскании с Б.М. алиментов. В соответствии с п. 5 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 889н было принято решение о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с даты подачи заявления до исполнения ребенку полутора лет.

Оценив заявленные требования, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418- ФЗ (далее - ФЗ № 418-ФЗ), а также приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка» (далее - Порядок) установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка предусмотрены

Согласно ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2).

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 4).

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 5).

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6).

Из приведенной нормы закона следует, что для получения    П.Е. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка необходимы несколько условий, в том числе наличие гражданства Российской Федерации, проживание на территории Российской Федерации, а также подтверждение размера среднедушевого дохода её семьи, который не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Приморском крае.    «Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат» (далее Порядок) утвержден Приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н.

Согласно п. 5 Порядка заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка.

В п. 6 Порядка перечислены требования к информации, которая должна быть указана в заявлении о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. В том числе, подп. «с» п. 6 Порядка предусмотрено, что в вышеназванном заявлении необходимо указывать сведения о доходах семьи заявителя.

В соответствии с п. 8 Порядка к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к настоящему Приказу.

В Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н указан перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка. В том числе, в п. 5 названного Приложения указано о необходимости предоставления сведения о доходах членов семьи.

21 февраля 2018 года П.Е. обратилась в орган соцзащиты с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Как следует из текста заявления и было подтверждено истицей в судебном заседании 15 мая 2019 года, в качестве членов семьи она указала себя и дочь Б.В.. Из расписки МФЦ усматривается, что одновременно с заявлением был подан документ, подтверждающий рождение ребенка, пояснение заявителя, паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту жительства, справка, согласие на обработку персональных данных и свидетельство об установлении отцовства.

05.03.2018 отделом по Октябрьскому району департамента труда и социального развития Приморского края по заявлению П.Е. принято решение об отказе в рассмотрении заявления от 21.02.2018 г. о назначении ежемесячной выплаты по причине предоставления неполного пакета документов и отсутствия сведений о доходах отца ребенка.

Оценивая отказ от 5 марта 2018 года в назначении ежемесячной денежной выплаты, суд исходит из вышеприведенных норм Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 №418- ФЗ и «Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат», и приходит к выводу о том, что в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети. При этом Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факт совместного проживания родителей ребенка. Таким образом, в случае если родители ребенка не проживают совместно, их доходы необходимо учитывать при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются, в том числе иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.2, согласно которой при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Согласно пункту 5 «Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка» (далее Перечень), являющегося Приложением №2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н, сведения о доходах членов семьи подтверждаются: а) справкой с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведениями о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведениями о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справкой (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справкой (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведениями о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведениями о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обращаясь 21 февраля 2018 года с заявлением, П.Е. представила справку от 2 февраля 2018 года о том, что является студенткой 4 курса ВГУЭС очной формы обучения с оплатой стоимости обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц. Нормативный срок обучения – 30.06.2017 года. При этом, вопреки требованиям п.5 Перечня, истица не представила документы, подтверждающие свой доход, доход ребенка и доход отца ребенка.

Поскольку при подаче заявления 21 февраля 2018 года истица не представила документы, подтверждающие доходы несовершеннолетней Б.В., доходы отца ребенка, а также не представила подтверждений того, выплачивалось ли ей по месту учебы пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, то ей обоснованно было отказано в назначении ежемесячной выплаты, так как при отсутствии указанных данных не мог быть определен размер среднедушевого дохода её семьи. На момент принятия решения об отказе в назначении выплаты Б.М. под стражей не содержался.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что решение (уведомление) от 5 марта 2018 года об отказе в рассмотрении заявления истицы было принято законно и обоснованно.

При подаче заявления 2 апреля 2018 года П.Е. указала членами своей семьи несовершеннолетнюю дочь и отца ребенка Б.М. (л.д.11-13). Из расписки МФЦ в получении документов следует, что заявителем были представлены декларации, трудовая книжка (л.д.15).

Однако, в судебном заседании было установлено, что в орган соцзащиты была предоставлена не декларация Б.М., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а квитанция о приеме налоговой декларации Б.М. в электронном виде, в которой не содержалось сведений о доходе индивидуального предпринимателя Б.М. (л.д.16). Трудовая книжка Б.М. не содержала сведений об ином месте его работы (т.1 л.д.26-29).

Истица П.Е. данное обстоятельство не оспаривала и дополнительно подтвердила, что на момент её обращения в органы соцзащиты по вопросу назначения ежемесячных выплат Б.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; до настоящего времени его деятельность, как индивидуального предпринимателя, не приостановлена и не прекращена.

Как установлено в судебном заседании, документы, подтверждающие доход матери, отца и ребенка, в орган соцзащиты при обращении П.Е. с заявлением от 2 апреля 2018 года также представлены не были.

Вопреки утверждениям П.Е. о предоставлении в орган соцзащиты 2 апреля 2018 года копии постановления о заключении Б.М. под стражу, доказательства этому в судебном заседании не представлены, а содержание расписки МФЦ о перечне принятых от заявителя документов, свидетельствует о том, что такой документы представлен не был. К заявлению не прилагалась и объяснительная, в которой такая информация могла бы содержаться (л.д.15).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ни на момент подачи заявления 2 апреля 2018 года, ни на момент принятия решения об отказе в рассмотрении заявления истицы в орган соцзащиты не было представлено ни постановление о взятии Б.М. под стражу ни приговор о его осуждении к реальному лишению свободы. С учетом этого, у ответчика не имелось оснований полагать Б.М. лицом, содержащимся под стражей и направлять уточняющие запросы, в силу чего требовалось подтверждение его дохода, как отца ребенка, в связи с рождением которого П.Е. подавалось заявление о назначении ежемесячной выплаты.

С учетом изложенного, суд считает, что решение от 20.04.2018 об отказе в рассмотрении заявления истицы о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка отвечает требованиям закона, является мотивированным и обоснованным в связи с предоставлением заявителем неполного пакета документов,

19 июля 2018 года П.Е. вновь обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты (л.д.39-42). При этом в графе «Сведения о доходах, полученных в денежной форме» заявитель указала в качестве дохода несовершеннолетней Б.В. выплату единовременного пособия в размере 19620 рублей 40 копеек. Кроме того, заявитель указала об отсутствии своего дохода в виде стипендии за период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года. Одновременно с заявлением было подано соглашение от 31 мая 2018 года, подписанное от имени Б.М. и П.Е., в соответствии с которым Б.М. брал на себя обязательство производить ежемесячную выплату в размере 1000 рублей на содержание своей     дочери Б.В..

В соответствии со ст.100 Семейного кодекса РФ соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из требований ст.100 СК РФ и содержания соглашения от 31.05.2018 г. (л.д.43), суд приходит к выводу о том, что оно не отвечает требованиям закона, а потому обоснованно не было принято органом соцзащиты в качестве документа, подтверждающего алиментные обязательства Б.М. по содержанию ребенка заявительницы, а также в качестве документа, подтверждающего доход несовершеннолетней Б.В..

Из объяснительной П.Е. от 19 июля 2018 года (л.д.44) следует, что Б.М. содержится под стражей, однако документ, подтверждающий данное обстоятельств, в орган соцзащиты представлен не был, что следует из перечня документов, прилагаемых к заявлению истицы от 19 июля 2018 года (л.д.42).

В соответствии с ч. 9 ст. 4 ФЗ № 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 №    210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По запросу Отдела приема по Октябрьскому муниципальному району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (л.д.45) был получен ответ из ФГБОУВО ВГУЭС от 24.07.2018 года, согласно которому П.Е. обучалась в данном образовательном учреждении по очной форме обучения основной профессиональной образовательной программы «38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет» с 1 сентября 2015 года (приказ от 25 сентября 2015 года -с) по 22 сентября 2017 года (приказ от 22 сентября 2017 года -с). За время обучения в академическом отпуске не находилась (л.д.46).

На запрос органа соцзащиты от 01.08.2018 года (л.д.47) из ФКУ СИЗО- ГУФСИН России по Приморскому краю был получен ответ о том, что Б.М. содержится в данном учреждении с 4 апреля 2018 года; не трудоустроен, дохода не имеет (входящий номер от 23.08.2018 г.) (л.д.48).

В соответствии с пунктом 8 ст.4 Федерального закона №418-ФЗ от 28.12.2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается, исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно части 11 статьи 4 ФЗ № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются: а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав; б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Исходя из того, что у ответчика имелись сведения о содержании Б.М. под стражей, он не мог быть включен в число лиц, чей доход необходимо было подтвердить заявителю при обращении 19.07.2018 г. за ежемесячной выплатой.

Вместе с тем, обратившись 19 июля 2018 года с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, П.Е. не представила документы, подтверждающие доход ребенка и свой доход за период, предусмотренный п.8 ст. ст.4 Федерального закона №418-ФЗ от 28.12.2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». При этом у органа соцзащиты имелись сведения о том, что П.Е. с сентября 2017 года не проходит обучение в учебном учреждении и не находится в академическом отпуске. Следовательно, основания для рассмотрения заявления П.Е. от 19 июля 2018 года отсутствовали.

Вопреки доводам истца, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что, получив информацию о содержании Б.М. под стражей, при принятии решения от 27 августа 2018 года орган соцзащиты требовал от истицы подтверждения доходов отца ребенка за время содержания его под стражей.

Как следует из решения от 27 августа 2018 года (л.д.37-38), П.Е. отказано в рассмотрении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине не предоставления (предоставления не в полном объеме) документов, содержащих сведения о доходах Б.В., 21.01.2018 года рождения. При этом в уведомлении (л.д.37) также указывалось, что представленное заявителем соглашение об уплате алиментов не заверено нотариально.

С учетом этого, суд считает, что решение от 27 августа 2018 года об отказе в рассмотрении заявления П.Е. о назначении ежемесячной выплаты отвечает требованиям закона (л.д.37-38).

12 октября 2018 года П.Е. (через МФЦ) обратилась в орган соцзащиты с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д.52-55). При этом в разделе «Сведения о дохода, полученных в денежной форме» заявитель никаких данных не указала. П.Е. представила судебный приказ от 21 сентября 2018 года о взыскании с Б.М. (содержащегося под стражей в ФКУ СИЗО- <адрес>) в её пользу алиментов на содержание дочери Б.В. (л.д.58-59). Справка Отдела судебных приставов о производимом удержании алиментов, либо постановление о расчете задолженности по алиментам к заявлению не прилагались.

Какие-либо документы, свидетельствующие о нахождении Б.М. под стражей, на период 12 октября 2018 года заявителем представлены не были, как не были представлены документы, подтверждающие доходы ребенка и родителей, учитывая, что имелись сведения о регистрации Б.М. в качестве индивидуального предпринимателя.

По запросу органа соцзащиты были истребованы сведения о том, что Б.М. с 04.04.2018 года содержится под стражей (л.д.60).

06.11.2018 отделом по Октябрьскому району департамента труда и социального развития Приморского края по заявлению П.Е. от 12.10.2018 принято решение об отказе в рассмотрении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине предоставлением неполного пакета документов (л.д.49-50).

Учитывая, что у органа соцзащиты имелись сведения о содержании Б.М. под стражей, он не мог быть включен в число лиц, чей доход необходимо было подтвердить заявителю при обращении П.Е. 12.10..2018 г. за ежемесячной выплатой.

Вместе с тем, представляя судебный приказ о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетней Б.В., заявитель не представила доказательств размера доходов ребенка, возникших из указанного судебного приказа, что противоречило требованиям п.п. «а» пункта 5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, являющегося Приложением №2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н.

Таким образом, суд считает, что основания для удовлетворения заявления истицы от 12.10.2018 г. у органа соцзащиты отсутствовали.

18 декабря 2018 года П.Е. обратилась с заявлением о ежемесячной денежной выплате (т.1л.д.74), представив необходимые документы (т.1 л.д.73), в том числе постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности Б.М. по алиментам (т.1 л.д.78), что подтверждало отсутствие дохода ребенка.

По заявлению П.Е. от 18 декабря 2018 года (л.д.74-76) было принято решение от 19 февраля 2019 года о назначении с 18 декабря 2018 года по 21 июля 2019 года ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д.71-72).

В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н, заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Учитывая, что П.Е. обратилась с заявлением 18 декабря 2018 года, то есть по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата обоснованно была назначена со дня ее обращения, то есть с 18 декабря 2018 года.

Исходя из установленных в судебном заседании и изложенных выше обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку принятые Отделом по Октябрьскому району Департамента труда и социального развития Приморского края решения по итогам рассмотрения заявлений П.Е. были основаны на законе.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд

                              р е ш и л :

Отказать в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района Приморского края в интересах П.Е., малолетней Б.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Отделу по Октябрьскому муниципальному району департамента труда и социального развития Приморского края о признании решений от 20.04.2018, 27.08.2018, 06.11.2018 незаконными, признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и возложении обязанности произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка за период с 21.01.2018 по 17.12.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 июня 2019 года.

Судья                                              Е.Н.Севостьянова

2-307/2019 ~ М-262/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Перемышленникова Елена Александровна
Прокурор Октябрьского района Приморского края
Ответчики
Департамент труда и социального развития Приморского края
отдел по Октябрьскому муниципальному району Департамента труда и социального развития Приморского края
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Севостьянова Елена Николаевна
Дело на странице суда
oktiabrsky--prm.sudrf.ru
12.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2019Передача материалов судье
16.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Судебное заседание
07.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2019Дело оформлено
27.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее