Решение по делу № 2-2092/2021 ~ М-798/2021 от 25.02.2021

Дело УИД: 91RS0-70

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года                                                                  <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем – ФИО2,

с участие представителя истца – ФИО7,

представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1 о признании незаконным действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете его использования, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> Крым,

установил:

    Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1

-о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А с кадастровым номером общей площадью 409+/-7 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

- запретить использовать земельный участок расположенный по адресу: <адрес>А с кадастровым номером общей площадью 409+/- 7 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в коммерческих целях, а именно: для осуществления деятельности связанной с предоставлением жилых помещений для временного проживания, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что ответчик является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>А с кадастровым номером общей площадью 409+/- 7 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке расположен, в том числе четырёхэтажный жилой дом лит. «Е» площадью 189,7 кв.м., кадастровый , который используется ФИО1 в коммерческих целях путем сдачи в наем для временного проживания граждан. Вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (2.1) не подразумевает ведение коммерческой деятельности связанных с предоставлением жилых помещений для временного проживания в них. Данный вид деятельности определен классификатором под ко<адрес>.7 – «Гостиничное обслуживание». Указанный вид разрешенного использования подразумевает использование земельного участка для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещении для временного проживания в них.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях. В частности указал, что в настоящее время ФИО1 в наем жилые помещения не предоставляются. Доказательства обратного, в материалы дела не представлено. На протяжении длительного периода времени ФИО1 предпринимаются все возможные меры по признанию права собственности на жилой дом, после чего будет приведен в соответствие с нормами действующего законодательства вид разрешенного использования земельного участка.

От Госкомрегистра поступили письменные пояснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен согласно ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представили, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Выслушав пояснения лиц, присутствующих судебном заседании, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 409+/-7 кв.м. с кадастровым номером 90:22:000000:1919, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; для индивидуальной жилой застройки. Сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

На указанном земельном участке расположен четырехэтажный жилой дом, 2005 года постройки, площадью 189,7 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010225:728. Право собственности не зарегистрировано.

Решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на указанный жилой дом отказано. Решение суда не вступило в законную силу в связи с подачей ФИО1 апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела на основании Распоряжения председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 передан в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома земельный участок лошадью 420 кв. м, расположенный по <адрес> в <адрес>.

ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 является наследником после смерти ФИО5 и собственником жилого дома с надворными постройками по <адрес> в <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 419 кв. м, (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ реестровый ).

Сведения об указанном земельном участке внесены в единый государственный реестр недвижимости и земельному участку присвоен кадастровый .

В пределах земельного участка расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами

При визуальном осмотре установлено, что земельный участок по периметру огражден капитальным забором с оборудованными въездными воротами и калиткой, свободный доступ на земельный участок отсутствует.

На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества:

-двухэтажный жилой дом (лит. «А, А1, а, п/А1») площадью 96,6 кв. м, кадастровый ;

-одноэтажное нежилое здание (лит. «Б») - гараж площадью 14,8 кв. м, кадастровый номер ;

-одноэтажное нежилое здание (лит. «Ж») - летняя кухня площадью 12,7 кв. м, кадастровый ;

-четырехэтажный жилой дом (лит. «Е») площадью 189,7 кв. м, кадастровый ;

Признаков осуществления коммерческой деятельности на момент осмотра не выявлено. Рекламные объявления, информационные вывески, а также другие элементы рекламы, свидетельствующие об использовании домовладения по <адрес>А в <адрес> в коммерческих целях, отсутствуют.

С помощью геодезического спутникового оборудования PrinCe 180 (свидетельство поверке серии АПМ , действительное до ДД.ММ.ГГГГ) и лазерного дальномера «Leica DISTO D410» заводской (свидетельство о поверке действительно до ДД.ММ.ГГГГ) были определены координаты поворотных точек и границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:1919, расположенного по адресу: <адрес>А, находящегося в собственности ФИО1 (регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ ), а также границы земельного участка, фактически используемого ФИО1 для обслуживания домовладения по <адрес>А в <адрес>.

В ходе сопоставления координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером и границ земельного участка, фактически используемого ФИО1, установлено, что фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, соответствует сведениям, внесенным в ЕГРН.

На момент проверки объекты недвижимого имущества: двухэтажный жилой дом тит. «А, А1, а, п/А1») площадью 96,6 кв. м (кадастровый ), одноэтажное нежилое здание (лит. «Б») - гараж площадью 14,8 кв. м (кадастровый ), одноэтажное нежилое здание (лит. «Ж») - летняя кухня площадью 12,7кв.м (кадастровый ), используются ФИО1 для проживания её и членов её семьи (дочь, зять, внуки).

Объект недвижимого имущества - четырехэтажный жилой дом (лит. «Е») лошадью 189,7 кв. м (кадастровый ) используется ФИО1 в коммерческих целях путем сдачи в наем для временного проживания граждан.

В ходе проверки ФИО1 пояснила, что четырехэтажный жилой дом (лит. «Е») с кадастровым номером в качестве гостиницы не используется, а является индивидуальным жилым домом, который она сдает для временного проживания граждан. Доходы, полученные от сдачи недвижимости в аренду, ежегодно декларируются при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, проверкой установлено длящееся нарушение ФИО1 требований статьи 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>А, не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), тогда как согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на проверяемом земельном участке расположен, в том числе, объект недвижимого имущества - четырехэтажный жилой дом (лит. «Е») площадью 189,7кв. м. (кадастровый ) используемый ФИО1 в коммерческих целях путем сдачи в наем для временного проживания граждан.

Установленные нарушения земельного законодательства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

В тот же день ФИО1 было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана виновной в совершении указанного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб., что подтверждается постановлением о назначении административного наказания .

Из административного материала, предоставленного Управлением государственного земельного надзора, следует, что ФИО1 неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства, в том числе предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из предоставленной информации следует, что предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства до настоящего времени не выполнены, нарушение требований земельного законодательства не устранено.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием.

В соответствии с ч.1 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

В соответствии со статей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Кроме того по смыслу ст.ст.51 и 55 Градостроительного кодекса РФ процедура получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении индивидуальных жилых домов и гостиниц (гостевых домов) различна, так как перечень документов для строительства и ввода в гражданский оборот индивидуального жилого дома состоит из 3-х документов (правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка), а перечень документов для строительства гостевого дома или гостиницы состоит из большего количества документов, включающих в том числе: проектную документацию на объект строительства, технические условия с повышенными нагрузками, сводный план инженерных сетей, положительное заключение экспертизы проекта. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органа местного самоуправления также относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Таким образом, по смыслу ст.16 Федерального закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям орган местного самоуправление относится, в том числе осуществление контроля за соблюдением градостроительного и земельного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес>.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому такой вид разрешенного использования как ИЖС предусмотрено ко<адрес>.1 Классификатора и данный вид предназначен исключительно для размещения на участке индивидуального жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи.

Вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) не подразумевает ведение коммерческой деятельности, связанной с предоставлением жилых помещений для временного проживания в них. Данный вид деятельности определен Классификатором под ко<адрес>.7 – «Гостиничное обслуживание». Указанный вид разрешенного использования подразумевает использование земельного участка для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них.

В пункте 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Из выписки из ЕГРН на земельный участок следует, что он имеет вид разрешенного использования ИЖС, соответственно его использование в целях гостиничного обслуживания противоречит как Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г., так и нарушает требования ст.7 ЗК РФ, согласно которой земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Аналогичная позиция изложена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N88-2925/2021.

Статьей 39 Градостроительного кодекса определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратилась в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.

Данное заявление было рассмотрено, принято решение об отказе в рассмотрении заявления в соответствии с п. 4.3 Положения о Комиссии по подготовке правил землеустройства и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в порядке, предусмотренном ст.37 Градостроительного кодекса РФ, изменение вида разрешенного использования (или дополнение вида разрешенного использования земельного участка) таким видом использования, указанным в числе основных видов разрешенного использования, как гостиничное обслуживание, осуществлено не было.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент проверки, а также на сегодняшний день жилое помещение ФИО1 в наем не предоставляется и доказательства обратного истцом не представлены, не могут свидетельствовать об отсутствии нарушений земельного законодательства при установленных судом обстоятельствах и при наличии не исполненного предписания об устранении выявленных длящихся нарушений.

Ссылка представителя ответчика на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, со ссылкой на вывод суда о том, что правовой режим земельного участка на момент выявления нарушений земельного законодательства определялся назначением размещенного на нем объекта, и при изменении правового режима использования самого объекта недвижимости – путем возведения четырехэтажного жилого дома, что соответствует малоэтажной многоквартирной жилой застройке, у его собственника возникает право привести в соответствие фигурирующий кадастровом учете вид разрешенного использования фактическому не свидетельствует об отсутствии в действия ФИО1 нарушений земельного законодательства.

По мнению суда, прекращение дела об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний), не исключает наличие в действия ФИО1 нарушений земельного законодательства, а постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении не имеет для суда преюдициального значения и рассматриваются в совокупности с иными представленными доказательствами.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, который составляет три года, также являются несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Судом установлено, что обнаружение обстоятельств, послуживших основанием для обращения с настоящим иском, было зафиксировано актом осмотра от от ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление подано администрацией ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок исковой давности не пропущен.

Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-

р е ш и л:

Иск Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1 о признании незаконным действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете его использования, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> Крым, удовлетворить.

Признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А с кадастровым номером общей площадью 409+/-7кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Запретить ФИО1 использовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А с кадастровым номером общей площадью 409+/-7кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в коммерческих целях, а именно: для осуществления деятельности связанной с предоставлением жилых помещений для временного проживания, до приведения разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                     В.Ф. Камынина

        Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-2092/2021 ~ М-798/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Симферополя
Ответчики
Анохина Надежда Дмитриевна
Другие
МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г.Симферополя
Госкомрегистр РК
Бекирова Элина Сеитджелиловна
Суд
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Камынина Валентина Францевна
Дело на странице суда
kiev-simph--krm.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.04.2021Предварительное судебное заседание
29.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.06.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
02.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее