Мировой судья: ФИО4
Гражданское дело № 11-24/2021
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – №)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2021 г. г. Похвистнево
Похвистневский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Гурджиевой М.Л.,при секретаре Костиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Калягиной Евгении Германовне, Калягину Василию Яковлевичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, по апелляционной жалобе Калягиной Евгении Германовны на решение мирового судьи судебного участка № 75 Похвистневского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить.
Взыскать с Калягиной Евгении Германовны в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5443(пять тысяч четыреста сорок три)рубля 20 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 266 (двести шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
Взыскать с Калягина Василия Яковлевича в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2721 (две тысячи семьсот двадцать один) рубль 60 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 133 (сто тридцать три) рубля 33 копеек».
у с т а н о в и л:
Истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратился в суд с иском к ответчику Калягиной Евгении Германовне, Калягину Василию Яковлевичу о взыскании задолженности по оплате за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами(ТКО).
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. В силу публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю. Должники являются общедолевыми собственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь дома составляет 89,8 кв.м. Ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчиков составляет 388,80 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Обязательство по оплате оказанных услуг не было исполнено должниками. Сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ составляет 8164,80 руб. На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просил взыскать с ответчика Калягина Василия Яковлевича в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» ИНН №, ОГРН:№: задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2721 (две тысячи семьсот двадцать один) рубль 60 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 133 (сто тридцать три) рубля 33 копеек. Взыскать с Калягиной Евгении Германовны в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5443(пять тысяч четыреста сорок три)рубля 20 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 266 (двести шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Калягина Е.Г., указывая, что судом принято незаконное решение, так как, несмотря на представленные ею документы о том, что ее сын ФИО13., по месту регистрации не проживал, услуги по вывозу мусора не принимал, оплату производил по месту проживания, суд перерасчёт не произвёл. Также Калягиным В.Я. были представлены выписки о стационарных лечениях в различных учреждениях. Суд не учел свидетельские показания том, что ответчики не пользовались услугами по вывозу мусора, а использовали его для личных нужд, на корм живности, компост, розжиг бани, сдача вторсырья (негативного влияния на окружающую среду не оказывалось).Принятым решением суд обязывает ответчиков производить оплату за те коммунальные услуги, которые они н получали. Судом не учтено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывает услугу по вывозу ТКО, не соответствующую типовому договору, нарушая ст.4 Закона о защите прав потребителей (поведёрный сбор ТКО без мест накопления).Так же не учтено, то, что вывоз ТКО по графику 1 раз в неделю нарушает ФЗ-354 по температурному режиму (выше +5 ежедневно, ниже +5-1 раз в 3 дня). Услуги разного качества не могут оплачиваться по единому тарифу. ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушен Закон о персональных данных(согласия для использования, обработки и т.д.) так как Калягина Е.Г. организации не предоставила.
В заседании суда апелляционной инстанции Калягина Е.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Калягин В.Я. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы согласился, поддержав ее.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, предоставила возражения на апелляционную жалобу, просила решение мирового судьи оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Калягиной Е.Г. отказать.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Калягина Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2/3 в праве долевой собственности, Калягин В.Я. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/3 в праве долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 89, 8 кв.м.
Региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» на имя собственника жилого <адрес> был открыт лицевой счет № для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязательство по оплате оказанных услуг не было исполнено Калягиной Е.Г., Калягиным В.Я. в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по обращению с ТКО в размере 5443, 20 рублей у ФИО12., 2721,60 рублей у Калягина В.Я., что подтверждается карточкой расчета.
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Закон об отходах в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона об отходах установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
На основании Соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО «ЭкоСтройРесурс».
В соответствии с п.1 ст.13.3. ФЗ от 24.06.1998 №89-Фз «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 №228.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.
Кроме того, в соответствии с п.2.6 Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 №449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок, лицами с учетом установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства РФ.
Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области №449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на которых расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
В соответствии с п.8.9.Постановления Правительства РФ №1156 и постановлении Правительства Самарской области №449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, возлагается на органы местного самоуправления.
Доводы ответчика о том, что в их селе отсутствуют контейнеры для сбора ТКО, что нет мест накопления ТКО, что свидетельствуют о фактическом неоказании услуг истцом, не могут быть признаны судом обоснованными.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Пунктом 148(45) Правил №354 установлено что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Действующим законодательством не возлагается на регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО. Единственным надлежащим доказательством неоказания услуг является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако ни одного акта ответчиком предоставлено не было, как и не было предоставлено доказательств наличия претензий со стороны ответчика в адрес истца по неоказанию услуги.
При указанных обстоятельствах суд считает, что разрешая заявленные требования, мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судом первой инстанции исследованы основания, на которые стороны ссылались в обоснование своих требований, и возражений, и доказательств, представленные сторонами в подтверждение своих доводов и в опровержение доводов другой стороны.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции не допущено, и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов судом первой инстанции разрешен правильно, с ответчика Калягиной Е.Г. в пользу истца подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 266,67 рублей, с ответчика Калягина В.Я. в размере 133, 33 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 75 Похвистневского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Калягиной Евгении Германовны оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.Л.Гурджиева