РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2012 г. с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., при секретаре Намсараевой В.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования СП «Хасуртайское» о признании бездействия по подготовке, разработке генерального плана и правил землепользования и застройки поселения незаконным и обязывании разработать генеральный план, правила землепользования и застройки, представить на утверждение в представительный орган,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования СП «Хасуртайское» (далее МО СП «Хасуртайское») о признании бездействия по подготовке, разработке генерального плана и правил землепользования и застройки поселения незаконным и обязывании разработать генеральный план, правила землепользования и застройки, представить на утверждение в представительный орган.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства органами местного самоуправления, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Проверкой установлено, что в МО СП «Хасуртайское» генеральный план поселения и правила землепользования и застройки не утверждены, их подготовка и разработка не осуществляются.
В соответствии с п. 20 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения поселений.
Согласно ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений и т. д.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципального образования сельского поселения является генеральный план поселения.
Согласно ст. 24 ГрК РФ, генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту гениального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно п. 5 ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения либо к различным частям территорий поселения (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В соответствии со ст. 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 ГрК РФ. По проекту правил землепользования и застройки также проводятся публичные слушания.
Проверкой установлено, что Схемой территориального планирования МО «<адрес>», утвержденной решением <адрес> «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, планируется размещение объектов районного значения на территории МО СП «Хасуртайское»: строительство фельдшерско-акушерского пункта, реконструкции школы в <адрес> и ряда других промышленных предприятий. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии необходимости разработки и утверждения генерального плана поселения и неприменении положений ч. 6 ст. 18 ГрК РФ.
По смыслу положений ГрК РФ следует, что принятию генеральных планов и правил землепользования и застройки предшествует выполнение значительных организационных мероприятий, что отражено также в Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", приказе Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"; письме Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9079-ИП/08 «О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании».
Однако в МО СП «Хасуртайское» главой администрации решения о подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки, не приняты; не организованы работы по сбору исходных данных для подготовки проекта генерального плана, в том числе анализ документов территориального планирования Российской Федерации, Республики Бурятия, МО «<адрес>»; определение базовых цен на проектные работы в строительстве "Территориальное планирование и планировка территории" не осуществлено, соответственно, не приняты меры по определению размера финансовых средств, необходимых для разработки проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, что исключает возможность включения в расходную часть местного бюджета расходов на проведение указанных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ федеральным законодательством введен ряд ограничений по использованию территорий при отсутствии утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Так, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования; не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования (подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральных законами случаях.
Кроме того, генеральные планы и правила землепользования и застройки необходимы для осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, непринятие генерального плана поселения и правил землепользования и застройки может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца прокурора Хоринского района РБ Гонгорова Е.Б. иск поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Иванова Л.В. иск признала в полном объеме. В связи с тем, что в местном бюджете сельского поселения на 2012 год не предусмотрены расходы по подготовке, разработке генерального плана, правил землепользования и застройки поселения просит отсрочить исполнение данных полномочий до 2013 года.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, считает возможным принять признание иска. Признание иска является выражением доброй воли ответчика, без какого-либо принуждения со стороны. Признание иска ответчиком выражено в письменной форме и приобщено к материалам дела. Последствия признания иска ответчику разъяснены. Права и интересы других лиц признание иска не затрагивает. Оснований для непринятия признания иска ответчиком у суда не имеется.
Судом установлено, что требование истца основано на том, что ответчиком не выполнялись в полной мере федеральное законодательство о градостроительстве, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку суд принимает признание иска ответчиком, исковые требования прокурора <адрес> РБ подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> РБ удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» в части непринятия мер по подготовке и разработке генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Обязать муниципальное образование сельское поселение «Хасуртайское» принять решение о подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки; разработать проект генерального плана, правил землепользования и застройки и направить для утверждения в Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В.Цыбикдоржиева