«06» мая 2020 года Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Маркеловой М.О.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, обратилось с административным иском в суд, в котором просит взыскать с ответчика ФИО2 недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 17279,00 рублей, пени в размере 403,18 рублей и недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 620,00 рублей и пени в размере 14,47 рублей. В обоснование иска представитель административного истца указал, что ФИО2 является налогоплательщикомтранспортногоналога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием у него объектовналогообложения. В установленный законом срок административный ответчик сумму налога за 2015 год в вышеуказанном размере не уплатил. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного район <адрес> от <дата> с ФИО2 взыскан налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 620 рублей, пени в размере 14,47 рублей, транспортный налог за 2015 год в размере 17279,00 рублей, пени в размере 403,18 рублей, а также государственная пошлина в размере 366,33 рубля. Определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> указанный выше судебный приказ от <дата> отменен, в связи с поступившими от ФИО2 возражениями об отмене судебного приказа. В связи с чем, налоговый орган обратился с суд с исковым заявлением.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Материалами дела установлено, что ФИО2 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения.
В установленный срок административный ответчик ФИО2, требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца в ноябре 2017 года в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу и налога на имущество физических лиц.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного район <адрес> от <дата> с ФИО2 взыскан налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 620 рублей, пени в размере 14,47 рублей, транспортный налог за 2015 год в размере 17279,00 рублей, пени в размере 403,18 рублей, а также государственная пошлина в размере 366,33 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> указанный выше судебный приказ от <дата> отменен.
В связи с отменой судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании с течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Поскольку срок исполнения требования № по состоянию на <дата> на сумму 17279,00 рублей по транспортному налогу, 403,18 рублей пени по транспортному налогу за 2015 год, 620,00 рублей по налогу на имущество физических лиц, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до <дата> и сумма по данному требованию превысила 3000 рублей, сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности является <дата>.
При этом, как следует из материалов дела, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу в ноябре 2017 года, то есть за пределами установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд.
Таким образом, налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока. установленного в п. 3 ст. 46, п. п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (п. 3 ст. 229.2, гл. 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК РФ), что по аналогии применимо ко взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановления срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2015 год, а также налогу на имущество физических лиц и пени за 2015 год удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска МИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья М.О. Маркелова