№ 2-922/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2012 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующей судьи Андриенко И.А., при секретаре судебного заседания Сподобаевой Н.С., с участием помощника прокурора ЗАТО Железногорск Щедринова Д.А., представителя ответчика Зубревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора ЗАТО Железногорск в интересах Репиной Е.И., Глазун Г.И. к Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Железногорск Красноярского края обратился в суд с исками в защиту прав и законных интересов Репиной Е.И., Глазун Г.И. к Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск (далее по тексту УСЗН Администрация ЗАТО г. Железногорск) о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению.
Исковые требования мотивированы тем, что Репина Е.И., Глазун Г.И. являются педагогическими работниками - пенсионерами, отработавшими свыше 10 лет в сельском дошкольном образовательном учреждении, проживают в сельской местности – в <адрес> Как педагогические работники они пользовались льготами на отопление и освещение. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П, Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от ДД.ММ.ГГГГ № за Репиной Е.И., Глазун Г.И., как за педагогическими работниками, сохраняется право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, поскольку их общий стаж в школах и дошкольных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет, и на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. ДД.ММ.ГГГГ Репина Е.И., ДД.ММ.ГГГГ Глазун Г.И. обратились в УСЗН Администрацию ЗАТО г.Железногорск с заявлениями о предоставлении им мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогам-пенсионерам. Рассмотрев заявления УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск отказало Репиной Е.И. и Глазун Г.И. в предоставлении мер социальной поддержки. Причиной отказа послужило отсутствие у них необходимого 10-ти летнего педагогического стажа в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом было указано, что стаж работы в иных учреждениях (в том числе ведомственных) не может учитываться при определении права на меры социальной поддержки. Прокурор ЗАТО г.Железногорск полагает данный отказ незаконным и просит суд признать за Репиной Е.И. и Глазун Г.И. право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогам-пенсионерам и обязать УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск с даты их обращения предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Определениями Железногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам прокурора ЗАТО г.Железногорск объединены в одно производство, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Истцы Репина Е.И. и Глазун Г.И., извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Щедринов Д.А. поддержал заявленные исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковых заявлениях, и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрация ЗАТО г.Железногорск в лице УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Зубрева Н.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать. При этом, поддержала доводы письменных отзывов на иск, согласно которым Репина Е.И. и Глазун Г.И. не имеют право на предоставление мер социальной поддержки - по оплате жилой площади с отоплением и освещением за счет средств бюджета Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа», поскольку не имеют общего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, так как работали воспитателями детских садов ФГУП «(...)».
Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края- надлежащим образом, извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела, а именно копиями трудовых книжек, установлено, что:
Репина Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского комбината № ГУ «(...)», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского комбината № ГУ «(...)»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем ДОУ (...), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем МДОУ «Детский сад №
Глазун Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского комбината № ГУ «(...)», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем ДОУ№ ЖКО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем ДДУ № Поселкового <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем МДОУ «Детский сад №
Истцам назначена пенсия по старости: Репиной Е.И. – ДД.ММ.ГГГГ; Глазун Г.И. – ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела, что в спорный период времени Репина Е.И., Глазун Г.И. работали воспитателями детского дошкольного учреждения, проживали в поселке <адрес> и проживают там до настоящего времени.
Согласно сведениям, представленным МП «(...)», (...) заводом - филиалом ОАО «(...)», детские комбинаты №, входившие в состав указанных предприятий, находились в <адрес>.
Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК (...), утвержденному постановлением Госстандрата РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> является поселком городского типа, подчиненным администрации г. Железногорск.
До ДД.ММ.ГГГГ Репина Е.И., Глазун Г.И. пользовались льготой на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогические работники, вышедшие на пенсию.
Репина Е.И. ДД.ММ.ГГГГ, Глазун Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратились в УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск с заявлениями о предоставлении им мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогам- пенсионерам, представив необходимые для этого документы.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Репиной Е.И., Глазун Г.И. в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогам- пенсионерам отказано в связи с отсутствием у них 10-летнего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Прокурор, полагая данный отказ незаконным, просит суд признать за Репиной Е.И. и Глазун Г.И. право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогов-пенсионеров и обязать УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск с даты их обращения предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 настоящий Закон устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением (далее - денежные выплаты) педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края.
В соответствии со ст.3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
В силу ст.2 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогические работники.
Так, до 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.
Предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 437, от 24 января 1985 г. N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами
По мнению суда, доводы ответчика о том, что истцы работали воспитателями в детских садах, не относящихся к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, в связи с чем, не имеют права на предоставления указанных мер социальной поддержки, являются несостоятельными, поскольку статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не устанавливает, что получение указанных льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательного учреждения.
Как установлено судом, Репина Е.И., Глазун Г.И. более 10-ти лет являлись педагогическими работниками образовательных учреждений, в полном объеме получали меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и после выхода на пенсию, как педагогические работники образовательного учреждения, работавшие в сельской местности; отказ в предоставлении указанных мер, связан лишь с тем, что они работали в детских садах, не являющихся краевыми государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, иных оснований отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ответчиком не указано, в связи с чем, они имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», в порядке, установленном законодательными актами субъекта РФ - Законом Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Согласно ст.5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 при представлении педагогическим работником документов, указанных в статье 4 настоящего Закона, с 1-го по 15-е число месяца денежные выплаты предоставляются с 1-го числа этого месяца, а при представлении этих документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения полного комплекта документов, установленных статьей 4 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении денежных выплат или об отказе в их предоставлении, рассчитывает размер денежных выплат и доводит соответствующее решение до педагогического работника. Основаниями для отказа в предоставлении денежных выплат являются: а) отсутствие права на получение денежных выплат; б) отсутствие документов, необходимых для получения денежных выплат. Денежные выплаты предоставляются на период работы педагогического работника в краевом государственном или муниципальном образовательном учреждении, за исключением педагогического работника, вышедшего на пенсию и имеющего общий стаж по основному месту работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) не менее 10 лет, которому денежные выплаты предоставляются бессрочно (в случае установления пенсии по инвалидности - на период установления инвалидности).
На основании изложенного, суд полагает требования прокурора законными и обоснованными и принимает решение об их удовлетворении. При этом полагает необходимым возложить обязанность на ответчика предоставить меры социальной поддержки истцам с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они обратилась к ответчику с заявлениями, представив все необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ (Репина Е.И.), ДД.ММ.ГГГГ (Глазун Г.И.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 12 ░░░░░░░ 2012 ░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░