Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1448/2021 ~ М-373/2021 от 26.01.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 июня 2021 года                             г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мининой О.С.,

при секретаре Маркитановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1448/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области к Столярову М.М. о взыскании задолженности по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Столярову М.М., ссылаясь на то, что Столяров М.М. является налогоплательщиком земельного налога, в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п.2 ст.52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговых органом сумм налогов. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от дата №..., данное требование получено налогоплательщиком. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст.48 НК РФ. Судебный приказ от дата, вынесенный в порядке, установленном главой 11.1КАС РФ, по заявлению инспекции о взыскании со Столярова М.М. обязательных платежей, отменен 24.07.2020 г.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, административный истец просит взыскать со Столярова М.М. задолженность в сумме 97761,15 руб., в том числе: земельный налог за 2018 год в размере 355 руб., пени в размере 1,52 руб.; земельный налог за 2016 год в размере 46 739 руб., за 2018 год в размере 50251 руб., пени в размере 414,63 руб.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании ответчик Столяров М.М. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Также заявил ходатайство об отложении судебного заседания, на срок 6 месяцев до рассмотрения по существу Самарским областным судом административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Однако суд не находит оснований для отложения судебного заседания по ходатайству административного ответчика.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) является, в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.

На основании п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Установлено, что Столяров М.М. является плательщиком земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

За 2016, 2018 г.г. налоговым органом МИФНС России № 16 по Самарской области начислен земельный налог в размере 96 990 рублей, с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №... от дата

По причине неуплаты земельного налога налогоплательщику выставлено требование №... по состоянию на дата, которым Столярову М.М. предложено в срок до дата погасить недоимку по земельному налогу в размере 97 345 руб., а также начисленные пени в размере 416,15 руб.

Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими сведениями о выгрузке в личный кабинет налогоплательщика.

Указанные требования оставлены без исполнения.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).

Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата судебный приказ от дата о взыскании со Столярова М.М. задолженности по налогам в сумме 97 761, 15 руб., включающей в себя также задолженность по налогу за 2016 г., отменен на основании заявления должника.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском дата.

Срок исполнения требования №... по состоянию на дата, установлен до дата, к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании налоговой задолженности со Столярова М.М. налоговый орган обратился в пределах шестимесячного срока (дата – дата вынесения судебного приказа), кроме этого, соблюден шестимесячный срок обращения в суд после вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа от дата

Наличие у административного ответчика указанных в иске объектов налогообложения в спорный период подтверждается представленными суду Управлением Росреестра по Самарской области выписками из ЕГРН.

Согласно чекам по операциям Сбербанк онлайн от дата Столяровым М.М. произведена оплата земельного налога в размере 355 руб., пени в размере 15,43 руб., которые суд считает возможным учесть в качестве частичной оплаты образовавшейся задолженности.

Вместе с тем, поскольку в установленный требованием об уплате налога срок и на момент разрешения спора административный ответчик не произвел погашение задолженности по налогам в полном объеме, суд приходит к выводу о взыскании со Столярова М.М. задолженности в размере 97 404,63 руб. (с учетом частичной оплаты в сумме 370, 43 руб.), в том числе: земельный налог за 2016 год в размере 46 739 руб.; земельный налог за 2018 год в размере 50 251 руб., а также пени в размере 414,63 руб.

Доказательств оплаты образовавшейся задолженности в полном объеме суду не представлено.

Довод административного ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд и взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 г., является ошибочным, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Доводы административного ответчика о том, что в его адрес налоговым органом не направлялись ни налоговые уведомления, ни соответствующие требования, отклоняются судом, как несостоятельные, ввиду следующего.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Пунктом 6 статьи 69 Кодекса предусмотрены в том числе способы передачи физическому лицу требования об уплате лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приказом ФНС России от дата ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" во исполнение пункта 6 статьи 69 Кодекса налоговому органу предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через Личный кабинет в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога, пеней, штрафов, процентов.

В силу положений п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 20 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от дата N ММВ-7-17/617@, в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе.

Установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что первичная регистрация Столяровым М.М. в личном кабинете налогоплательщика произведена. Доказательств уведомления Столяровым М.М. налогового органа о необходимости получения уведомлений, требований по уплате налогов на бумажном носителе, административным ответчиком в суд не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налоговых уведомлений и требований об уплате налога была исполнена надлежащим образом, о чем административным ответчиком на запрос суда представлены соответствующие доказательства.

Доводы Столярова М.М. о невозможности рассмотрения настоящего административного дела до рассмотрения по существу Самарским областным судом, поданного им административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, также не могут быть приняты во внимание.

В силу п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Суд полагает, что рассмотрение административного иска Столярова М.М. о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества, не препятствует разрешению настоящего спора о взыскании с налогоплательщика обязательных платежей; в случае же удовлетворения требований, Столяров М.М. не лишен возможности, в частности, просить о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 16 по Самарской области о взыскании со Столярова М.М. задолженности по земельному налогу, пени за 2016, 2018 г.г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета г. о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 122 рубля

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Самарской области к Столярову М.М. о взыскании задолженности по земельному налогу - удовлетворить частично.

Взыскать со Столярова М.М., дата г.р., зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС №... по Самарской области земельный налог за 2016 год в размере 46 739 рубля; земельный налог за 2018 год в размере 50 251 рубля, а также пени в размере 414, 63 рубля, а всего взыскать 97 404 (девяноста семь тысяч четыреста четыре) рубля 63 копейки.

Взыскать со Столярова М.М. в бюджет г. о Самара государственную пошлину в размере 3 122 (три тысячи сто двадцать два) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2021 г.

Судья                О.С. Минина

2а-1448/2021 ~ М-373/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 16 по Самарской области
Ответчики
Столяров М.М.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Минина О. С.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
26.04.2021Судебное заседание
26.01.2021Регистрация административного искового заявления
26.01.2021Передача материалов судье
28.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.02.2021Предварительное судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021Дело оформлено
11.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее