№
РЕШЕНИЕ подлинник
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2021 года г. Назарово Красноярского края
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Савватеевой М.А.,
при секретаре Мустафиной М.В.
с участием истца Витковской Л.В., представителя ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное) Колосова И.М., действующего на основании доверенности от 11 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Витковской Любови Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное), Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Степновская участковая больница» о включении периода трудовой деятельности в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Витковская Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении периода трудовой деятельности в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии.
Требования искового заявления мотивированы тем, что она обратилась 23 марта 2020 года в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку она на протяжении более 25 лет осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
02 апреля 2020 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края в ответ на ее заявление приняло решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету составил 24 года 09 месяцев 07 дней.
С данным решением в части не зачета в стаж на соответствующих видах работ 06 месяцев 12 дней в календарном исчислении, она категорически не согласна с тем, что не приняты к зачету в специальный стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а именно:
- с 15 марта 2004 года по 24 апреля 2004 года,
- с 05 мая 2009 года по 25 июня 2009 года,
- с 12 марта 2014 по 30 апреля 2014 года,
-с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года.
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Следовательно, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы по специальности и приравнивается к служебной командировке.
В связи с этим период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период нахождения на курсах ею осуществлялось повышение квалификации именно в сфере лечебной деятельности и охраны здоровья граждан, она была направлена на курсы повышения квалификации от медицинского учреждения, на основании приказа по учреждению, с сохранением заработной платы, отчислений в Пенсионный фонд, без повышения квалификации по соответствующей профессии не допускается работа медицинских работников в соответствующей должности.
В связи с чем просила включить в ее специальный медицинский стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии периоды работы:
- с 15 марта 2004 года по 24 апреля 2004 года, с 05 мая 2009 года по 25 июня 2009 года, с 12 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года, с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года, что составляет 00 лет 06 месяцев 12 дней в календарном исчислении, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края досрочно назначить и выплачивать ей пенсию по старости с 07 июня 2018 года, со дня подачи ею заявления о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края, взыскать в ее пользу с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края уплаченную при обращении в суд госпошлину в размере 300 рублей, юридические расходы по составлению искового заявления в размере 4000 рублей.
Судом для участия в деле в качестве соответчика привлечено КГБУЗ «Степновская участковая больница».
На основании Определения Назаровского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2020 года произведена замена ответчика –Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Назарвоо Красноярского края на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное).
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала, пояснив, что ею допущена описка в исковом заявлении в части указания даты назначения пенсии.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное) Колосов И.М. в судебном заседании возражал по заявленным исковым требованиям, полагал, что отказ в назначении досрочной пенсии истцу является обоснованным.
Представитель ответчика КГБУЗ «Степновская участковая больница», надлежаще извещенный о судебном заседании, в судебное заседание не явился, согласно ходатайства просили о рассмотрении дела в отсутствие, указывая, сто возражений по данному иску не имеют.
В силу положений ст.167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика – КГБУЗ «Степновская участковая больница», надлежаще извещенного о судебном заседании.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела истец в период с 01 апреля 2003 года по настоящее время работает в КГБУЗ «Степновская участковая больница» в должности акушерка.
Трудовая деятельность истца подтверждается трудовым договором от 01 апреля 2003 года, записями в трудовой книжке истца.
В период работы в КГБУЗ «Степновская участковая больница», истец находилась на курсах повышения квалификации:
- с 15 марта 2004 года по 23 апреля 2004 года (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ,
- с 05 мая по 25 июня 2009 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
- с 12 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
- с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
23 марта 2020 года истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно Решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово (межрайонное) от 02 апреля 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решения стаж истца на соответствующих видах работ составил 24 года 09 месяцев 07 дней.
При этом в специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 15 марта 2004 года по 23 апреля 2004 года
- с 05 мая по 25 июня 2009 года,
- с 12 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года
- с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность акушерки.
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным условием осуществления истцом медицинской деятельности. Это было прямо предусмотрено действовавшими ранее нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденными во исполнение положений ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, а в настоящее время - п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н во исполнение ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В связи с этим время обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Поскольку в специальный стаж истца ответчиком включен период ее работы в КГБУЗ «Степновская участковая больница» в должности акушерки, периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж с исчислением в аналогичном порядке.
В связи с чем суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о включении в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 15 марта 2004 года по 23 апреля 2004 года
- с 05 мая по 25 июня 2009 года,
- с 12 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года
- с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года.
Согласно пояснений истца в судебном заседании ею допущена описка в исковом заявлении в указании даты обращения с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд. При этом сторонами дата обращения истца с заявление о назначении досрочной пенсии -23 марта 2020 года, не оспаривалась.
С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов, суд приходит к выводу о том, что необходимый для досрочного назначения пенсии 25-летний стаж лечебной деятельности у истца на дату обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Назарово Красноярского края (межрайонное) -23 марта 2020 года имелся.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из данного положения, подлежит удовлетворению требование истца о возложении на ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе обязанности назначить пенсию истцу с даты обращения за ее назначением - с 23 марта 2020 года.
В силу ст.98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исходя из данного положения, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное) расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов по оплате за составление искового заявления в размере 4000 рублей. Понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины подтверждаются чеком-ордером от 20 мая 2020 года, расходы по оплате за составление искового заявления в размере 4000 рублей подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное) включить в специальный стаж Витковской Любови Викторовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 15 марта 2004 года по 24 апреля 2004 года, с 05 мая 2009 года по 25 июня 2009 года, с 12 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года, с 16 января 2019 года по 07 марта 2019 года и назначить Витковской Любови Викторовне страховую пенсию по старости досрочно, с 23 марта 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края (межрайонное) в пользу Витковской Любови Викторовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате за составление искового заявления в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Савватеева М.А.
Мотивированный текст решения составлен 09 февраля 2021 года