Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2021 ~ М-79/2021 от 01.02.2021

                                                                                                                                                        дело № 2-199/2021

10RS0013-01-2021-000161-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 г.                                                                               г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                Панасенко Н.В.,

при секретаре      Смолиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района, Совету Прионежского муниципального района о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

прокурор Прионежского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что собственником централизованных систем водоснабжения Прионежского муниципального района является администрация Прионежского муниципального района, гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории п.Шуя и п.Мелиоративный является муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» (далее - МУП «Водоканал Прионежский»), которому передан комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями п.Шуя, обеспечивающий водоснабжение потребителей п.Шуя и п.Мелиоративный. В соответствии с протоколами лабораторных исследований в пробах питьевой воды из источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения п.Шуя - озера Укшозеро и водоочистных сооружений п.Шуя (после водоподготовки перед поступлением в водораспределительную сеть) питьевая вода не соответствует по органолептическим показателями (цветность) требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГОСТ 31868-2012.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом последующего изменения исковых требований, истец просит обязать МУП «Водоканал Прионежский» обеспечить соответствие питьевой воды, подаваемой населению п.Шуя и п.Мелиоративный Прионежского муниципального района, требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения по органолептическим показателям в срок до 01 июля 2022 г., установив на водоочистных сооружениях п.Шуя камеру смешения воды, реагентное хозяйство, вертикальные отстойники с тонкослойными модулями для эффективного осаждения загрязнителя, песчаные фильтры, компрессорное оборудование для промывки песчаных фильтров, трубопроводы и запорно-регулирующую арматуру, конструктивные элементы вертикальных отстойников и песчаных фильтров; обязать администрацию Прионежского муниципального района и Совет Прионежского муниципального района предусмотреть в бюджете Прионежского муниципального района денежные средства на проведение мероприятий, необходимых для обеспечения населения услугой водоснабжения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения по органолептическим показателям.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно примета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «Соцсфера», общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс им. В.М.Зайцева».

В судебном заседании прокурор Лобурец А.П. требования поддержала.

Представитель МУП «Водоканал Прионежский» Андреева И.В., действуя на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Томилов В.И., действуя на основании доверенности, возражал против заявленных требований.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Карелия Мартынов И.А. считал, что удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению прав граждан и повлечет вмешательство в хозяйственную деятельность юридического лица.

Представитель муниципального унитарного предприятия «Соцсфера» (далее - МУП «Соцсфера») конкурсный управляющий Забелин А.Н. в судебном заседании не участвовал, представлен отзыв, указано на возможность согласования любых работ для улучшения качества воды.

Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс им. В.М.Зайцева» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от 11 мая 2018 г. № 536 создано МУП «Водоканал Прионежский», целями деятельности предприятия в соответствии с его Уставом, являются организация в границах Прионежского муниципального района водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, для достижения данной цели предприятие осуществляет оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 05 октября 2018 г. № 1197 МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение, в том числе в границах централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Прионежского муниципального района п.Шуя и п.Мелиоративный.

Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п.Мелиоративный, п.Шуя закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Соцсфера» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 31 декабря 2013 г. № 372-р «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения УМП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района» и закреплении его на праве хозяйственного ведения за МУП «Соцсфера» и распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 15 октября 2014 г. № 350-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Прионежского муниципального района от 31 декабря 2013 г. № 372-р» и переданы МУП «Соцсфера» по договору аренды от 01 июля 2018 г. МУП «Водоканал Прионежский».

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. (дело ) МУП «Соцсфера» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Водоочистные сооружения п.Шуя расположены на земельном участке с кадастровым , площадью 1182634 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, правообладатель - общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс им. В.М.Зайцева», вид права - собственность.

МУП «Водоканал Прионежский» в целях водоснабжения использует здание насосной станции в п.Шуя 1 подъема, в насосной станции установлено насосное оборудование, двухступенчатая система очистки включает стальной вертикальный смеситель, вертикальные отстойники, фильтры. Водозабор для п.Мелиоративный и п.Шуя осуществляется из озера Укшозеро, забор воды п.Мелиоративный осуществляется через водозаборные сооружения в п.Шуя, вода для хозяйственно-питьевых нужд проходит водоподготовку на водопроводных очистных сооружениях п.Шуя, далее насосами подается в резервуары чистой воды п.Мелиоративный и подается насосами в магистральную сеть поселения.

Обществом с ограниченной ответственностью «Промышленные системы водоснабжения» был проведен осмотр состояния водоочистных сооружений п.Шуя с целью определения технических причин низкого качества воды и определения возможных путей решения сложившейся ситуации, указано, что на станции ВОС п.Шуя применяется двухступенчатая система очистки. Первая ступень - вертикальные отстойники (3шт), вторая ступень- песчаные безнапорные фильтры (5 шт.), перед подачей воды на вертикальные отстойники предусмотрена камера смешения воды с реагентами. В ходе осмотра выявлено, что камера смешения полностью вышла из строя, требуется замена на новую, реагентное хозяйство полностью отсутствует, без реагентного хозяйства очистка воды от цветности невозможна, вертикальные отстойники не имеют тонкослойных модулей для эффективного осаждения загрязнителя, с существующей цветностью воды не справятся при наличии всех необходимых реагентов; песчаные фильтры ввиду недостаточного осаждения загрязнителя на первой ступени не справляются с доочисткой воды; компрессорное оборудование для промывки песчаных фильтров отсутствует, требуется его установка, трубопроводы и запорно-регулирующая арматура имеют высокий процент износа, конструктивные элементы вертикальных отстойников и песчаных фильтров требуют капитального ремонта. По мнению общества с ограниченной ответственностью «Промышленные системы водоснабжения», существующую станцию ВОС п.Шуя не привести в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 и не получить стабильного высокого качества водоочистки без реконструкции и капитальных вложений.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 01 марта 2021 г.

В соответствии с п.75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В таблице 3.3 «Обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды» раздела III «Нормативы качества и безопасности воды» СанПиН 2.1.3685-21, гигиенический норматив для показателя цветности составляет не более 20 градусов в питьевой воде централизованного водоснабжения.

На момент отбора проб питьевой воды действовали СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Так, в соответствии с п.3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Исходя из п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3, норматив для показателя цветность составляет не более 20 (35) градусов.

Согласно протоколам лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» от 03 февраля 2020 г., 09 июня 2020 г, 12 августа 2020 г., 17 августа 2020 г. при отборе проб питьевой воды из ВОС п.Шуя (после водоподготовки, перед подачей в разводящую сеть) показатель «цветность» превышает установленный норматив.

Исходя из положений п.20 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения. В силу п.21 указанных Правил качество холодной (питьевой) воды является существенным условием договора водоснабжения.

Таким образом, МУП «Водоканал Прионежский» обязано подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, между тем предприятие не обеспечило качество воды, подаваемой населению п.Шуя, п.Мелиоративный Прионежского района по показателю цветность в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.

Оценивая доводы ответчика о состоянии сетей, необходимости их ремонта, суд учитывает, что в соответствии со ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Исходя из п.2 указанной статьи арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.5, 3.2.9 договора аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Соцсфера», предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению на территории Прионежского муниципального района от 24 июля 2020 г., заключенного между МУП «Соцсфера» и МУП «Водоканал Прионежский» арендатор обязан проводить капитальный ремонт имущества в соответствии с условиями договора и программой капитального ремонта в случае ее утверждения в соответствии с п.2.1.2 договора; обеспечивать надлежащее исполнение предъявляемых требований и обязательств, установленных действующим законодательством в организациям в сфере водоснабжения; содержать имущество в технически исправном состоянии, осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч.4 указанной статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. ( п.2 ч.10 ст.35 указанного закона).

Таким образом, вопросы местного значения поселения по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решает муниципальный район.

На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В 2020 г., 2021 г. между администрацией Прионежского муниципального района и МУП «Водоканал Прионежский» заключались соглашения о предоставлении из бюджета Прионежского муниципального района субсидии юридическому лицу в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с осуществлением сбора, очисткой, распределением воды. Предметом указанных соглашения являлось предоставление субсидии из бюджета Прионежского муниципального района на возмещение части затрат, связанных с осуществлением сбора, очисткой и распределением воды на территории Прионежского муниципального района. Анализируя отчеты о целевом использовании субсидии, следует заключить, что данной субсидии недостаточно для покрытия расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на достижения качества воды по органолептическим показателям в соответствии с установленными нормами и правилами.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на МУП «Водоканал Прионежский» обязанность по обеспечению соответствия питьевой воды, подаваемой населению п.Шуя и п.Мелиоративный Прионежского района Республики Карелия, требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения по органолептическим показателям; на администрацию Прионежского муниципального района, Совет Прионежского муниципального района - профинансировать мероприятия, необходимые для выполнения указанной обязанности.

Разрешая требования прокурора о возложении обязанности осуществить конкретные мероприятия на МУП «Водоканал Прионежский», суд считает, что перечень мероприятий, приведенный обществом с ограниченной ответственностью «Промышленные системы водоснабжения», носит рекомендательный характер, экспертиза по делу не проводилась, в связи с этим, суд не возлагает на ответчика обязанность провести конкретный перечень мероприятий, учитывая, что комплекс работ, направленных на улучшение качества воды, может быть определен самим ответчиком. Между тем, суд полагает возможным учесть представленные доказательства при определении срока исполнения обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Прионежского района к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района, Совету Прионежского муниципального района о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обеспечить соответствие питьевой воды, подаваемой населению п.Шуя и п.Мелиоративный Прионежского района Республики Карелия требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения по органолептическим показателям в срок до 01 июля 2022 г.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района и Совет Прионежского муниципального района предусмотреть в бюджете Прионежского муниципального района денежные средства на проведение мероприятий, необходимых для обеспечения населения услугой водоснабжения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения по органолептическим показателям.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 г.

2-199/2021 ~ М-79/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Прионежского района
Ответчики
МУП "Водоканал Прионежский"
Администрация Прионежского муниципального района
Совет Прионежского муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучения человека по РК
ООО "Агрокомплекс им. В.М.Зайцева"
МУП "Соцсфера" (Конкурсный управляющий Забелин А.Н.)
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Панасенко Наталия Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2021Предварительное судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2021Дело оформлено
09.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее