Гражданское дело № 2-1585/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2017 года
Октябрьский районный суд <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Дьяковой С.А.
с участием прокурора Карпухиной Ю.Ю.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к АО «<данные изъяты> о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратился в суд с иском к АО <данные изъяты>» (далее АО <данные изъяты> о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указав, что <данные изъяты> он был принят на работу в АО <данные изъяты> на должность инженера, с ним был заключен трудовой договор.
<данные изъяты> с ним было заключено дополнительное соглашение <данные изъяты> в котором изменен срок действия основного трудового договора до момента исполнения обязательств АО <данные изъяты> по договору <данные изъяты> с заказчиком ОАО <данные изъяты> заключенного в рамках государственного контракта от <данные изъяты> между Минобороны России и ОАО <данные изъяты> на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию средств связи.
<данные изъяты> он получил уведомление от генерального директора АО <данные изъяты> о прекращении срочного трудового договора, в связи с окончанием срока выполнения работ по договору от <данные изъяты>
<данные изъяты> приказом <данные изъяты> он был уволен в соответствии с п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ.
<данные изъяты> он получил по почте заверенную копии приказов об увольнении и принятии на работу, трудовую книжку.
Считает, что действия работодателя нарушают его права, в связи с чем, обратился в суд с данными требованиями.
В последующем <данные изъяты> уточнил исковые требования, согласно которым просит считать трудовой договор <данные изъяты> заключенный АО <данные изъяты> на неопределенный срок; признать увольнение незаконным, восстановить его должности инженера АО <данные изъяты> признать приказ от <данные изъяты> о расторжении трудового договора, в связи с истечением трудового договора незаконным и подлежащим отмене; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с <данные изъяты> по дату на день вынесения решения суда; взыск ать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования с учетом уточненных требований поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснив, что трудовой договор действует до момента исполнения обязательств, но не до срока выполнения работ. До настоящего времени гарантийный срок не истек, акт сдачи-приемки выполненных работ не подписан, соответственно, момент исполнения обязательств ответчика по договору от <данные изъяты> не наступил. В связи с окончанием трудового договора он выразил свое несогласие и попросил предоставить для ознакомления документы, подтверждающие момент исполнения обязательств, на что <данные изъяты> получил ответ от заместителя генерального директора по продажам <данные изъяты> в виде выписки из договора от <данные изъяты> а именно п.11.2, в котором указано, что работы выполняются до <данные изъяты> и отсутствуют сведения об исполнении обязательств.
Представитель ответчика АО <данные изъяты> выступающий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с условиями договора АО <данные изъяты> провело все необходимые работы по договору в период до <данные изъяты> В настоящее время никаких работ, связанных с сервисным обслуживанием объектов на основании государственного контракта от <данные изъяты> не проводит. По информации, полученной в устном порядке от сотрудников ОАО <данные изъяты> в настоящий момент договор на сервисное обслуживание вышеназванных объектов заключен с новым субподрядчиком, который осуществляет все необходимые работы. С <данные изъяты> истец фактически не выполнял никаких трудовых обязанностей, в связи с отсутствием объектов для сервисного обслуживания. Все предусмотренные законом процедуры при увольнении, были соблюдены работодателем в полном объеме, данный факт истцом не оспаривается. В связи с окончанием работ по договору Департамент «Сервис» был упразднен, все сотрудники, числящиеся в нем и работающие на основании срочных трудовых договоров уволены.
Суд, выслушав участвующих по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем и личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Частью 1 ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Положениями ст. 58 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
В ч. 6 ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
В силу положений абз. 6 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации заключение срочного трудового договора допускается, в частности, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от <данные изъяты> N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 2) разъяснено, что решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными Федеральными законами (ч. 2 ст. 58, ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации). При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, суд вправе с учетом соответствующих обстоятельств дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (ч. 4 п. 14 Постановления).
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (ст. 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Частью 2 ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок прекращения срочного трудового договора, предусмотрено, что трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.
Судом установлено, что <данные изъяты> принят на работу в АО <данные изъяты> на должность инженера, что подтверждается приказом о приеме работника на работу <данные изъяты> В этот же день с истцом заключен трудовой договор <данные изъяты>, который подписан сторонами.
Данный договор заключен срочный с <данные изъяты> (для выполнения проработки оказания сервисных услуг в рамках проведения конкурсных и предквалификационных мероприятий) (п.1.6 трудового договора).
<данные изъяты> между АО <данные изъяты> заключено дополнительное соглашение <данные изъяты> к трудовому договору <данные изъяты> которым внесены изменения в п.1.6 трудового договора, где указано, что договор заключен сроком с <данные изъяты> до момента исполнения обязательств АО «<данные изъяты>»по договору <данные изъяты> с заказчиком ОАО «<данные изъяты>», заключенного в рамках государственного контракта от <данные изъяты> идентификатор <данные изъяты>, между Минобороны России и ОАО «<данные изъяты>» на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию средств связи, программно-аппаратных комплексов и инфраструктуры информационных технологий Вооруженных Сил РФ для нужд Минобороны России.
<данные изъяты> вручено уведомление о прекращении срочного трудового договора, которым трудовой договор от <данные изъяты> прекращает свое действие <данные изъяты> по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с окончанием срока выполнения работ по договору от <данные изъяты> С данным уведомлением <данные изъяты> ознакомлен <данные изъяты> о чем имеется его подпись, а также его пояснения о несогласии с данным уведомлением.
Приказом <данные изъяты> уволен в соответствии с <данные изъяты> ТК, в связи с истечением срока трудового договора.
<данные изъяты> была получена копия приказа о приеме на работу, копия приказа об увольнении и трудовая книжка. Данный факт истцом в судебном заседании не оспаривался.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> между Министерством обороны РФ и ОАО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт <данные изъяты> на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию средств связи, программно-аварийных комплексов и инфраструктуры информационных технологий Вооруженных Сил РФ (по техническим требования) (Код 198027) для нужд Министерства обороны РФ в <данные изъяты>
<данные изъяты> между ОАО «<данные изъяты>» АО «<данные изъяты>» заключен договор на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию. Обязательства по настоящему договору выполняются в рамках исполнения заказчиком Контракта, заключенного между ОАО «Воентелеком» и Министерством обороны РФ.
<данные изъяты> дополнительным соглашением <данные изъяты> к договору от <данные изъяты> на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию, заключенного между АО «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>», были внесены изменения, согласно которых исполнитель обязуется завершить все работы на исключенных объектах до <данные изъяты>
<данные изъяты> между дополнительным соглашением <данные изъяты> к договору от <данные изъяты> на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию, заключенного между АО «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» были внесены изменения, согласно которых работы выполняются с момента вступления договора в силу и до <данные изъяты>
Как указывалось выше, Истец был принят на работу АО «<данные изъяты>» для участия в обслуживании объектов, расположенных в <данные изъяты> в рамках Государственного контракта от <данные изъяты> В период до <данные изъяты> все необходимые работы по договору на выполнение работ по централизованному сервисному обслуживанию выполнены.
Таким образом, оснований для создания рабочих мест и заключения срочного трудового договора с истцом явился государственный контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «<данные изъяты>» от <данные изъяты> а также между АО «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» от <данные изъяты> действие которого заканчивалось до <данные изъяты> и по которому стороны свои обязательства исполнили. Дополнительными соглашениями изменялись сроки окончания работ по данному контракту, в связи с чем, <данные изъяты> с истцом было заключено дополнительное соглашение.
Данные обстоятельства правильно рассматривались ответчиком при заключении срочного трудового договора с <данные изъяты> для выполнения заведомо определенных работ для государственных нужд, ограниченных конкретными объемами и сроками их начала и окончания, что исключало возможность принятия истца на работу по трудовому договору без определения срока его действия ввиду невозможности обеспечения работника работой, обусловленной трудовым договором. Заключение срочного трудового договора с истцом с указанием конкретного срока действия была напрямую связана и обусловлена сроками государственного контракта и объемами работ, необходимых к выполнению в рамках этого контракта.
Следовательно, у АО «<данные изъяты>» имелось законное основание для заключения срочного трудового договора с истцом, поскольку характер и условия данных работ в соответствии с государственным контрактом от <данные изъяты> позволяли работодателю оформлять трудовые отношения указанным образом.
Истец, давая согласие на заключение трудового договора на определенный срок, знал о возможности его прекращения по истечения срока, на который он был заключен, поскольку лично подписывал данный договор и согласился на исполнение трудовых обязанностей на оговоренных в срочном трудовом договоре условиях. Кроме того, истцом подписан приказ о приеме на работе, в котором также указано о срочном характере трудовых отношений. Об изменении условий о срочном характере договора истец к ответчику в период работы не обращался.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала). В данном случае истечение срока действия срочного трудового договора являлось объективным событием, наступление которого не зависело от воли работодателя, а потому увольнение работника по данному основанию и не заключение трудового договора на новый срок не может рассматриваться как нарушающее права истца.
В силу п. 13 Постановление Пленума N 2, ст. 56 ГПК РФ об обязанности каждой из сторон доказать обоснованность своих требований и возражений, установление истцу срочного характера трудового договора не противоречило требованиям законодательства, трудовой договор заключался с истцом на основе его добровольного согласия. Доказательств, свидетельствующих о том, что истец не знал о характере трудовых отношений между сторонами, суду представлено не было, как не представлено доказательств вынужденности подписания истцом срочного трудового договора или принуждения к его подписанию.
Судом также установлено.что процедура увольнения <данные изъяты> ответчиком не нарушена, компенсации предусмотренные трудовым законодательством при увольнении <данные изъяты> ответчиком выплачены в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования <данные изъяты> не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований <данные изъяты> к АО «<данные изъяты>» о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А.Дьякова.
Мотивированное решение суда изготовлено <данные изъяты>
Судья С.А.Дьякова.