Дело №33-2505
Докладчик: Коротченкова И.И.
Судья: Бухтиярова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Ларионовой С.В., Ульянкина Д.В.
при секретаре Каверине В.В.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Селезнева Николая Леонидовича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной пенсии
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 22 октября 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Селезнева Николая Леонидовича удовлетворить.
Признать за Селезневым Николаем Леонидовичем право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьёй 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Селезневу Николаю Леонидовичу пенсию по старости досрочно с 15 августа 2012 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., выслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Селезнева Н.Л. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Селезнев Н.Л. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывал, что с 01 июля 2002 года по настоящее время проживает без регистрации на территории отнесённой к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (<адрес>).
Полагая, что проживание в указанном населённом пункте даёт ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года, Селезнев Н.Л. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста.
В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано по причине отсутствия регистрации истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, окончательно просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьёй 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года за период проживания в <адрес> с <дата> по <дата>, обязать ответчика назначить ему пенсию по старости досрочно с 15 августа 2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального права.
Указывает на то, что постоянное проживание на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. У истца нет права на назначение пенсии в соответствии со статьёй 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как период проживания в зоне со льготным социально-экономическим статусом с <дата> по <дата> не подтверждён регистрацией по месту жительства.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения пенсии по старости с 15 августа 2012 года, поскольку такое право у истца устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 вышеуказанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и статьёй 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого Постановлением Правительства от 18 декабря 1997 года №1582 (с последующими изменениями), действующем с 01 февраля 1998 года населённый пункт – <адрес> указана как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием обращения истца с вышеуказанными требованиями в суд явился отказ ответчика назначить ему пенсию досрочно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия регистрации на данной территории в спорный период.
Суд проверил доводы Селезнева Н.Л. и пришёл к правильному выводу об их обоснованности.
Как установлено материалами дела, истец фактически без регистрации постоянно проживал в <адрес> с <дата> по <дата>, однако был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство в суде первой инстанции было объективно подтверждёно показаниями свидетелей М*, Д*, МЗ*, Б*, Ф*, В*, а также письменными материалами дела:
- справкой № от <дата>, выданной главой администрации <наименование>, согласно которой Селезнев Н.Л. с <дата> по дату выдачи справки постоянно проживал в <адрес> (л.д. 7);
- свидетельством о государственно регистрации права от <дата> <адрес>, согласно которому Селезневу Н.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым домом от <дата>, прошедшему регистрацию <дата>, принадлежит жилой дом, распложенный по адресу: <адрес> (л.д. 8);
- квитанциями об оплате Селезневым Н.Л. коммунальных услуг (л.д. 57-60).
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьёй 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
При этом судом правильно в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ дана оценка всем представленным доказательствам по делу в совокупности, которые согласуются друг с другом и не находятся в противоречии.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно смыслу действующего пенсионного законодательства, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении пенсии Селезневу Н.Л. с даты возникновения у него такого права, то есть с 15 августа 2012 года (достижение 58 лет), так как нарушенное право истца на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента начала его нарушения.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы ответчика о том, что отказ Селезневу Н.Л. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе в назначении пенсии досрочно не был признан судом незаконным, а поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным, так как закон не связывает дату назначения пенсии истице с обязательным признанием отказа ответчика в назначении ей пенсии в судебном порядке.
Поскольку Закон РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит норм о том, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом может быть подтвержден только регистрацией по месту жительства, довод апелляционной жалобы в этой части является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 22 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Дело №33-2505
Докладчик: Коротченкова И.И.
Судья: Бухтиярова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Ларионовой С.В., Ульянкина Д.В.
при секретаре Каверине В.В.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Селезнева Николая Леонидовича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной пенсии
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 22 октября 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Селезнева Николая Леонидовича удовлетворить.
Признать за Селезневым Николаем Леонидовичем право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьёй 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Селезневу Николаю Леонидовичу пенсию по старости досрочно с 15 августа 2012 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., выслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Селезнева Н.Л. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Селезнев Н.Л. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывал, что с 01 июля 2002 года по настоящее время проживает без регистрации на территории отнесённой к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (<адрес>).
Полагая, что проживание в указанном населённом пункте даёт ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года, Селезнев Н.Л. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста.
В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано по причине отсутствия регистрации истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, окончательно просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьёй 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года за период проживания в <адрес> с <дата> по <дата>, обязать ответчика назначить ему пенсию по старости досрочно с 15 августа 2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального права.
Указывает на то, что постоянное проживание на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. У истца нет права на назначение пенсии в соответствии со статьёй 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как период проживания в зоне со льготным социально-экономическим статусом с <дата> по <дата> не подтверждён регистрацией по месту жительства.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения пенсии по старости с 15 августа 2012 года, поскольку такое право у истца устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 вышеуказанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и статьёй 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого Постановлением Правительства от 18 декабря 1997 года №1582 (с последующими изменениями), действующем с 01 февраля 1998 года населённый пункт – <адрес> указана как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием обращения истца с вышеуказанными требованиями в суд явился отказ ответчика назначить ему пенсию досрочно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия регистрации на данной территории в спорный период.
Суд проверил доводы Селезнева Н.Л. и пришёл к правильному выводу об их обоснованности.
Как установлено материалами дела, истец фактически без регистрации постоянно проживал в <адрес> с <дата> по <дата>, однако был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство в суде первой инстанции было объективно подтверждёно показаниями свидетелей М*, Д*, МЗ*, Б*, Ф*, В*, а также письменными материалами дела:
- справкой № от <дата>, выданной главой администрации <наименование>, согласно которой Селезнев Н.Л. с <дата> по дату выдачи справки постоянно проживал в <адрес> (л.д. 7);
- свидетельством о государственно регистрации права от <дата> <адрес>, согласно которому Селезневу Н.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым домом от <дата>, прошедшему регистрацию <дата>, принадлежит жилой дом, распложенный по адресу: <адрес> (л.д. 8);
- квитанциями об оплате Селезневым Н.Л. коммунальных услуг (л.д. 57-60).
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьёй 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
При этом судом правильно в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ дана оценка всем представленным доказательствам по делу в совокупности, которые согласуются друг с другом и не находятся в противоречии.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно смыслу действующего пенсионного законодательства, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении пенсии Селезневу Н.Л. с даты возникновения у него такого права, то есть с 15 августа 2012 года (достижение 58 лет), так как нарушенное право истца на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента начала его нарушения.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы ответчика о том, что отказ Селезневу Н.Л. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе в назначении пенсии досрочно не был признан судом незаконным, а поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным, так как закон не связывает дату назначения пенсии истице с обязательным признанием отказа ответчика в назначении ей пенсии в судебном порядке.
Поскольку Закон РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит норм о том, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом может быть подтвержден только регистрацией по месту жительства, довод апелляционной жалобы в этой части является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 22 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи