Дело № 33а-3978/2019 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Анашкина И.А.
дело № 2а-740/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при помощнике судьи: Гоголевой И.А.
секретаре: Марушевской Т.В.
при участии:
представителя административного истца Черёмухиной Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корнийчук Ю. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным Предписания Управления земельного контроля, по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
21 марта 2019 года Корнийчук Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, просила признать незаконным полностью предписание Управления земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении земельного правонарушения № от 19.07.2018.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки физического лица Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя проведена плановая выездная проверка соблюдения Корнийчук Ю.В. требований земельного законодательства Российской Федерации в области использования объекта земельных отношений, расположенного по адресу <адрес>. В ходе проверки установлено, что Корнийчук Ю.В. осуществляет использование указанного объекта земельных отношений, ранее предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, не по целевому назначению, а именно для размещения на земельном участке ресторана и гостиницы, что является нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с чем Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынесено Предписание об устранении земельного правонарушения № от 19.07.2018, в соответствии с которым на Корнейчук Ю.В. возложена обязанность в срок до 30 ноября 2018 года прекратить использование земельного участка не по целевому назначению, либо в установленном законом порядке обратиться в уполномоченный орган исполнительной государственной власти для приведения вида целевого назначения земельного участка в соответствие. Указанное предписание получено Корнийчук Ю.В. 1 сентября 2018 года. При этом административный истец считает данное Предписание незаконным, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, на земельном участке расположены объекты строительства, соответствующие целевому назначению земельного участка, а именно жилой дом и хозяйственные постройки. 1 апреля 2018 года между Корнийчук Ю.В. и ИП Левитским А.В. заключен договор аренды жилых помещений, согласно которому Корнейчук Ю.В. передала арендатору в срочное платное пользование жилые помещения в жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, общей площадью 339,9 кв.м, с целевым назначением - для проживания граждан, при этом на территории, в границах проверяемого земельного участка, отсутствуют объекты общественного питания - ресторан и гостиницы. Гостевые дома не относятся к гостиницам и аналогичным им средствам размещения, так как являются объектами жилого назначения, то есть могут передаваться в аренду для проживания граждан без изменения статуса указанного объекта. Кроме того, надзорный орган не уведомил административного истца о проведении выездной плановой проверки, чем лишил права на участие в проведении проверки и защиты своих законных прав и интересов. Также административный истец полагает, что плановая проверка проведана лицом, не обладающим соответствующими подтвержденными должностными полномочиями на осуществления земельного контроля. Таким образом, административный истец считает, что у административного ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для вынесения оспариваемого Предписания.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года административное исковое заявление Корнийчук Ю. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворено.
Признано незаконным Предписание Управления земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 июля 2018 года № об устранении земельного правонарушения.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что находящийся в собственности административного истца земельный участок имеет вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Размещенный на земельном участке объект капитального строительства фактически используется как гостиница, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка «Гостиничное обслуживание» код 4.7 классификатора, что является нарушением земельного законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Административный ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела в силу положений статьи 150 КАС РФ.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от 12 июля 2017 года Корнийчук Ю.В. является собственником двухэтажного жилого дома лит. «А» с двумя балконами, общей площадью 413,2 кв.м, кадастровый номер №, домика для персонала, лит. «В», кадастровый номер №, пл. 26,5 кв.м, бани лит. «Д», кадастровый номер №, пл. 41,3 кв.м, насосной лит. «Е», кадастровый №, пл. 4,4 кв.м, земельного участка, площадью 1006 кв.м, кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес>.
1 апреля 2018 года между Корнийчук Ю.В. и ИП Левитским А.В. заключен договор аренды жилых помещений, согласно которому Корнейчук Ю.В. передала арендатору в срочное платное пользование жилые помещения в жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, общей площадью 339,9 кв.м, с целевым назначением - для проживания граждан.
24 мая 2016 года ИП Левитский А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, основным видом деятельности является - деятельность гостиниц с ресторанами, помимо прочих дополнительных видов деятельности значатся - деятельность прочих мест для проживания, деятельность гостиниц без ресторанов.
19 июля 2018 года Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки физического лица 0391-ППФЛ от 30.03.2018 №-РДЗ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в период с 11 часов 00 минут до 11 часов 40 минут проведена плановая выездная проверка соблюдения Корнийчук Ю. В. требований земельного законодательства Российской Федерации в области использования объекта земельных отношений, расположенного по адресу <адрес>.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что Корнийчук Ю.В. осуществляет использование указанного земельного участка, ранее предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, не по целевому назначению, а именно для размещения на земельном участке ресторана и гостиницы, что является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.07.2018 №-ППФЛ. Административный орган усматривает в действиях гр. Корнейчук Ю.В. признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ.
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Управлением земельного контроля департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынесено Предписание об устранении земельного правонарушения № от 19.07.2018, в соответствии с которым на Корнейчук Ю.В. возложена обязанность в срок до 30 ноября 2018 года прекратить использование земельного участка не по целевому назначению, либо в установленном законом порядке обратиться в уполномоченный орган исполнительной государственной власти для приведения вида целевого назначения земельного участка в соответствие.
Указанное предписание получено Корнийчук Ю.В. 1 сентября 2018 года и обжаловано в судебном порядке, законность которого является предметом иска данного дела.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого предписания и указал, что законных оснований для его принятия не имелось. Административный истец, в силу положений Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, вправе совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе и предоставлять жилые помещения во владение иным лицам, что не противоречит стандарту РФ ГОСТ 51185-2014 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования», согласно которому, «гостевые дома» являются объектом туристической инфраструктуры.
Также указал на нарушение положений административного регламента осуществления земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных правоотношений.
Коллегия судей не соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается истцом, Корнийчук Ю.В. передала в аренду индивидуальному предпринимателю Левитскому А.В. жилые помещения в жилом доме для проживания граждан.133-138
Из листа записи ЕГРИП усматривается, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Левитского А.В. является деятельность гостиниц с ресторанами.
Согласно доводам административного истца на принадлежащем Корнийчук Ю.В. расположенный земельном участке жилой дом используется в качестве гостевого дома, предоставляемого для проживания, при этом гостевой дом гостиничным средством размещения не является, кроме того, на земельном участке отсутствует ресторан, тогда как оборудована зона питания для проживающих лиц.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок, принадлежащий административному истцу, имеет вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», разрешенный вид использования земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений предусматривает: размещение жилого дома, разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, передача в аренду жилых помещений в жилом доме касается не только вопроса об использовании такого объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен.
Нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).
Передача в аренду помещений в жилом доме под средства размещения граждан, как объекта туристической инфраструктуры и как об этом указывает в своих пояснениях истец, повлекло за собой изменение функционального назначения жилого дома, поскольку эти помещения предназначены для использования в туристической, а равно гостиничной деятельности, исходя из вида деятельности арендатора, а не для использования к качестве индивидуального жилья. Соответственно, использование здания в целях осуществления предпринимательской деятельности иным лицом привело к использованию земельного участка, на котором расположено здание, не в соответствии с видом разрешенного использования этого участка.
Следовательно, при использовании земельного участка административным истцом на момент проведения проверки (срок действия договора до 01 октября 2018 года) были нарушены требования земельного законодательства, а потому вынесенное предписание является правомерным.
Согласно материалам дела, проверка проведена государственным инспектором отдела проверок по Балаклавскому району Управления земельного контроля Департамента на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 30.03.2018 г. №-РДЗ, то есть полномочным лицом на правовых основаниях.
Таким образом, исходя из предмета иска, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска отказать.
Председательствующий:
Судьи: