№ 2-171/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2018 года село Суг-Аксы
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Котчиной В.К., с участием истца Монгуш, представителя ответчика ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» Ондар Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Монгуш к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сут-Хольская центральная кожууная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями,
У С Т А Н О В И Л:
Монгуш обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сут-Хольская центральная кожууная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В обоснование указал на то, что он состоял в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ». Размер его ежемесячной заработной платы с января 2015 года по июль 2017 года не соответствует требованиям трудового законодательства. Заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Размер за полностью отработанные месяцы должен составлять в 2015 году - не менее <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, просил взыскать с ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» недоначисленную заработную плату за период с января 2015 года по июль 2017 года в сумме <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>. Уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
В судебном заседании истец Монгуш полностью поддержал исковое заявление и пояснил, что он действительно работал в ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>. Просил взыскать недоначисленную сумму заработка.
Представитель ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» Ондар Л.С. исковые требования не признала и просила прекратить дело производством в связи с пропуском истцом годичного срока обращения в суд.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Уставу ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» учредителем и собственником учреждения является Республика Тыва. Органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, является Министерство здравоохранения Республики Тыва.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 3 17 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Указом Президента РФ от 16 мая 1994 года № 945 «Об отнесении территории Тыва к районам Крайнего севера и приравненных к ним местностям» Сут-Хольский район Республики Тыва отнесен к местности, приравненной к Крайнему Северу.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Данное правовое определение о повышенном оплате труда, в связи с работой в особых климатических условиях отражено в Постановлении Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первого и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш».
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» определено, что с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда составляет 7 500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года 7 800 рублей в месяц.
Судом установлено, что Монгуш с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, между сторонами заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение трудовых прав Монгуш заработная плата начисляется ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Ежемесячный размер заработной платы работников ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ», если он отработал полную норму рабочего времени и выполнил норму труда, должен составлять с 1 января 2015 года - <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, с 1 января 2016 года - <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, с 1 июля 2016 года не менее <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> в месяц, с 1 июля 2017 года - <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>. На этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50%, поскольку учреждение, в котором работает заявитель, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и рабочее место работника совпадает с местом нахождения учреждения.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока на обращения в суд, поскольку истцом пропущен годичный срок обращения в суд, исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй ч. 6 ст. 152 ГПК РФ). Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 392 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
Согласно ст. 392 ГК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер МРОТ в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Как следует из материалов дела, что по заявленному спору определен истцом срок с января 2015 года по июль 2017 года, истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, с учетом пропуска срока обращения в суд, в пользу истца взыскивается заработная плата за июль 2017 года.
Из расчётно-платёжных ведомостей за 2017 год Монгуш имеет базовый оклад <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, ему установлены доплаты в размере 40% - <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>.
При этом истцу, полностью отработавшему с января по июль 2017 года нормы рабочего времени и выполнившей свои трудовые обязанности, была начислена заработная плата в размере 3 <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> руб. согласно справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
Согласно выписки из лицевого счета истца Монгуш за июль 2017 года начислено и выдано <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> копеек, исходя из того, что в величину размера минимальной заработной платы включены все виды выплат, входящих в состав заработной платы, с применением при таком начислении установленных на территории Сут-Хольского района районного коэффициента и северной надбавки.
Заработная плата истца за июль 2017 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>).
Истец просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату по июль 2017 года.
Согласно расчету суда, сумма задолженности по заработной плате за июль 2017 года составляет <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>. Так, работодатель фактически начислил Монгуш за июль 2017 года заработную плату в размере <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> копеек, тогда как с учетом оклада не менее минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и северной надбавки заработная плата за июль 2017 года должен составлять <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> рублей. Недоначисленная и невыплаченная заработная плата работника Монгуш составляет <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>.
Таким образом, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» в доход бюджета муниципального образования «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» следует взыскать государственную пошлину в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Монгуш к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Сут-Хольская центральная кожууная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Сут-Хольская центральная кожууная больница» в пользу Монгуш недоначисленную и не выплаченную заработную плату за июль 2017 года в сумме <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>
В удовлетворении остальной части отказать.
Взыскать с ГБУЗ РТ «Сут-Хольская ЦКБ» в доход бюджета муниципального образования «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2018 года.
Председательствующий Ондар Э.Д-С.