Дело № 2-3909/19
73RS0004-01-2019-005390-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2019 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.
при секретаре Сычёвой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» к Албутову Антону Валериановичу о признании договора страхования недействительным,
У С Т А Н О В И Л :
ООО СК «ВТБ Страхование» обратилось в суд с иском к Албутову А.В. о признании договора страхования недействительным, указав в обоснование требований о том, что 01.02.2017 между ООО СК «ВТБ Страхование» и Банком ВТБ 24 (ПАО) был заключен договор коллективного страхования №. В заявлении от 27.08.2018 Албутов А.В. выразил желание быть застрахованным по договору страхования в рамках п.2 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации, и указал, что внесенные сведения соответствуют действительности. Вместе с тем в ходе осуществления ООО СК «ВТБ Страхование» обязательств по договору страхования было установлено, что Албутов А.В. сообщил страховщику заведомо ложные сведения, не указав о диагнозе: <данные изъяты>. Со ссылкой на ст. 179-181, 934, 940, 942, 943, 1142, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации просит признать договор коллективного страхования от 01.02.2017 № в части присоединения Албутова А.В. недействительным в части присоединения в соответствии с п.2 ст. 179, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации; исключить Албутова А.В. из числа участников программы страхования в рамках договора коллективного страхования с момента присоединения от 27.08.2018; взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере 6000.00 руб.
Представитель истца, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Албутов А.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Савдиярова В.С. в судебном заседании с иском не согласилась в полном объеме, пояснив, что ответчику не было известно о том, что в договоре оговорен диагноз: <данные изъяты>, поскольку не читал договор подробно. Заключение договора было необходимо для одобрения банком кредита. В заявлении на страхование он расписался на первой и последней странице. Умысла в его действиях не было. При удовлетворении требований истца просит применить последствия признания сделки недействительной и взыскать с истца в его пользу плату за страхование в размере 98848.00 руб.
Представитель третьего лица Банка ВТБ 24 (публичного акционерного общества) в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого, проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Таким образом, по смыслу закона, событие, на случай которого осуществляется страхование, обуславливается вероятностью и случайностью наступления, а также независимостью его наступления от воли участников страхового правоотношения.
В ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается на то, что к существенным условиям договора страхования относятся условия о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Среди обязанностей страхователя по договору страхования закон выделяет обязанность сообщить страховщику известные страхователю на момент заключения договора страхования обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику.
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правила страхования) (п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации).
01.02.2017 между ООО СК «ВТБ Страхование» и Банком ВТБ 24 (ПАО) был заключен договор коллективного страхования №.
Заявлением на включение в число участников Программы страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв Лайф+» в ВТБ 24 (ПАО) от 27.08.2018 Албутов А.В. выразил желание быть застрахованным в рамках п.2 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем.
В силу п. 3 указанной статьи если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
В поданном Албутовым А.В. заявлении указано, что с Условиями страхования он ознакомлен и согласен; уведомлен, что Условия страхования размещены в общем доступе на сайте www.vtb24.ru.
Согласно п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В силу п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
В п. 99 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 ГК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что сообщение страховщику заведомо ложных сведений при заключении договора страхования может служить основанием для признания этого договора недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, направленного на введение в заблуждение страховщика, и того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
При этом обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике.
В заявлении ответчик Албутов А.В. подтвердил, в том числе, что не осведомлен о том, что является носителем <данные изъяты> и имеет иные заболевания, связанные с <данные изъяты> (п.3).
Ответчик собственноручной подписью подтвердил, что вся информация, указанная в заявлении, является достоверной, что в случае сообщения заведомо ложных сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3 заявления, страховщик вправе исключить его из числа участников программы страхования в рамках договора коллективного страхования.
Вместе с тем в ходе осуществления ООО СК «ВТБ Страхование» обязательств по договору страхования было установлено, что Албутов А.В. сообщил страховщику заведомо ложные сведения, не указав о диагнозе: <данные изъяты>
Так, согласно выписке из амбулаторной карты ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» Албутов А.В. с 2012 наблюдается с диагнозом: <данные изъяты>.
Согласно сведений ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» № от 17.10.2019 Албутов А.В. состоит на учете в <данные изъяты> с 03.04.2012, диагноз: <данные изъяты> от 02.09.2015. Последнее посещение <данные изъяты> 05.08.2019. Лечение по поводу <данные изъяты> получает с 03.07.2014.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что на момент включения ответчика в число участников Программы страхования у него имелось заболевание, о наличии которого он скрыл от страховщика.
Поскольку страхователем при заключении договора страхования была сообщена заведомо ложная информация о состоянии своего здоровья, скрыто наличие заболевания, суд считает, что имеются основания для признания договора коллективного страхования от 01.02.2017 № в части присоединения в соответствии с п.2 ст. 179, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации и исключения Албутова А.В. из числа участников Программы страхования в рамках договора коллективного страхования с момента присоединения от 27.08.2018.
Вместе с тем, оснований для возврата ответчику страховой премии не имеется, поскольку пунктом 6 Условий страхования указан перечень случаев, по которому осуществляется возврат страховой премии страхователю полностью или в части. Данный случай в указанный перечень не входит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 01.02.2017 № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░░. 179,180 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.08.2018.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░