Дело №2-6021/2019 Судья Бурлина Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-422/2020
гор. Брянск 4 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,
Шкобенёвой Г.В.,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хомченко С.С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 октября 2019 года по гражданскому делу по иску Хомченко Сергея Сергеевича к Управлению Министерства юстиции РФ по Брянской области о признании незаконными результатов конкурса на замещение вакантной должности, решения комиссии по служебным спорам,
заслушав доклад судьи Сидоренковой Е.В., объяснения Хомченко С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хомченко С.С. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указывая на то, что 15 мая 2019 года в Управлении Минюста России по Брянской области был проведен конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста - эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, в котором он принимал участие. Полагает, что данный конкурс был проведен с нарушением абзаца 5 Единой методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397, раздела 4 «Индивидуальное собеседование» Приложения № 2 указанной Методике, а также пункта 27 раздела 4 «Проведение конкурсов». Так, согласно положениям данного Постановления проведение индивидуального собеседования с кандидатом в ходе заседания конкурсной комиссии является обязательным. Однако, Управление Минюста России по Брянской области при проведении конкурса 15 мая 2019 года не допустило его к очному индивидуальному собеседованию, чем нарушило вышеуказанные положения, а также его право на равный доступ к государственной службе. С целью разрешения данного вопроса он обратился с заявлением в комиссию по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области, по результатам рассмотрения которого было принято решение об отсутствии правовых оснований для его рассмотрения.
В связи с изложенным, просил суд признать незаконными решение комиссии по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области, результаты конкурса от 15 мая 2019 года, проведенного в Управлении Минюста России по Брянской области на замещение вакантной должности ведущего специалиста - эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований и ведения реестра уставов муниципальных образований.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 18 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Хомченко С.С. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Хомченко С.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в обоснование ссылаясь на те же доводы, что и при подачи иска. Указывает, что обжалуемое решение комиссии по служебным спорам, выраженное в протоколе заседания комиссии от 22.08.2019 года, принято с нарушением порядка рассмотрения индивидуального трудового спора, установленного ч.3 ст. 387 ТК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области Рудакова Н.Е. просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании истец Хомченко С.С. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области Рудакова Н.Е. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
С учетом заявленного ходатайства, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что приказом Управления Минюста России по Брянской области № 44 от 26 марта 2019 года объявлен конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в отделе по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований ведущего специалиста - эксперта.
Хомченко С.С. были поданы документы для участия в конкурсе на замещение указанной вакантной должности.
Протоколом заседания конкурсной комиссии Управления Минюста России по Брянской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Минюста России по Брянской области № 1 от 19 апреля 2019 года приняты решения: о проведении первого этапа конкурса; о допуске к участию во втором этапе конкурса (тестированию) пяти кандидатов, в том числе Хомченко С.С.; о проведении второго этапа конкурса 15 мая 2019 года в 10 часов 00 минут в кабинете № 7 в здании Управления Минюста России по Брянской области.
По результатам проведенного 15 мая 2019 года второго этапа конкурса – тестирования, из сорока поставленных вопросов Хомченко С.С. были даны верные ответы на 26 вопросов, что составляет 65%.
15 мая 2019 года по итогам второго этапа конкурса в адрес истца было направлено сообщение о том, что в связи с невыполнением условий тестирования он не допущен к дальнейшему участию в конкурсе в форме индивидуального собеседования.
По результатам проведенного тестирования с четырьмя успешно его прошедшими кандидатами было проведено индивидуальное собеседование и 15 мая 2019 года конкурсной комиссией было принято решение о признании победителя конкурса на замещение вакантной должности.
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, истец обратился в комиссию по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области, решением которой, оформленной протоколом № 2 от 22 августа 2019 года, в принятии к рассмотрению обращения Хомченко С.С. было отказано, с указанием на то, что данный вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо нарушений в отношении Хомченко С.С. при проведении конкурса на замещение вакантной должности ведущего специалиста - эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, ответчиком допущено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находя его соответствующим фактическим обстоятельствам дела, и основанным на законе.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина па гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112.
Согласно требованиям указанного Положения (п.6, 12) конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, необходимая информация о конкурсе, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.
Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.
Во исполнение п. 16 указанного Положения, был издан приказ Минюста России от 02.11.2009 года № 375 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции РФ».
Истец Хомченко С.С. по итогам первого этапа был допущен ко второму этапу, где было применено два метода оценки профессиональных личных качеств претендентов, а именно тестирование и индивидуальное собеседование.
Тестирование проводилось в рамках утвержденной Методики, которой предусмотрено, что если кандидат ответил неправильно более чем на 20% вопросов, он считается не прошедшим тестирование и к индивидуальному собеседованию не допускается.
При этом, согласно пункта 8 Методики индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.
Поскольку Хомченко С.С. не ответил более чем на 20% вопросов, т.е. не прошел тестирование, то к индивидуальному собеседованию он допущен не был.
Хомченко С.С. в доводах иска и апелляционной жалобы ссылается на то, что он должен был быть допущен к индивидуальному собеседованию с предполагаемым работодателем.
Между тем, данному доводу была дана обоснованная оценка судом первой инстанции, который учел, что положения абз. 5 Единой методики, раздел 4 «Индивидуальное собеседование» Приложения № 2 указанной Методики «Описание методов оценки профессиональных и личностных качеств граждан РФ (государственных гражданских служащих РФ), рекомендуемых при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов», а также п. 27 раздела 4 «Проведение конкурсов», предусматривают невозможность принятия решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования с ним, а не обязательное проведение индивидуального собеседования с каждым кандидатом, допущенным к конкурсу.
При проведении конкурса каких-либо нарушений Указа Президента РФ от 01.02.2005 года №112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» не допущено.
Судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска и в части оспаривания Хомченко С.С. решения комиссии по служебным спорам, поскольку, как верно указал суд, данный вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке.
Ссылка Хомченко С.С. на положения ст. 387 ТК РФ, предусматривающие присутствие работника при рассмотрении индивидуального трудового спора в соответствующей комиссии, несостоятельна, поскольку заявление Хомченко С.С. комиссией по трудовым спорам принято к рассмотрению не было в силу пункта 1 части 15 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающего, что споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на исследованных доказательствах, надлежаще оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Нарушения или неправильного применения норм процессуального и материального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
В связи с изложенным, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 октября 2019 года по гражданскому делу по иску Хомченко Сергея Сергеевича к Управлению Министерства юстиции РФ по Брянской области о признании незаконными результатов конкурса на замещение вакантной должности, решения комиссии по служебным спорам- оставить без изменения, апелляционную жалобу Хомченко С.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
Г.В. Шкобенёва