КОПИЯ
№
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тольятти 23 июля 2020 года
Судья Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области Федорова А.П.,
с участием представителей Администрации г.о.Тольятти в лице Якуниной А.А. и Поповой О.А., действующих на основании доверенностей,
представителей Счетной палаты Самарской области в лице Сергеева П.С. и Капрановой Е.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев жалобу представителя Администрации г.о.Тольятти Великосельского А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. Тольятти,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Администрация г.о.Тольятти признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 619,70 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением представитель администрации г.о.Тольятти Великосельский А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Администрации г.о.Тольятти Якунина А.А. и Попова О.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, пояснив, что постановление мирового судьи вынесено незаконно, поскольку в решении суда при обосновании доказательства вины администрации г.о. Тольятти отсутствуют доказательства нарушения администрацией закона (решения) о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной сметы, договоров (соглашений) и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления субвенций. Расчеты Министерства общей суммы субвенций и ее составных частей являются внутренними документами Министерства. Указанные расчеты не имеют правового статуса и не являются правовым основанием для предоставления субвенций. Указанные расчеты, в том числе суммы на фонд оплаты труда (далее ФОТ) и на материально-техническое обеспечение (далее МТО), не доводятся до Администрации г.о. Тольятти. Администрация г.о. Тольятти не знает размеры параметров, используемых Министерством при расчете общего объема субвенций (размер оклада государственного служащего – данные штатного расписания Министерства, расчетное количество специалистов – определяется Министерством исходя из данных, запрошенных и полученных от Управления статистики, фонд оплаты труда – рассчитывается Министерством исходя из указанных выше данных и расходы на МТО – рассчитывается Министерством исходя из расчетного ФОТ). Указанные параметры являются рабочими данными Министерства при расчете общего объема субвенции. Ни одним нормативным правовым актом не возложена обязанность администрации на истребование у Министерства указных параметров и расчетов для дальнейшего применения при расходовании субвенций. Законом Самарской области от 15.12.2016 года №137-ГД «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» городскому округу Тольятти была предусмотрена субвенция единой суммой на исполнение государственных полномочий Самарской области по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в соответствии с законодательством в установлении над ними опеки и попечительства, а также реализации мероприятий по заключению договоров с управляющими имуществом граждан в случаях, предусмотренных ГК РФ, что подтверждается уведомлением по расчетам между бюджетами. Ни Законом №137 – ГД «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», ни уведомлением по расчетам между бюджетами не предусмотрены и не направлялись субвенции на материально-техническое обеспечение деятельности специалиста, осуществляющего реализацию полномочий в соответствии с Законом №77-ГД. Ссылка суда на нарушение администрацией Методики расчета субвенций, утвержденной приложением №6 к Закону № 77-ГД, при вменении вины администрации является необоснованной. Бюджетный кодекс РФ, Методика, утвержденная Законом №77-ГД, не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления производить расходы в соответствии с показателями, являющимися составными частями формулы, применяемой для расчета общего объема субвенций. Нормы Закона №129-ГД, касающиеся нормативов, используемых для расчета общего объема субвенций, также как и Методика расчета общего объема субвенций, являются обязательными для исполнения Министерством, как главным распорядителем средств областного бюджета, при расчете общего объема субвенций и распределении субвенций по каждому муниципальному образованию. Участниками правоотношений по обеспечению исполнения областного бюджета являются главные распорядители средств областного бюджета. Администрация таким субъектом не является. Администрация п.7.1 Порядка №182 не нарушала, расходы при исполнении переданных госполномочий осуществила строго исходя из установленного перечня затрат на ФОТ и МТО. Судом необоснованно указано на несанкционированное перераспределение расходов по статьям классификации операций сектора государственного управления (далее КОСГУ). Субвенция предоставлена единой суммой без распределения по КОСГУ. Ни Законом №77-ГД, ни Порядком №182, ни каким-либо документом, являющимся правовым основанием для предоставления субвенции, не установлены полномочия Министерства по распределению общей суммы субвенции по статьям КОСГУ и по санкционированию перераспределения средств, а на органы местного самоуправления не возложены обязанности по согласованию распределения средств субвенции по статьям КОСГУ. Вывод суда о том, что Учреждением произведено несанкционированное перераспределение средств со статей КОСГУ фонда оплаты труда (ФОТ) – ст. 211, 212, 213 на статьи КОСГУ материально-технического обеспечения (МТО) – ст. 221, 223, 225, 226, 340 не соответствует действительности, поскольку разбивку общей суммы субвенции по статьям КОСГУ Министерство не производит и до г.о.Тольятти каким-либо документом не доводит, распределение и санкционирование перераспределения субвенции по статьям КОСГУ Министерство не осуществляет. Соблюдение администрацией процентного соотношения между ФОТ и МТО, установленного Законом №129-ГД, может повлечь за собой нарушение администрацией Трудового законодательства в части несоблюдения обязательств по выплате заработной платы работникам. Кроме того, Счетной палатой Самарской области допущены процессуальные нарушения при составлении протокола. Действия администрации городского округа Тольятти по расходованию в 2017 году субвенций областного бюджета на исполнение государственных полномочий Самарской области по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, являются законными, средства субвенции полностью направлены на цели, определенные в Законе Самарской области от 15.12.2016 № 137-ГД «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», ст.8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД, расходы произведены в соответствии с Постановлением Правительства СО от 11.06.2008 № 182, Решением Думы городского округа Тольятти от 07.12.2016 №1274 «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», с утвержденной сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетными сметами. Просят постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района гор. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации г.о. Тольятти к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представители Счетной палаты <адрес> Сергеев П.С. и Капранова Е.В. в судебном заседании доводы возражали против удовлетворения жалобы администрации, поддержав возражения, представленные в материалы дела. Просят постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрация г.о.Тольятти к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о.Тольятти без удовлетворения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, а также выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что администрацией г.о. Тольятти за 2017 год допущено нецелевое использование субвенции, предоставленной из областного бюджета, выразившееся в направлении средств областного бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным в приложении №6 к Закону №77-ГД, частью 4 статьи 4 Закона от 03.12.2009 № 129-ГД «О мерах, направленных на обеспечение исполнения областного бюджета в 2010-2019 годах» (ред. от 16.01.2017 года) и пунктом 7.1 Порядка №182. Субвенции, выделенные из областного бюджета в 2017 году на материально-техническое обеспечение специалиста Учреждения направлены по нецелевому назначению на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда в размере 112394,8 рубля = (фактические расходы на МТО составили 582515,95 рублей минус рассчитанные министерством в объеме 357000,00 рублей минус 113121,1 рубля – несанкционированные расходы, по которым срок исковой давности истек). В результате несанкционированного перераспределения Учреждением допущено нецелевое расходование средств субвенции со статьей КОСГУ ФОТ (211, 212, 213) на статьи МТО (221, 223, 225, 226, 340). Общая сумма несанкционированных расходов согласно платежных поручений составила 112394,8 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ по указанному факту инспектором Счетной палаты Самарской области ФИО7 в отношении администрации г.о. Тольятти составлен протокол № об административным правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации г.о. Тольятти подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, копией письма Счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, копией бюджетных смет на 2017 года, копией Распоряжений о назначении руководителя, копией Положения о департаменте социального обеспечения администрации г.о. Тольятти, копией реестров платежных поручений за 2017 год, письмом главы городского округа, копией приказа Счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, копией распоряжения Счетной палаты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, копией распоряжений Счетной палаты <адрес> о внесении изменений в распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ – от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, копией распоряжения Счетной палаты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, копией распоряжения Счетной палаты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из отчета от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из плана работы Счетной палаты <адрес> на 2018 год, копией запроса Счетной палаты <адрес> в министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, копией письма министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, копией письма министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы жалобы о том, что расчеты Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области общей суммы субвенций и ее составных частей являются внутренними документами Министерства и не имеют правового статуса и не являются правовым основанием для предоставления субвенций суд не принимает во внимание по следующим основаниям.В соответствии со статьей 35 Устава городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями) (далее - Устав):
Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
Администрацией руководит глава городского округа на принципах единоначалия.
Администрация обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом.
Администрация от имени городского округа приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности и выступает в суде в рамках компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Самарской области, настоящим Уставом.
Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, нормативными правовыми актами Думы, постановлениями и распоряжениями администрации, настоящим Уставом.
В соответствии со статьей 9 Устава полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа, возлагаются на главу городского округа и администрацию. Глава городского округа и администрация несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Самарской области, в пределах выделенных городскому округу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» (далее – Закон № 77-ГД) установлено, что органы местного самоуправления при реализации переданных им государственных полномочий обязаны руководствоваться федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Статьей 8 Закона № 77-ГД предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по опеке и попечительству осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Самарской области от 11.06.2008 №182 утвержден Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения (далее – Порядок № 182).
Пунктом 7.1 Порядка № 182 предусмотрено, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с методикой, утвержденной Законом № 77-ГД.
Расчет объемов субвенций муниципальным образованиям Самарской области на реализацию полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в соответствии с законодательством в установлении над ними опеки и попечительства, а также реализации мероприятий по заключению договоров с управляющими имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Полномочия), производится министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – министерство) в соответствии с методикой, установленной в приложении № 6 к Закону №77-ГД. Исходя из методики, установленной в приложении № 6 к Закону №77-ГД, размер субвенции, предоставляемой местному бюджету отдельного муниципального образования для исполнения Полномочий рассчитывается исходя из числа специалистов, осуществляющих реализацию Полномочий в отдельном муниципальном образовании, годового фонда оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда) одного специалиста, и расходов на материально-техническое обеспечение деятельности одного специалиста, осуществляющего реализацию Полномочий.
На период предоставления Учреждению субвенции, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Самарской области от 03.12.2009 № 129-ГД «О мерах, направленных на обеспечение исполнения областного бюджета в 2010 - 2019 годах» (далее – Закон № 129-ГД) (ред. от 16.01.2017) (в соответствии со статьей 2 данный Закон вступил в силу с 01.01.2017), расходы на материально-техническое обеспечение деятельности одного специалиста, осуществляющего исполнение Полномочий в рамках Закона № 77-ГД, составляли в 2017-2019 годах – 7,238% от годового фонда оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда) одного специалиста.
В Законе № 77-ГД и в Порядке № 182 отсутствуют положения о том, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов на МТО в пределах общего объема средств субвенций, предусмотренного на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются (т.е. оплата/направление) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При возникновении потребности в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств либо объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье бюджетной классификации.
Таким образом, расходование администрацией г.о. Тольятти выделенных субвенций должно осуществляться строго в соответствии с Законом № 129-ГД, следовательно, в соответствии с Методикой и порядком № 182, которые являются обязательными для исполнения.
Мировым судьей установлено, что расходование субвенций за 2017 год, направленной министерством на материально-техническое обеспечение деятельности специалиста Учреждения, осуществляющего реализацию Полномочий в соответствии с Законом № 77-ГД, произведено в нарушение Методики, установленной в приложении № 6 к Закону № 77-ГД, части 4 статьи 4 Закона от 03.12.2009 № 129-ГД «О мерах, направленных на обеспечение исполнения областного бюджета в 2010 - 2019 годах» (ред. от 16.01.2017) и пункта 7.1 Порядка № 182, в части несоблюдения процентного отношения расходов, понесенных в 2017 году Учреждением на материально-техническое обеспечение и на фонд оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда).
Вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации г.о.Тольятти состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о неправомерном получении доказательств, используемых Счетной палатой при составлении протокола об административном правонарушении, нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, вправе составлять уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ был составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 11 месяцев после окончания экспертно-аналитического мероприятия по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности органов опеки и попечительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, являются несущественными недостатками, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 13 Закона № 86-ГД, должностные лица Счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Должностными лицами Счетной палаты, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 86-ГД, являются в том числе инспекторы Счетной палаты.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения, в том числе место совершения правонарушения, должным образом описано.
При получении доказательств, положенных в основу постановления мирового судьи о назначении административного наказания, процессуальных нарушений допущено не было. В целях составления протокола об административном правонарушении, инспектор Счетной палаты ФИО7 имела право запрашивать информацию и знакомиться с документами, равно как и составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, что подтверждается приказом Счетной палаты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 226-227).
Срок давности привлечения Администрации г.о. Тольятти к административной ответственности, не истек.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначенное наказание соответствует санкции ст.15.14 КоАП РФ и является справедливым.
Нарушений норм административного законодательства и Конституции РФ, влекущих отмену постановления мирового судьи, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи, считает его законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района гор. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации г.о. Тольятти к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 619,70 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя Администрации г.о.Тольятти без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, определенные главой 30 КоАП РФ.
Судья: подпись. Копия верна.
Судья: А.П.Федорова
Решение вступило в законную силу с момента оглашения.
Судья: А.П. Федорова