РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Кошки Самарской области 18 февраля 2022 года
Кошкинский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ельчанинова А.С.,
с участием помощника прокурора Кошкинского района Самарской области Мазилкина А.И.,
при секретаре Захаровой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельское поселение Надеждино о возложении обязанности произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда «На овраге Буденовский» <адрес> северо-запад от поселка; ГТС пруда «Краснополянский» <адрес> юго-западная окраина поселка, ГТС пруда «Утиный» <адрес> юго-западная окраина поселка; ГТС <адрес> северо-запад поселка; ГТС <адрес> северо-западная окраина села; ГТС пруда «Рыбачий» <адрес> северо-восточная окраина села; ГТС <адрес> центр западной окраины села; ГТС <адрес> 1,5 км юго-запад поселка и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением в котором, указывает, что прокуратурой по результатам анализа исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации сельского поселения Надеждино выявлены нарушения при эксплуатации находящегося в собственности 8 гидротехнических сооружений. Ответчиком до настоящего времени не произведен и не согласован расчет с уполномоченным органом вероятного вреда ГТС. Просит суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда «На овраге Буденовский» <адрес> северо-запад от поселка; ГТС пруда «Краснополянский» <адрес> юго-западная окраина поселка, ГТС пруда «Утиный» <адрес> юго-западная окраина поселка; ГТС <адрес> северо-запад поселка; ГТС <адрес> северо-западная окраина села; ГТС пруда «Рыбачий» <адрес> северо-восточная окраина села; ГТС <адрес> центр западной окраины села; ГТС <адрес> 1,5 км юго-запад поселка и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик – администрация сельского поселения Надеждино в лице главы ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает полностью.
Третье лицо – Средне-Поволжское управление Ростехнадзора просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора удовлетворить.
Третье лицо – Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в представленном отзыве просило удовлетворить исковые требования природоохранного прокурора и рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой по результатам анализа исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации сельского поселения Нижняя Быковка выявлены нарушения при эксплуатации находящегося в собственности гидротехнического сооружения на южной окраине д. Белый Ключ и ГТС на северной окраине д. Белый Ключ. Ответчиком до настоящего времени не произведен и не согласован расчет с уполномоченным органом вероятного вреда ГТС.
В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что
на территории сельского поселения Надеждино муниципального района <адрес> расположены 8 ГТС находящиеся в собственности: ГТС пруда «На овраге Буденовский» <адрес> северо-запад от поселка; ГТС пруда «Краснополянский» <адрес> юго-западная окраина поселка, ГТС пруда «Утиный» <адрес> юго-западная окраина поселка; ГТС <адрес> северо-запад поселка; ГТС <адрес> северо-западная окраина села; ГТС пруда «Рыбачий» <адрес> северо-восточная окраина села; ГТС <адрес> центр западной окраины села; ГТС <адрес> 1,5 км юго-запад поселка.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В соответствии с положениями ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Как установлено ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Методика определения размера вреда, которым может причинен вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В суде установлено и не отрицается сторонами, что ответчиком до настоящего времени не произведен и не согласован расчет с уполномоченным органом вероятного вреда, в случае аварии ГТС.
При рассмотрении гражданского дела суд приходит к выводу о том, что несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельское поселение Надеждино о возложении обязанности произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда «На овраге Буденовский» <адрес> северо-запад от поселка; ГТС пруда «Краснополянский» <адрес> юго-западная окраина поселка, ГТС пруда «Утиный» <адрес> юго-западная окраина поселка; ГТС <адрес> северо-запад поселка; ГТС <адрес> северо-западная окраина села; ГТС пруда «Рыбачий» <адрес> северо-восточная окраина села; ГТС <адрес> центр западной окраины села; ГТС <адрес> 1,5 км юго-запад поселка и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> – удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения Надеждино муниципального района Кошкинский обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда «На овраге Буденовский» <адрес> северо-запад от поселка; ГТС пруда «Краснополянский» <адрес> юго-западная окраина поселка, ГТС пруда «Утиный» <адрес> юго-западная окраина поселка; ГТС <адрес> северо-запад поселка; ГТС <адрес> северо-западная окраина села; ГТС пруда «Рыбачий» <адрес> северо-восточная окраина села; ГТС <адрес> центр западной окраины села; ГТС <адрес> 1,5 км юго-запад поселка и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кошкинский районный суд <адрес> со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Ельчанинов