№ 2-475/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сибай 02 августа 2017 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.,
при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,
с участием прокурора Муртаева Ф.Р.,
представителя ответчика Администрации ГО г. Сибай РБ - Башировой Г.Р.,
представителя ответчика Кузибаева И.Р. – Гималитдинова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сибай Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Сибай РБ, Кузибаев И.Р., Обществу с ограниченной ответственностью «Горстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «СибайЛесПром» о возложении обязанности по обеспечению населения водоснабжением, газоснабжением и автомобильными дорогами надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Сибай Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа г. Сибай РБ о возложении обязанности по обеспечению населения водоснабжением, газоснабжением и автомобильными дорогами надлежащего качества. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения Администрацией ГО г. Сибай РБ законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в микрорайоне «Северный» г. Сибай РБ, расположенного в северо-восточной части города. Установлено, что решением Совета ГО г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Сибай РБ на 2012-2015 годы. Пунктами 1.4., 3.5. и 6.6 мероприятий, предусмотрено строительство водопроводных, газопроводных сетей и отсыпка дорог в микрорайоне Северный». Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах самоуправления»). В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Устава ГО г. Сибай, утвержденного решением Совета городского округа город Сибай с учетом изменений, внесенных решениями Совета городского округа город Сибай, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-. тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 4 Устава ГО г. Сибай к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территорий городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержащие зданий (включая жилые дома) сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждении соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа »включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В соответствии п. 2 ч. 6 ст. 19 Устава ГО г. Сибай РБ к исключительным полномочиям Совета депутатов городского округа относится утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении. Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, при этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В силу ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы РФ. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Таким образом, обязанность по обеспечению населения водоснабжением и газоснабжением возложена на администрацию ГО г. Сибай.
Как установлено проверкой, в нарушение указанных требований закона на всех 17 улицах микрорайона «Северный» - Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная, отсутствуют не только водоразборные колонки, но и в целом водоснабжение. Расположение муниципальных сетей холодного водоснабжения на расстоянии, превышающем предельный радиус 100 м., нарушает права граждан на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. В целях реализации обозначенных полномочий органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты и разрабатывают соответствующие целевые программы по газификации, в рамках которых обеспечивается газификация населенных пунктов, строительство внутрипоселковых распределительных газовых сетей и обустройство внутридомовых газовых сетей в муниципальном жилье; предоставление населению при газификации жилых помещений компенсационных выплат, единовременных компенсационных выплат отдельным категориям граждан и т.д. Между тем, микрорайон «Северный» по настоящее время надлежаще не газифицирован.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Проверкой установлено, что на 17 улицах микрорайона «Северный» - Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная, имеются только грунтовые дороги, передвижение по которым затруднено из-за отсутствия соответствующего покрытия.
Отсутствие или недостаточность денежных средств в соответствующем бюджете не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей по обеспечению населения водоснабжением, газоснабжением и автомобильными дорогами надлежащего качества. Отсутствие в микрорайоне «Северный» водоснабжения, газоснабжения автомобильных дорог надлежащего качества подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Просят обязать Администрацию ГО г. Сибай РБ организовать мероприятия по обеспечению жителей домов г. Сибай по улицам Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная централизованным холодным водоснабжением - питьевой водой надлежащего качества посредством установки водоразборных колонок, расположенных в радиусе действия не более 100 м. от каждого из домов улицы; обязать Администрацию ГО г. Сибай РБ организовать мероприятия по обеспечению жителей домов г. Сибай по улицам Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная газоснабжением; а также привести автомобильные дороги г. Сибай по улицам Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная в состояние отвечающее требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения.
В ходе судебного разбирательства определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято заявление представителя истца в порядке ст. 39 ГПК РФ об изменении исковых требований, согласно которому в качестве соответчиков привлечены Кузибаев И.Р., ООО «Горстрой», ООО «СибайЛесПром».
В судебном заседании прокурор Муртаев Ф. Р. исковые требования и изложенные в нем доводы поддержал.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> РБ Баширова Г. Р. в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что для начала необходимо получить проектно-сметную документацию по водоснабжению, газоснабжению, что займет много времени.
Представитель ответчика Кузибаев И.Р. – Гималитдинов Р. А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснив, что договор аренды земельного участка заключенный между ФИО6 и Администрацией ГО Г. Сибай РБ расторгнут.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что прокуратурой г. Сибай РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с выездом в поселок (микрорайон) «Северный» г. Сибай РБ.
В присутствии главного специалиста отдела промышленности, строительства, транспорта и связи Администрации ГО г. Сибай РБ ФИО8 установлено, что на 17 улицах микрорайона «Северный» г. Сибай - Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медовая, Луговая, Снежная, Тружеников и Дачная отсутствует централизованное холодное водоснабжение, микрорайон не газифицирован, имеются только грунтовые дороги, передвижение по которым затруднено из-за отсутствия соответствующего покрытия, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, понуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения и электроснабжения населения.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих правилах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131- ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения нарушения освещения в муниципальных образованиях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Устава городского округа г.Сибай Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Сибай РБ с учетом изменений, внесенных решениями Совета городского округа город Сибай РБ, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п. 25 4.1 ст.4 Устава городского округа г.Сибай РБ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территорий городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержащие зданий (включая жилые дома) сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждении соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст. 19 Устава городского округа г.Сибай РБ к исключительным полномочиям Совета депутатов городского округа относится утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, при этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Согласно ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы РФ.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации лестного самоуправления»).
Таким образом, обязанность по водоснабжению и газоснабжению населения возложена на администрацию ГО г. Сибай РБ.
В соответствии с «Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Настоящие Правила являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 1.1.1 - настоящие Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам. ПТЭ действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм (п. 1.1.4 правил).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил - вся продукция, материалы, оборудование, вещества, реагенты, фильтрующие загрузки применяются в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения только при наличии гигиенического заключения на продукцию и сертификатов соответствия.
В соответствии с Приложением 1 к указанным Правилам основными нормативно-техническими документами (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) являются, в том числе: ГОСТ 51232-98. Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества воды; СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
В соответствии с п.п. 8.20 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и п. 11.19 действующих в настоящее время Сводом правил СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст.12, ч. 3 ст. 19 названного выше Закона при планировке и застройке городских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, утверждена федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы, предусматривающая привлечение инвестиций в сектор водоснабжения, модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст.ст.2-3 Жилищного кодекса РФ, п.п.4, 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке предусмотренными федеральными законами. Коммунальная услуга по холодному водоснабжению определяется как снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. Потребитель имеет право получать, а исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества.
Расположение муниципальных сетей холодного водоснабжения на расстоянии, превышающем предельный радиус (100 м) нарушает права граждан на удовлетворение их жизненно важных потребностей в питьевой воде.
Питьевая вода - это жизненно важная потребность. Отсутствие или недостаточность денежных средств в соответствующем бюджете не является основанием для освобождения ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению населения водоснабжением и электроснабжением.
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения. Пунктом 4 ст. 7 данного Закона определено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Также в силу положений ст. ст. 16, 17 Закон № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеназванные нормы, в своей совокупности свидетельствующие о том, что организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, обеспечения дорогами в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления, не возлагают непосредственно на органы местного самоуправления обязанность провести газификацию, обеспечить дорогами электро-, водо- и теплоснабжением и водоотведением каждый жилой квартал города путем строительства газопровода, электрических сетей, прокладки тепло- и водопроводов, строительства дорог за счет бюджетных средств.
Разрешение относящихся в силу ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» вышеназванных вопросов к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Решением Совета городского округа город Сибай РБ утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Сибай РБ на 2012-2015 годы. На администрацию ГО г. Сибай РБ возложена обязанность обеспечить исполнение настоящего решения, которая к настоящему времени исполнена не в полном объеме.
Как установлено проверкой, в нарушение указанных требований закона, в микрорайоне «Северный» г. Сибай РБ отсутствует водоснабжение в виде водоразборных колонок, нет газификации, что подтверждается материалами дела.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором определено, что пользователями автомобильными дорогами являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализ вышеприведенных норм федеральных законов приводит суд к выводу о том, что прокурор города Сибай РБ, осуществляющий надзор за соблюдением законов, вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц – физических и юридических – являющихся пользователями автомобильными дорогами.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что деятельность по содержанию дорог городского округа город Сибай относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Сибай. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В статье 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Содержание дорог города Сибай РБ относится к компетенции ответчика – администрации городского округа город Сибай. Автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, находятся в муниципальной собственности города Сибай.
Ссылка стороны ответчика на то, что для комплексного освоения земельного участка на территории микрорайона «Северный» Администрацией ГО г. Сибай РБ ДД.ММ.ГГГГ с Кузибаев И.Р., ООО «СибайЛесПром», ООО «Горстрой» были заключены договора аренды №п-2013/58зем, №п-2013/58зем, №п-2013/58зем, №п-2013/58зем находящихся в государственной собственности земельных участков, по условиям которого арендаторы обязаны в границах земельных участков, представленных для их комплексного освоения в целях жилищного строительства выполнить за свой счет строительство сетей и объектов инженерной инфраструктуры и передать их по окончании строительства безвозмездно в собственность ГО г. Сибай РБ в срок не позднее 30 дней с момента окончания их строительства, в этих целях арендаторы обязаны выполнить работы по обустройству территории посредством строительства линий электропередач 0,4 кВт., водопроводных сетей (диметр 100), колодцев водопроводных (диаметр 1 м), отсыпать внутрипоселковые дороги, судом отклоняется в силу следующего.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СибайЛесПром» признан несостоятельным банкротом, введена процедура конкурсного производства.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горстрой» находится в стадии ликвидации.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ГО г. Сибай РБ и Кузибаев И.Р. заключены соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков №п-2013/58зем и №п-2013/58зем от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, определяя субъекта ответственности по организации мероприятий по обеспечению населения микрорайона «Северный» ГО г. Сибай РБ инженерными коммуникациями, транспортной инфраструктурой, суд исходит из того, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Администрация ГО г. Сибай РБ.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для приведения автомобильных дорог по улице Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медолвая, Луговая, Снежная, Тружеников, Дачная г. Сибай Республики Башкортостан в состояние, отвечающее требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, суд исходит из объема работ, погодных и климатических условий для проведения работ, поэтому для исполнения решения суда устанавливает срок - до ДД.ММ.ГГГГ, в части организации мероприятий по обеспечению жителей микрорайона централизованным холодным водоснабжением – питьевой водой надлежащего качества посредством установки водоразборных колонок, расположенных в радиусе действия не более 100 м. от каждого из домов улицы срок - до ДД.ММ.ГГГГ, а газоснабжением - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявлению прокурора города Сибай Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан привести автомобильные дороги по улице Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медолвая, Луговая, Снежная, Тружеников, Дачная г. Сибай Республики Башкортостан в состояние, отвечающее требованиям законодательства о безопасности дорожного движения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан организовать мероприятия по обеспечению жителей домов по улице Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медолвая, Луговая, Снежная, Тружеников, Дачная г. Сибай Республики Башкортостан централизованным холодным водоснабжением – питьевой водой надлежащего качества посредством установки водоразборных колонок, расположенных в радиусе действия не более 100 м. от каждого из домов улицы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан организовать мероприятия по обеспечению жителей домов по улице Рябиновая, Уютная, Радужная, Таналыкская, Камаганская, Байкаринская, Курая, Малиновая, Вишневая, Березовая, Светлая, Звездная, Медолвая, Луговая, Снежная, Тружеников, Дачная г. Сибай Республики Башкортостан газоснабжением в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований прокурора к Кузибаев И.Р., Обществу с ограниченной ответственностью «Горстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «СибайЛесПром»- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий: Л.Х.Суфьянова