Гр.дело 2-38/2022
УИД 27RS0002-01-2021-001451-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре судебного заседания Кельберг А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести оборудование прикотельной территории № 8 расположенной по адресу: <адрес>, места складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой №10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Проверкой установлено, что на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации закреплена котельная № расположенная по адресу: <адрес>, фактически эксплуатируется ЖКС №10. Непосредственным осмотром территории котельной № с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по Восточному военному округу) установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля – золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке. Вопреки нормам законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства на котельной № деятельность по вывозу, утилизации и надлежащему размещению отходов – золошлаков от сжигания угля, не организована, складирование отходов – золошлаков от сжигания угля, осуществляется в открытом грунте, в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров и отсутствия обваловки, т.е. в необорудованном месте. Перечисленные нарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования приводят к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создают предпосылки к массовому возникновению и развитию у граждан дыхательных неинфекционных заболеваний.
Определением суда были приняты уточнения исковых требований, а именно обязать Министерство обороны Российской Федерации, произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории № расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения. Кроме того, представителем истца заявлен отказ от исковых требований, предъявленных к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Хохлачев С.А. поддержал исковые требования, с учетом уточнений. Суду пояснил, что военный прокурор обращается в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц, поскольку организация хранения золошлаковых отходов должна удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства, отсутствие оборудованного места хранения отходов приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает угрозу возникновения и развития у работников, граждан близлежащих домов, дыхательных и неинфекционных заболеваний. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Абросимов Е.М. не возражал против удовлетворения исковых требований, но полагал, что обязанности по строительству указанных мест возлагается на собственника, которым является Министерство обороны РФ.
Представители Министерство обороны Российской Федерации, представители Филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, Жилищно-коммунальная служба №10 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом причины не явки суду не известны.
Представитель Министерства обороны Российский Федерации направила в адрес суда возражения на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ, не подтвержден и не доказан факт превышения вредных веществ на территории военного городка, не индивидуализировал круг лиц, которым может быть причинен вред вследствие хранения золошлаковых отходов на открытой площадке. Прикотельная территория и непосредственно военный городок не являются объектами публичного назначения и публичного использования, и разрешение указанного вопроса являются составной частью оборонной функции государства, относится к исключительно к компетенции военного ведомства, в вязи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по строительству мест для хранения угля. Указание военного прокурора на необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц в данном случае нельзя признать обоснованным. Так как в силу принадлежности и назначения военного городка, прикотельной территории в частности, доступ в них ограничен и является открыты только для определенного круга лиц. Кроме того, исходя их субъектного состава участников рассматриваемого дела, а также характер спорных отношений настоящее дело отнесено к подсудности военных судов, в связи чем подлежит направлению по подсудности в гарнизонный военный суд для рассмотрения по существу.
Представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований, так как указанные строительные работы может осуществлять только собственник, в деятельность которого никто не может вмешиваться, собственником является Министерство обороны Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов
По данному делу прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, а также в интересах Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что военный городок № 20(Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Нижняя Иволга) расположен по ранее состоявшем на учете Учреждения земельном участке с кадастровым номером № площадью 82000 кв.м. В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России № от 17.11.2020 г., указанный земельный участок передан Учреждением в ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, что подтверждается приказом и выпиской ЕГРН).
Объекты недвижимого имущества, расположенные в военном городке № (<адрес>), и поименнованные в акте приема-передачи, состоят на балансовом учете Учреждения на основании приказа Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п.п. 446-450, 454-463.
Котельная № расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности за Россией. Передано на праве оперативного управления ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
По сведениям ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России отуказанное здание котельной №, собственник на праве оперативного управления ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, сведений в отношении земельного участка не представлено.
Согласно ответу на запрос в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества, а именно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В Перечне котельных, фактически эксплуатируемых ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России числится котельная №, расположенная по адресу: <адрес>. То есть котельная №, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны Российской Федерации.
Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (далее - ЖКС № 10) экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество – котельная №, расположенная по адресу: <адрес> С 1 апреля 2017 года указанный теплогенерирующий объект Министерства обороны РФ фактически эксплуатируется ЖКС №10.
Непосредственным осмотром территории котельной №, с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по Восточному военному округу), установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля - золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В соответствии с ранее действовавшим п. 3.4 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, отходы (золошлак) должны временно размещаться в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями), в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях, в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах, на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В настоящее время организация временного хранения золошлаковых отходов должна удовлетворять требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3 (далее -СанПиН), положения которого устанавливают общие и специальные требования (условия) размещения и хранения отходов.
Так, пункт 215 СанПиН предусматривает основные способы складирования отходов и предусматривает, что временное складирование отходов в зависимости от технологической и физико-химической характеристики, допускается в том числе, на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).
Согласно п. 220 СанПиН при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Исходя из вышеизложенного, вопреки указанным нормам законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства на котельной № деятельность по вывозу, утилизации и надлежащему размещению отходов - золошлаков от сжигания угля, не организована, складирование отходов - золошлаков от сжигания угля, осуществляется в открытом грунте, в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров, то есть в необорудованном месте.
Из материалов дела следует, что котельная № передана Министерством обороны РФ на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, земельный участок необходимый для эксплуатации участка не передавался.
Так, в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 21 Устава (с учетом изменений) ФГБУ «ЦЖКУ» в отношении закрепленного за ним па праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны. Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию); проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Статьей 7 Положения закреплено, что Минобороны России осуществляет следующие полномочия: организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию имущества в Вооруженных Силах (п. 52), организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов» (п.68), осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил (п.71).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не осуществляет строительство каких-либо объектов, в том числе строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории.
Доводы представителя Минобороны РФ об обязанности учреждения по капитальному и текущему ремонту котельной подлежат отклонению, поскольку строительство (т.е. создание) мест накопления и хранения золошлаковых отходов не может относиться к ремонту (восстановлению имеющихся объектов). При этом, суд руководствуется Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, согласно которой «капитальный ремонт» - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей; «текущий ремонт» - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей.
Учитывая, что для устранения вышеназванных нарушений требований действующего законодательства необходимо произвести строительство места складирования и накопления золошлаковых отходов, по мнению суда, такая обязанность должна быть возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника объекта теплоснабжения и земельного участка.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу положений статьей 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность произвести строительство места складирования и накопления золошлаковых отходов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Поскольку вследствие указанных выше нарушений требований действующего законодательства ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду, заявленные военным прокурором исковые требования обоснованы.
Те обстоятельства, что прикотельная территория, котельная и непосредственно сам военный городок не являются объектами публичного пользования, юридического значения для разрешения заявленных требований значения не имеют.
По мнению суда, хранение в открытом грунте на необорудованной площадке отходов, образующихся от сжигания угля – золошлаков, приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и неинфекционных заболеваний.
Не подлежат удовлетворению доводы Министерства обороны РФ о подсудности настоящего дела гарнизонному военному суду, поскольку настоящий спор также затрагивает интересы неопределенного круга лиц, какими могут быть лица, не проходящие военную службу и не проживающие на территории <адрес>, поскольку загрязнению золошлаковыми отходами может быть причинен вред прилегающей территории, которая непосредственно находится с котельной <адрес>
Кроме того, настоящее дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, поскольку военным прокурором не оспариваются действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственный органов, требования заявлены к Министерству обороны Российской Федерации произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории, в связи с чем судом обоснованно на основании ст. 16.1 КАС РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах, исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: П/П А.Ц. Айсуева
Копия верна:
Судья: А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено 5 февраля 2022 г.
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-38/2022 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия