Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2652/2021 ~ М-2363/2021 от 04.08.2021

№ 2-2652/2021

64RS0047-01-2021-004217-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего
судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя истца по персональному иску, ответчика по встречному иску - Комитета по управлению имуществом г. Саратова Захаровой В.В., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Лештаева Е.С. - Лештаевой Е.Н., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Лештаева Е.С. – адвоката Шаталиной И.Н., действующей на основании ордера от <дата>,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Лештаевой Е.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального образования «Город Саратов» - Пасечного С.С., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом г. Саратова к Лештаеву Е.С., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Саратовской области, администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, по встречному иску Лештаева Е.С. к Комитету по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Комитет по управлению имуществом г. Саратова обратился в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указал, что Лештаев Е.С. является собственником жилого помещения с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии от 27 февраля 2014 года № 15/О многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу принадлежит ответчику на основании договора купли-продажи <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на квартиру от <дата>. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 июля 2019 года № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилого фонда в 2019-2025 годах». Срок переселения установлен до <дата>. Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Решением Саратовской городской Думы от 06 декабря 2019 № 59-461 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» от 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд в 2020 году предусмотрены денежные средства в размере 2528,4 тыс. руб. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26 февраля 2021 года № 408 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд», в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, был изъят для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, находящемся на изымаемом земельном участке по адресу: <адрес> Постановление в установленном законе порядке направлено в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд внесены. Во исполнение указанного постановления комитетом по управлению имуществом города Саратова в адрес ответчика было направлено соглашение о возмещении за изымаемые жилые помещения. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемые квартиры составляет 800 000 рублей 00 копеек. Размер возмещения за изымаемые жилые помещения согласно частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитан с учетом положения ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса и в соответствии с отчетом об оценке стоимости жилого помещения составляет 800 000 рублей 00 копеек. При изъятии жилого помещения (заключении с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после <дата>, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Ответчик до сих пор не заключил вышеуказанное соглашение и значится собственником жилого помещения в аварийном доме по настоящее время. На основании изложенного истец просит изъять жилое помещение с кадастровым номером площадью – <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, путем выкупа у Лештаева Е.С. с выплатой возмещения собственнику в размере 800 000 рублей 00 копеек; прекратить право собственности Лештаева Е.С. на жилое помещение с кадастровым номером площадью – <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>; признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение с кадастровым номером площадью – <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.

<дата> Лештаевым Е.С. в суд подано встреченное исковое заявление, в котором указано, что первоначальные исковые требования он не признает, по следующим основаниям. Он является собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м., а именно жилых помещений с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты>), находящихся по адресу: <адрес> на основании договора на приватизацию жилого помещения от <дата> - доля в праве <данные изъяты>, и договора купли-продажи от <дата>, по которому в его собственности находится жилая комната () жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., что составляет <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на квартиру. Жилое помещение - кв. состоит: из 2 комнат жилой площадью <данные изъяты> кв.м.; общей площадью <данные изъяты> кв.м., находится в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящей из 9 комнат, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.; кухонь - <данные изъяты> кв.м.; коридоров - <данные изъяты> кв.м.; тамбуров -<данные изъяты> кв.м.; санузла-<данные изъяты> кв.м.; душа - <данные изъяты> кв.м.; туалетов - <данные изъяты> кв.м. В указанном жилом помещении его доля составляет <данные изъяты> в праве собственности; жилой площадью <данные изъяты> кв.м.; общей площадью <данные изъяты> кв.м., сособственниками в данном жилом помещении по <данные изъяты> доле каждый, являются - мать Лештаева Е.Н. и брат Лештаев Д.С. Вышеуказанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от <дата>, которое предоставлено истцом и находится в материалах дела, а также уведомлением ИФНС по Октябрьскому району г. Саратова от <дата>. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, кадастровая стоимость в <дата> году, квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляла 11 865 199, 23 руб., исходя из кадастровой стоимости, исчисляется налог на имущество физического лица за <данные изъяты> его доли квартиры, повышающийся ежегодно, который он выплачивает, как налогоплательщик. Гражданам в многоквартирном доме наряду с принадлежащим им помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома в размере - 0.08048. По вышеуказанному адресу он проживает с рождения постоянно. Вышеуказанные жилые помещения являются единственным местом его жительства. В настоящее время он состоит в браке, проживает совместно с супругой в спорном жилище. Истец намерен лишить его и его молодую семью гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище. Вопреки положениям ч. 8 ст. 32 ЖК РФ орган местного самоуправления, а именно Администрация муниципального образования «Город Саратов» не предлагал ему заключить соглашение о предоставлении собственнику другого жилого помещения взамен изымаемого, с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 июня 2021 года № 358/пр - «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ за III и IV кварталы 2021 года» - утвержден норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2021 года в размере 55 720 рублей. В соответствии с вышеуказанным приказом среднерыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в Саратовской области на 3 квартал 2021 года установлена в размере 37 222 рублей 00 копеек; на 4 квартал 2021г. в размере 38 463 рублей 00 копеек. Таким образом, для расчета выплат за счет средств федерального бюджета выкупная стоимость, которая должна быть зачтена в выкупную цену составляла на 3 квартал 1 908 371.94 руб. (<данные изъяты> х 37.222 = 1 908 371.94); на 4 квартал 2021 года - 1 971 998.01 руб. (<данные изъяты> х 38 463 = 1 971 998.01). Истец вопреки закону, а также Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда» не представил в суд и Лештаеву Е.С., как стороне по делу отчет об оценке спорного жилого помещения, что является обязательным по данной категории дел. В соответствии с положениями п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет право на предоставление другого равнозначного жилого помещения, поскольку дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого помещения; в общем доступе на момент приобретения квартиры в собственность отсутствует информация о признании дома аварийным; у него имеется альтернативное право на выкуп жилого помещения; либо предоставления равнозначного изымаемому жилого помещения. Считает, что на возникшие спорные отношения не распространяется действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается истец по основному иску, поскольку отношения возникли до введения в действие указанной нормы. Администрации муниципального образования «Город Саратов» постановлено провести мероприятия по отселению граждан из данного многоквартирного дома. До настоящего времени мероприятия по отселению граждан из непригодного для проживания дома и предоставлению жилых помещений не проведены, учитывая длительное бездействие администрации МО «Город Саратов» и Комитета по управлению имуществом г.Саратова по принятию мер, установленных ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также то обстоятельство, что п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применим к настоящим правоотношениям, считает, что его требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Он имеет право на предоставление ему взамен изымаемого аварийного жилья, иного благоустроенного жилого помещения. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в его собственность взамен аварийного жилого помещения, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, равнозначное, пригодное для проживания жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее из 2 комнат; отказать Комитету по управлению имуществом г. Саратова в удовлетворении первоначального иска в полном объеме, взыскать с Комитета по управлению имуществом г. Саратова и Администрации МО «Город Саратов» в его пользу судебные расходы: госпошлину в размере 300 рублей 00 копеек; 1 500 рублей 00 копеек - оплата справки ПО «Областной коллегии оценщиков, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек.

Представитель истца по персональному иску, ответчика по встречному иску - Комитета по управлению имуществом г. Саратова Захарова В.В. в судебном заседании <дата> первоначально заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.

Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Лештаев Е.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Шаталина И.Н. в судебном заседании просила встречное исковое заявление удовлетворить, в удовлетворении первоначального искового заявления отказать.

Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Лештаева Е.Н. в судебном заседании просила встречное исковое заявление удовлетворить, в удовлетворении первоначального искового заявления отказать, пояснила, что сын живет своей семьей в принадлежащей ему комнате с женой, но также пользуется и 1/3 долей двух других комнат, с самого детства, в его пользовании этими комнатами ничего не изменилось. В одной из комнат у низ зал, которым пользуются все члены семьи.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Администрации муниципального образования «Город Саратов» - Пасечный С.С. в судебном заседании первоначально заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, против удовлетворения встречных исковых требований возражал.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Саратовской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила отзыв на встречное исковое заявление, согласно которому Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», ознакомившись со встречным исковым заявлением Лештаева Е.С. к комитету по управлению имуществом г. Саратова о возложении на комитет по управлению имуществом г. Саратова обязанности по предоставлению жилого помещения взамен изымаемого аварийного помещения, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных: или муниципальных нужд. Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. Частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Вместе с тем, часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации вступила в силу 28 декабря 2019 года. Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 20 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Истцом по встречному исковому заявлению представлены доказательства, что право собственности на спорное жилое помещение возникло в <дата> году, уже после признания многоквартирного <адрес>, аварийным. В силу частей 1 и 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. На момент вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 № 473- ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорного жилого помещения между истцом и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права. Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 № 15026-МЕ/06 следует, что под действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после <дата>, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного встречные исковые требования Лештаева Е.С. к комитету по управлению имуществом города Саратова о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении жилого помещения не подлежат удовлетворению. На основании изложенного просит исковые требования комитета по управлению имуществом г. Саратова об изъятии жилого помещения удовлетворить в полном объеме. В удовлетворении встречного искового заявления Лештаева Е.С. отказать в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы искового заявления, встречного искового заявления, отзыва на встречное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Лештаев Е.С. является собственником <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, указанные доли принадлежат ему на основании договора купли-продажи от <дата> и договора на приватизацию жилого помещения от <дата> (л.д. 13 – 14 – свидетельство о праве собственности, л.д. 15-16 – договор купли-продажи от <дата>, л.д. 53-54 – выписка из ЕГРН).

Как следует из договора на приватизацию жилого помещения от <дата> Лештаев Д.С., Лештаева Е.Н. и Лештаев Е.С. являются общими долевыми собственниками жилого помещения, состоящего из двух комнат, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.в., состоящей из <данные изъяты> комнат, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., кухонь – <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., коридоров площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м., тамбуров, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., санузла, площадью <данные изъяты> кв.м., душа, площадью <данные изъяты> кв.м., туалетов, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м.

Кроме того, по договору купли-продажи от <дата> Лештаев Е.С. приобрел <данные изъяты> долей в этой же квартире, и ему пользование перешла комната, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 15-16).

Таким образом, доля в праве общей долевой собственности Лештаева Е.С. на квартиру составляет <данные изъяты>.

Учитывая, что общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., то Лештаеву Е.С. принадлежит <данные изъяты> кв.м. в указанной коммунальной квартире (с учетом мест общего пользования), из расчета:

<данные изъяты> – 3000

Х – 623,

Где Х = 623 * <данные изъяты> / 3 000 = <данные изъяты> кв.м.

При этом в судебном заседании установлено на основании имеющихся документов и подтверждено объяснениями третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Лештаевой Е.Н., что Лештаев Е.С. фактически пользуется двумя комнатами в коммунальной квартире.

Заключением медведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, № 15/О от 27 февраля 2014 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 апреля 2014 года № 173-р утверждены мероприятия по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства указаны в письме заместителя председателя комитета по правовым вопросам ФИО1 Лештаеву Е.С., и не оспариваются сторонами (л.д. 8-9).

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом <дата> Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.09. 2019 г. № 56-425, комитет участвует в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного муниципального жилищного фонда.

Согласно пункту 3.5.3 указанного Положения комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных прав муниципального образования «Город Саратов» при ведении дел в судах общей юрисдикции.

Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от 30 апреля 2014 года № 173-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность в течении четырех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений; произвести реконструкцию указанного дома.

На администрацию Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, на Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность: осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по адресу: <адрес> включить сведения об аварийности жилых помещений в реестр муниципальной собственности.

На администрацию Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность в том принять меры по недопущению повторного заселения жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2141 от 30 октября 2020 года «Об утверждении схемы расположения и изъятия земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок и находящиеся на нем жилые помещения по адресу: <адрес>, был изъят для муниципальных нужд.

На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, право собственности на жилое помещение не может быть прекращено у собственника без предварительного и равноценного возмещения.

Из ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение был направлен Лештаеву Е.С. <дата>, размер вознаграждения за изымаемое жилое помещение составлял 800 000 рублей 00 копеек.

Лештаевым Е.С. соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение не подписано, им предъявлены встречные исковые требования о предоставлении ему жилого помещения взамен аварийного.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст.32, 86, ч. 2 и ч.3 ст. 88 ЖК РФ.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, в соответствии с которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как установлено в судебном заседании жилой дом по адресу: <адрес> включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 1 июля 2019 года № 1184, то есть до внесения изменений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и введения ч. 8.2 указанной статьи.

Таким образом законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга, и собственник спорного жилого помещения Лештаев Е.С. имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у администрации муниципального образования «Город Саратов» имеется обязанность предоставить Лештаеву Е.С. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

При таких обстоятельствах суда полагает подлежащими отклонению первоначально заявленные требования Комитета по управлению имуществом г. Саратова к Лештаеву Е.С., и законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Лештаева Е.С. о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Лештаеву Е.С. взамен изымаемой доли жилого помещения <данные изъяты> долей в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> равнозначное пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящего из 2 комнат.

Удовлетворяя требования Лештаева Е.С. о предоставлении ему жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, следует прекратить право собственности Лештаева Е.С. на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> с момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в его собственность равнозначного пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящего из 2 комнат.

Согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу положений ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, между истцом и адвокатом Шаталиной И.Н. было заключено соглашение, стоимость услуг представителя по которому составила 15 000 рублей 00 копеек.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 20 октября 2005 года № 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Учитывая объем оказанных представителем юридических услуг, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, наличие основного и встречного иска, необходимости уточнения заявленных требований и произведения расчетов, объем времени на представление в суде интересов истца, а также учитывая изменившуюся судебную практику при рассмотрении настоящей категории споров, суд полагает, что заявленная сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек отвечает критерию разумности и справедливости.

Также, взысканию с ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов», как со стороны, проигравшей спор, в пользу истца подлежат расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, расходы на оплату справки ПО «<данные изъяты>» в размере 1 500 рублей 00 копеек, поскольку суд признает их необходимыми.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом г. Саратова к Лештаеву Е.С. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения отказать.

Встречные исковые требования Лештаева Е.С. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Лештаеву Е.С. взамен изымаемой доли жилого помещения <данные изъяты> долей в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> равнозначное пригодное для проживания жилое помещение в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящего из 2 комнат.

В удовлетворении исковых требований Лештаева Е.С. к комитету по управлению имуществом г. Саратова отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Лештаева Е.С. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, расходы на оплату справки ПО «<данные изъяты>» в размере 1 500 рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек.

С момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в собственность Лештаева Е.С. равнозначного пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящего из 2 комнат, прекратить право собственности Лештаева Е.С. на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская

2-2652/2021 ~ М-2363/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г.Саратов
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Ответчики
Лештаев Евгений Сергеевич
Другие
Лештаева Елена Николаевна
Пасечный Сергей Сергеевич
Захарова Виктория Викторовна
Лештаев Дмитрий Сергеевич
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Шаталина Ирина Николаевна
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов»
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Замотринская Полина Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2021Передача материалов судье
04.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее