Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-594/2020 ~ М-502/2020 от 02.03.2020

Дело № 2а-594/2020

УИД 13RS0023-01-2020-000654-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 года                       город Саранск

Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,

при участии в деле:

административного истца Тутуркиной Р.С., представителя истца Левчакова В.А.,

административного ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, его представителя Черашева Р.В.,

заинтересованных лиц: Гармашова А.В., акционерного общества «Орбита», их представителя Фролова А.А.,

заинтересованного лица Чибиркина В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тутуркиной Р. С. к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия об оспаривании приказа в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, возложении обязанности

установил:

Тутуркина Р.С. обратилась в суд с административным иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее также Минлесхоз республики) в котором просила признать незаконным и отменить пункт 1 приказа Минлесхоза республики от 18 февраля 2020 г. № 152 в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Тутуркиной Р.С. для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 22 октября 2008 г. № 16/8, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 6 сентября 2013 г., договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в отношении части лесного участка от 9 апреля 2014 г.; просила обязать Минлесхоз республики устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путём выдачи положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Тутуркиной Р.С.

В обоснование административного иска привела доводы о том, что она в настоящее время является арендатором по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 22 октября 2008 г. № 16/8, площадью 0,477 га, расположенного в Республике Мордовия в Березниковском территориальном лесничестве по адресу: Березниковское участковое лесничество, квартал 235, части выделов 8, 10, 11 с кадастровым номером: , граничащим с восточной стороны с озером Инерка. Срок действия договора по 22.01.2056.

Она обратилась в Минлесхоз республики с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка. Приказом № 152 от 18 февраля 2020 г. административный ответчик утвердил отрицательное заключение экспертной комиссии, ссылаясь на несоответствие проекта требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, "Состава проекта основания лесов и порядка его разработки", а также "Правилам использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" ввиду наличия на арендованном лесном участке объекта капитального строительства – здания "Дом рыбака" и ограждения из железобетонных плит и металлопрофиля, высотой около 2 м.

Полагает, что поскольку она является добросовестным приобретателем и собственником указанного здания, а забор на части арендуемого земельного участка возведён АО "Орбита", соответственно она, не создавшая никаких препятствий для доступа граждан на спорный лесной участок, является добросовестным арендатором; наличие отрицательного заключения экспертизы указанного проекта не допускает использование арендованного лесного участка.

Представитель Тутуркиной Р.С. Левчаков В.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объёме.

Представитель административного ответчик Черашев Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, приведённым в письменных возражениях на административный иск.

Представитель заинтересованных лиц Гармашова А.В. и АО «Орбита» Фролов А.А. в судебном заседании против административного иска не возразил.

Истец Тутуркина Р.С., заинтересованные лица Чибиркин В.В. и Гармашов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Суд на основании ст.ст. 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к

осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, административным истцом соблюден.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 22 октября 2008 г. между Чибиркиным В.В. и Минприроды Республики Мордовия в целях осуществления рекреационной деятельности заключен договор № 16/8 аренды лесного участка площадью 0,51 га, расположенного по адресу: Большеберезниковский муниципальный район Республики Мордовия, Березниковское территориальное лесничество, Березниковское участковое лесничество, квартал 235, части выделов 8, 10, 11 с кадастровым номером , граничащим с восточной стороны с озером Инерка. Срок действия договора установлен по 22.01.2056 (л.д. 29 – 44).

Арендованный лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам, категория защитных лесов – ценные леса, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.

В соответствии с постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979 № 473 "О признании природных объектов памятниками природы" указанный лесной участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы "Участок соснового леса".

На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 6 сентября 2013 г. право аренды данного лесного участка перешло к Тутуркиной Р.С. (л.д. 21 – 22).

Согласно дополнительному соглашению от 3 октября 2013 г. к данному договору о передаче прав и обязанностей, часть участка площадью 330 кв.м предоставлена Гармашову А.В. в субаренду на основании договора субаренды части лесного участка от 8 февраля 2011 г. (л.д. 23 - 24).

На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в отношении части лесного участка от 9 апреля 2014 г., права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка от 22 октября 2008 г. № 16/8, в части лесного участка площадью 330 кв.м, переданы Гармашову А.В. (л.д. 25 – 28).

Таким образом, административный истец в настоящее время является арендатором лесного участка площадью 0,477 га по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 22 октября 2008 г. № 16/8 и договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 6 сентября 2013 г.

На арендуемом лесном участке с кадастровым номером расположены: здание "Дом рыбака", правообладателем которого на основании договора купли-продажи здания от 06.09.2013, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, разрешения на строительство и разрешения на ввод реконструированного объекта капитального строительства в эксплуатацию от 14.03.2014 (л.д. 45 – 46, 48 – 55, 65, 66 - 67) является Тутуркина Р.С., и, согласно заключению кадастрового инженера (л.д. 99 – 102), часть каменного забора протяженностью 26,05 м., возведённого, согласно пояснениям представителя АО «Орбита» Фролова А.А., ОАО «Орбита» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.01.2007 - л.д. 56).

На основании пункта 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесной кодекс), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных

планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 41 Лесного кодекса).

В силу пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 г. N 62, лица, использующие леса для рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, осуществлять освоение лесов в соответствии с данным проектом, а также соблюдать условия договора аренды лесного участка.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. N 496 утвержден Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее Порядок N 496)

Предоставление указанной выше государственной услуги осуществляет Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, соответственно именно указанный государственный орган вправе дать надлежащую оценку объектам, произведенным на арендованном административном истцом лесном участке и определить их соответствие проекту освоения лесов, на который дано отрицательное заключение экспертизы.

Согласно пункту 5 Порядка N 496 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с пунктом 7 Порядка N 496 экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 Порядка N 496).

В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

5 февраля 2020 г. Тутуркина Р.С. обратилась в Минлесхоз республики с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 16/8.

Согласно пункту 3.26 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57, отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы:

- о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; - о несоответствии требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; - о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа.

Правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы после визирования должностными лицами передается на подпись руководителю уполномоченного органа (лицу, исполняющему его обязанности) с приложением следующих документов: особых мнений членов комиссии (при наличии); протоколов заседаний комиссии (при наличии); подлинника заключения государственной экспертизы.

Руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случае нарушения процедуры проведения государственной экспертизы.

Нарушений процедуры проведения государственной экспертизы судом не установлено и на такие обстоятельства сторона административного истца не ссылалась.

Приказом Минлесхоза республики от 18 февраля 2020 г. № 152 утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка

площадью 0,477 га, переданного в аренду Тутуркиной Р.С. для осуществления рекреационной деятельности.

Из материалов дела видно, что основаниями для принятия отрицательного заключения государственной экспертизы в отношении проекта освоения лесов послужило несоответствие мероприятий по использованию лесов, предусмотренных в указанном проекте, целям и видам освоения лесов на лесном участке, условиям договора аренды лесного участка от 22 октября 2008 г. № 16/8, а именно: размещение на лесном участке объекта капитального строительства и ограждения в не предусмотренных Лесным кодексом случаях.

Отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов административным истцом не обжаловано.

Между тем, из анализа приведённого законодательства следует, что утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отрицательного заключения экспертизы проекта освоения лесов, принятого в соответствии с установленным порядком, является для этого органа государственной власти обязательным.

Соответственно, с учётом характера процедуры принятия уполномоченным органом, в рассматриваемом случае экспертной комиссией, решения о выдаче отрицательного заключения государственной экспертизы, регламентированной нормами административного, в данном случае лесного законодательства Российской Федерации, при отсутствии нарушений процедуры проведения государственной экспертизы, издание оспариваемого приказа являлось для Минлесхоза республики обязательным.

Поскольку издание приказа от 18 февраля 2020 г. № 152 является правовым последствием отрицательного заключения экспертной комиссии на представленный Тутуркиной Р.С. проект освоения лесов, а основания для признания такого заключения не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отсутствуют (таких исковых требований не заявлено), то и оснований для признания приказа в оспариваемой части незаконным, у суда не имеется.

Кроме того, статьёй 11 Лесного кодекса установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ч. 4 ст. 11 Лесного кодекса).

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5 ст. 11 Лесного кодекса). Перечисленный перечень является исчерпывающим.

Между тем, материалами дела достоверно установлен факт ограничения свободного доступа к объекту общего пользования - лесному участку с кадастровым номером , выразившегося в нахождении на нём части каменного забора протяженностью 26,05 м., расстояние от которого до границы участка в соответствующих точках 3,05 м. и 2,40 м. (л.д. 100 – 101).

Наличие ограждений (заборов) создаёт препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств (в том числе аварийно-спасательных служб) на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц.

Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.

Доводы административного иска об установлении АО "Орбита" по периметру арендуемого Тутуркиной Р.С. земельного участка из земель лесного фонда ограждений (заборов), судом отклонены.

Пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с условиями договора аренды лесного участка № 16/8 от 22 октября 2008 г. арендатор обязан: использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов и настоящим договором; осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах; осуществлять размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений … в местах, определенных в проекте освоения лесов (п. 13 Договора).

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных названным Кодексом (ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса).

Данная позиция законодателя также нашла отражение в определении Конституционного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 1147-О, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и

охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 Лесного кодекса как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах, так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их.

Согласно требованиям действующего правового регулирования, наличие любых ограждений на лесных участках, представленных как в целях рекреационной, так сельскохозяйственной деятельности, лесным законодательством не предусмотрено. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.

При этом суд исходит из доказанности факта наличия на территории лесного участка ограждений (заборов), не предусмотренных проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке.

Доводы стороны истца о том, что арендуемый Тутуркиной Р.С. участок огорожен не по всему периметру, забор установлен частично, проверялись судом и признаны несостоятельными, поскольку действующим законодательством и договором аренды не предусмотрено условий, позволяющих огораживать участок лесного фонда ни полностью, ни в части.

Кроме того, как видно из материалов дела, указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению земельного участка, фактически обозначая его границы и ограничивая доступ на земельный участок.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении административных исковых требований административного иска Тутуркиной Р. С. к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о признании незаконным и отмене приказа от 18 февраля 2020 г. № 152 в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 марта 2020 года.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-594/2020 ~ М-502/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тутуркина Раиса Степановна
Ответчики
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Другие
Акционерное общество "Орбита"
Левчаков Валерий Анатольевич
Гармашов Александр Владимирович
Чибиркин Владимир Васильевич
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация административного искового заявления
03.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее