№ 2-594/2020
24RS0032-01-2019-004490-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 04 августа 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Золототрубовой М.В.,
при секретаре Турковой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Школина Михаила Михайловича к МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Школин М.М. обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» о взыскании задолженности по заработной плате.
Требования мотивированы тем, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях. При этом, заработная плата истцу в 2017-2018 г.г. начислялась с нарушением норм действующего законодательства в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством.
В указанной связи, истец с учетом заявления об изменении исковых требований, просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате за 2017 год в сумме 9 036, 02 руб., задолженность по заработной плате за 2018 года в сумме 49 860, 48 руб.
В судебном заседании истец Школин М.М. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что обратился в суд с настоящим иском только 22.10.2019 года, поскольку ранее не знал о том, что работодатель начисляет ему заработную плату с нарушением закона.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» - заведующая Пузынина Е.В. (действует на основании Приказа № 110л/с от 25.11.2009 года) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело по существу в ее отсутствие, поддержала письменные возражения направленные ранее, в которых указала на пропуск истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, за период с 01.01.2017 года по август 2018 года включительно. С сентября 2018 года по декабрь 2018 года заработная плата истцу начислялась в соответствии с действующим законодательством, задолженности по заработной плате перед истцом не имеется.
Представитель третьего лица МКУ «ЦБУОО «Образование» Правобережная» – Вайнштейн А.С. (действует на основании доверенности от 01.06.2020 года) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав возражения стороны ответчика о том, что истец пропустил срок обращения в суд с требованиями за период с 01.01.2017 года по август 2018 года включительно, с сентября 2018 года заработная плата ему выплачивается в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
На основании ст. 133 ТК РФ РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно пункту 4.2 Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционного Суда РФ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Красноярска.
В силу ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федеральных законов от 02.06.2016 N 164-ФЗ, 19.12.2016 N 460-ФЗ, 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ, 07 марта 2018 года 41-ФЗ, от 25 декабря 2018 N 481-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7 500, с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года в сумме - 9 489 рублей, с 1 мая 2018 года - 11 163 рублей.
Кроме того Постановлением Конституционного Суда РФ разъяснено, что выполнение работы в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться. Таким образом, выплаты, связанные с работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Школин М.М. с 01.06.2017 года состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад № 276» (до реорганизации в форме присоединяя МБДОУ «Детский сад № 166»), занимая должность <данные изъяты>.
Как следует из трудового договора № 83 от 01.06.2017 года заработная плата выплачивается работнику в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ № 166 (правопреемником которого с 11.06.2019 года является МБДОУ «Детский сад № 276») и Положением об оплате труда не установлено, в какие сроки производится выплата заработной платы работникам ответчика.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», ст. 392 ТК РФ установлены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров, в том числе, по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая статьи 392 ТК РФ).
В силу ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как следует из материалов дела, истец исковое заявление о взыскании задолженности по заработной плате за период с июня 2017 года по декабрь 2018 года включительно подал в суд через общественную приемную Ленинского районного суда г. Красноярска 22.10.2019 года.
Таким образом, учитывая, установленный Законом срок выплаты заработной платы – не позднее 15 числа, следующего за расчетным, принимая во внимание что истцом не оспаривался факт получения ежемесячно заработной платы в начисленном, неоспариваемом размере, суд приходит к выводу, что истцом Школиным М.М. пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за период с 01.06.2017 года по сентябрь 2018 года включительно, о чем заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Доказательств уважительности причин пропуска истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока обращения в суд с указанными требованиями, Школиным М.М. не представлено.
Представленные истцом в материалы дела квитанции, подтверждающие прохождение им лечения относятся к периоду срок обращения, за который не пропущен, и не могут служить основанием для признания уважительными причин пропуска срока обращения в суд.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Школина М.М. о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за период с июня 2017 года по сентябрь 2018 года включительно, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Разрешая требования истца о взыскании заработной платы за период с октября по декабрь 2018 года включительно по должности сторожа суд исходит из следующего.
Трудовым договором № от 01.06.2017 года для истца установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями суббота и воскресенье, режим работы определяется графиком, утвержденным администрацией по согласованию с профкомом.
Из Правил внутреннего трудового распорядка следует, что сторожам устанавливается сменный режим работы согласно утвержденному графику работы сторожей. Выходные дни предоставляются по скользящему графику. Работодатель обеспечивает ведение суммированного учета рабочего времени (учетный период – месяц).
Как следует из расчетного листка за октябрь 2018 года, истцу за отработанные 161 час (при норме рабочего времени в октябре 2018 года – 184 часа для пятидневной рабочей недели) в должности сторожа начислено - 17 861 руб., за ноябрь 2018 года за отработанные 156 часов (при норме рабочего времени–168 часов) - 17 861 руб., в декабре 2018 года за отработанные 163 часа (при норме рабочего времени –167 часов) - 17 861 руб.
Исходя из минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента - 30%, северной надбавки в размере - 30%, с учетом фактически отработанного времени, заработная плата истца за октябрь должна составлять: 17 861 руб. : 184 (норма часов) х 161 (часов фактически отработано) = 15 628, 37 руб., истцу выплачено 17 478, 06 руб. (за вычетом доплаты за ночные часы).
За ноябрь заработная плата истца должна составлять: 17 861 руб. : 168 х 156 = 16 585, 21 руб., истцу фактически выплачено 17 349, 95 руб. (за вычетом доплат за ночные часы и работу в праздники и выходные дни).
За декабрь заработная плата истца должна составлять: 17 861 руб. : 167 х 163 = 17 433, 19 руб., истцу фактически выплачено 17 418, 96 руб. (за вычетом доплат за ночные часы).
Таким образом, заработная плата истцу за октябрь – декабрь 2018 года начислена ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца в указанной части также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Школина Михаила Михайловича к МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» о взыскании задолженности по заработной плате за период с июня 2017 года по декабрь 2018 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья М.В. Золототрубова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года.