№ 2-6856/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
при секретаре Чесноковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой М.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в
г. Петрозаводске РК о включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Фомина М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (далее также – ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске) о включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Иск мотивирован тем, что решением Комиссии ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске от 18.06.2010 г. истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости по мотивам отсутствия достаточного трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Истица считает данное решение незаконным, указывает, что имеет необходимый стаж педагогической деятельности и просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 15.08.1983 г. по 31.08.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Детской Пяльмской средней школе №1, с 19.09.1989 г. по 07.12.1993 г. в должности директора подросткового клуба при профкоме Петрозаводской ТЭЦ, с 15.02.1991 г. по 07.12.1993 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ «11 Средняя школа»; с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года в должности заместителя директора по научной работе МОУ «Лицей «13»; периода нахождения на курсах повышения квалификации и на семинаре с 10.09.2001 г. по 21.09.2001 г., с 15.02.2002 г. по 16.02.2002 г., с 19.01.2004 года по 30.01.2004 года, с 12.04.2004 года по 23.04.2004 года, с 25.09.2006 года по 27.09.2006 года, с 16.10.2006 года по 18.10.2006 года, с 07.11.2006 года по 08.11.2006 года, 17.10.2008 года, а также просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления о назначении пенсии.
В судебном заседании истица Фомина М.В. и ее представитель Григорьева Т.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске Кинева М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении комиссии ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске.
Заслушав пояснения сторон, допросив свидетелей Н.В.А., И.В.Н., В.Г.В., Л.Г.П., исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела №, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Фоминой М.В., 03.04.1964 года рождения, обратилась 23.03.2010 г. в ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее также - ФЗ о трудовых пенсиях), как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Петрозаводске № 239 от 18.06.2010 г. истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с недостаточной продолжительностью стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, необходимой для установления досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно Протоколу заседания Комиссии №239 от 18.06.2010 года стаж педагогической деятельности истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ о трудовых пенсиях, установленный Комиссией, составляет 14 лет 02 месяца 11 дней; в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не учтены следующие периоды работы истицы:
- период работы с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе, т.к. указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года (далее также – Список, утвержденный Постановлением №781) и Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 (далее также – Список, утвержденный Постановлением №463);
- период работы с 19.09.1988 года по 14.02.1991 года в качестве директора подросткового клуба при профкоме <данные изъяты>, т.к. наименование учреждения «подростковый клуб» Постановлениями №№463, 781 не предусмотрено;
- период работы с 15.02.1991 года по 07.12.1993 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе <данные изъяты>, поскольку Постановлениями №463 и №781 предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми»;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы после 06.10.1992 года, а именно с 06.10.1992 года по 07.12.1993 года, поскольку зачет указанных периодов в льготный стаж не предусмотрен;
- период работы с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года в должности заместителя директора по научной работе в МОУ <данные изъяты>», поскольку не подтверждена занятость заявительницы с детьми в указанный период, а также Списком, утвержденным Постановлением №781, не предусмотрена должность заместителя директора по научной работе;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации и на семинаре, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 (далее – Правила, утвержденные Постановлением №516) зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрен.
Доводы ответчика о том, что у истицы отсутствует необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 во исполнение статьи 27 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Между тем, согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с конституционным принципом равенства в правах каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации. Конституционный Суд РФ в Определении от 06.03.2003 года № 107-О указал, что суды общей юрисдикции, в случае, если при разрешении конкретного дела придут к выводу о нарушении конституционных прав и свобод гражданина актом Правительства РФ, определяющим, какие именно Списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении пенсии..., не лишены права принять решение на основе Конституции и федерального закона.
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах. Подобная позиция отражена Конституционным судом РФ в Определении №316-О от 18.07.2006 года.
Истица оспаривает решение ответчика об отказе во включении в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода трудовой деятельности истицы в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года, что составляет 6 лет 17 дней. В трудовой книжке истицы имеется запись №1 о том, что 15.08.1983 года она принята в <данные изъяты> среднюю школу старшей пионервожатой, и запись №2 об увольнении по переводу в г. Петрозаводск.
Действительно, действующие в настоящее время акты, регулирующие пенсионное обеспечение, не предусматривают включение в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работу в должности пионервожатого или старшего пионервожатого. Так, Списком, утвержденным Постановлением №781, а также действовавшим ранее Списком, утвержденным Постановлением №463, должность пионервожатого не предусмотрена. Однако, в период работы истицы в должности пионервожатой с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года действовали иные правила исчисления стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В частности, применялось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ №953 от 22.09.1993 года.
Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3ст. 55Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п.2 Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, по мнению Конституционного суда РФ, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенны в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В названном Постановлении Конституционный суд РФ высказал позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период осуществления трудовой деятельности действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, при назначении пенсии возможно применение законодательства, действовавшего на момент выполнения работы.
Кроме того, в определении от 05.11.2002 года №320-О Конституционный суд РФ указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшими на момент его приобретения.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности применения названных положений Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истице, работавшей в должности старшей пионервожатой в школе в период действия данного постановления.
Согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением №781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
На основании изложенного, период работы Фоминой М.В. в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ о трудовых пенсиях.
В трудовой книжке истицы имеются записи №№5 и 6 о том, что 19.09.1989 года она принята на работу по переводу директором подросткового клуба при профкоме <данные изъяты>, а 14.02.1991 года уволена по переводу в среднюю школу <данные изъяты>
Список, утвержденный Постановлением №781 от 29.10.2002 года, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года (далее также – Список, утвержденный Постановлением №1067), действовавший до 12.11.2002 года, содержат среди наименования должностей должность «директор». Однако наименование учреждения, в котором работала истица – Подростковый клуб указанными списками не предусмотрен. Наименование подобного учреждения не было предусмотрено и действовавшим ранее (до 01.11.1999 года) Списком, утвержденным Постановлением №463.
Списком, утвержденным Постановлением №781 от 29.10.2002 года, предусмотрены наименования учреждений – «учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детский (подростковый) центр, центр внешкольной работы, дворец детского (юношеского) творчества, дом детского творчества, детства и юношества и прочее. Тогда как учреждение, в котором работала истица с 19.09.1989 года по 14.02.1991 года, именовалось Подростковый клуб.
Список, утвержденный Постановлением №463, допускал зачет в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы во внешкольных учреждениях в должности директора. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23.04.90 г. №280 «Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и примерного Положения о внешкольном учреждении» было определено, что подростковый клуб относился к внешкольным учреждениям. Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №12 от 24.03.1997 года также утвержден Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, который включает в себя и подростковый клуб.
В соответствии с Временным положением о внешкольном учреждении в РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР №119 от 23.02.991 года внешкольные учреждения являются составной частью единой системы непрерывного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих и дополнительных образовательных потребностей. Внешкольное учреждение открывается по решению учредителей при наличии кадров, необходимой материально-технической базы, соответствующего финансирования, строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил противопожарной безопасности, может действовать как самостоятельно, так и в составе других предприятий, учреждений и организаций. Внешкольное учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, в праздничные и выходные дни, увеличивая ее объем во время каникул. Руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью внешкольного учреждения осуществляет директор, опираясь в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации.
Из содержания представленных суду требований энергетиков <данные изъяты> которые были утверждены на профсоюзной конференции <данные изъяты> 10.11.1989 года, усматривается, что при профкоме <данные изъяты> был создан подростковый клуб, задачей которого являлась организация досуга подростков микрорайона <данные изъяты>», на содержание которого установлены отчисления профвзносов.
Из должностной инструкции директора подросткового клуба при профсоюзном комитете <данные изъяты>, с которой была ознакомлена Фомина М.В. при приеме на работу, Фомина М.В. должна была осуществлять руководство учебно-воспитательной работой и текущей деятельностью клуба, осуществлять подбор и расстановку педагогических кадров для работы с детьми в клубе, организовать работу по идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому, физическому воспитанию, развитию общественной и творческой активности детей, одновозрастных и разновозрастных объединений по интересам, организовывать и проводить различные массовые мероприятия: праздники, соревнования, организовывать разумный досуг с учетом возраста и интереса; организовывать работу клуба в течение всего календарного год; вести занятия в кружке «краеведение».
Согласно представленной суду справке Республиканского профсоюзного комитета Карельской республиканской организации Всероссийского <данные изъяты> №36 от 06.10.2010 года Фомина М.В. с 19.09.1989 года по 14.02.1991 года работала директором подросткового клуба, который был создан при профкоме Петрозаводской ТЭЦ, входящего в состав Карельского обкома профсоюза работников <данные изъяты>, в дальнейшем реорганизованного в Карельскую республиканскую организацию Всероссийского <данные изъяты> подростковый клуб был создан с целью организации воспитательной и образовательной работы с детьми работников энергетики, а также с целью организации досуга подростков микрорайона <данные изъяты>; Фомина М.В. занимала должность директора клуба, занималась укомплектованием групп для занятий в кружках, организовывала работу детских кружков и секций на базе клуба, проводила индивидуальную и совместную деятельность обучающихся, организовывала вечера, праздники, походы, экскурсии, вела занятия в кружках.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая характер и специфику, условия выполняемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт осуществления истицей педагогической деятельности, связанной с воспитанием и образованием детей во внешкольном учреждении детей, что допускалось Списком, утвержденным Постановлением №463, в период с 19.09.1988 года по 14.02.1991 года (1 год 4 месяца 26 дней) в качестве директора подросткового клуба при профкоме <данные изъяты>.
Фомина М.В. также заявляет о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ <данные изъяты> с 15.02.1991 г. по 07.12.1993 г. (2 года 09 мес. 22 дня). Суд находит данные требования обоснованными.
В соответствии с записями, имеющимися в трудовой книжке Фоминой М.В., а также приказами о приеме и об увольнении с работы, 15.02.1991 года Фомина М.В. была принята на должность организатора внеклассной и внешкольной работы в среднюю школу <данные изъяты> и 07.12.1993 года уволена по переводу в среднюю школу <данные изъяты>.
Между тем, списки, утвержденные Постановлениями №463 и №781, содержат среди наименования должностей должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», в разделе «наименование учреждение» - школы всех наименований.
Несоответствие наименования занимаемой истицей должности наименованию должности, указанному в Списке, явилось основанием для отказа во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что в период с 15.02.1991 г. по 07.12.1993 г. Фомина М.В. фактически исполняла обязанности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» в средней школе <данные изъяты> г. Петрозаводска.
В соответствии с действовавшим в период работы истицы Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным Постановлением Совета Министров СССР №749 от 03.09.1970 года, предусматривалась должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы»; лицо, занимающее данную должность организует работу и труд учащихся.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей И.В.Н. и Н.В.А. пояснили суду, что работали в обозначенный истицей период вместе с ней в средней школе <данные изъяты>; Фомина М.В. работала организатором внеклассной и внешкольной работ с детьми; ею организовывались праздники, дискотеки, игры, мероприятия в выходные дни с детьми; ее работа была связана только с детьми; другой должности или работника, занимавшегося организацией внешкольной и внеклассной работы с детьми, в школе не было.
При таких обстоятельствах, учитывая характер и специфику, условия выполняемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей, суд приходит к выводу о схожести выполняемых истицей трудовых функций, а также тождественности условий и характера ее работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе <данные изъяты> должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», предусмотренной указанными выше Списками, и считает нужным включить указанный период в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, ответчиком указано на невозможность включения истице периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период с 06.10.1992 года по 07.12.1993 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке на основании того, что Правила, утвержденные Постановлением №516, зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривают. Суд полагает, что подобный подход ответчика не является обоснованным. 21.08.1991 года у Фоминой М.В. родился ребенок. С ноября 1991 года Фомина М.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, а с 21.02.1993 года в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г."О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. №1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т. е. до 6 октября 1992 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом Фоминой М.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период с 06.10.1992 года по 07.12.1993 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Истица также заявляет о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года (2 года) в должности заместителя директора по научной работе МОУ «Лицей №13».
В соответствии с записями, имеющимися в трудовой книжке Фоминой М.В., 01.09.2001 года она была переведена на должность заместителя директора по научной работе в средней школе <данные изъяты> которая дальнейшем была переименована в МОУ <данные изъяты>» (запись №14). В трудовой книжке имеется также запись о признании недействительной записи №14 о переводе на должность заместителя директора по научной работе и внесена новая запись №15 от 01.09.2001 года о переводе на должность заместителя директора по УВР.
Суду также представлен приказ директора МОУ <данные изъяты>» №67 от 05.04.2003 года об изменении п.9 приказа №98/2 от 29.08.2001 года, которым Фомина М.В. переводилась на должность заместителя директора. Данным приказом установлено считать недействительным п.9 приказа №98/2 от 29.08.2001 года о переводе Фоминой М.В. на должность заместителя директора по научной работе с 01.09.2001 года, и перевести Фомину М.В. на должность заместителя директора по УВР с 01.09.2001 года.
Списки, утвержденные Постановлениями №1067 и №781, содержат среди наименования должностей должность «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом».
В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что в период с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года деятельность Фоминой М.В. в должности заместителя директора МОУ <данные изъяты> была связана с образовательным (воспитательным) процессом. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела многочисленными приказами и почетными грамотами, свидетельствующими об участии Фоминой М.В. в организации мероприятий с детьми (праздников, научно-практических конференций, субботников, интеллектуальных марафонов), характеристикой на Фомину М.В., датированной 30.09.2002 года, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей В.Г.В., являющейся директором МОУ <данные изъяты> и Л.Г.П., пояснивших, что деятельность истицы в должности заместителя директора по научной работе в течение всего рабочего дня была связана с детьми.
В материалах дела имеется справка МОУ <данные изъяты> от 09.06.2010 года №01-24/142, уточняющая характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях, согласно которой Фомина М.В. работала в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ <данные изъяты> и выполняла норму рабочего времени (педагогической (учебной) нагрузки), установленной за ставку заработной платы в период с 01.09.2000 года по 22.03.201 года, что дает право на включение данного периода работы в стаж в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях.
На основании изложенного учитывая характер работы Фоминой М.В., исполняемые ею должностные обязанности в период с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года в МОУ <данные изъяты> принимая во внимание факт внесения изменений в приказ о назначении Фоминой М.В. на должность заместителя директора, суд считает нужным включить указанный период работы истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ответчиком не были включены истице в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и на семинаре с 10.09.2001 г. по 21.09.2001 г., с 15.02.2002 г. по 16.02.2002 г., с 19.01.2004 года по 30.01.2004 года, с 12.04.2004 года по 23.04.2004 года, с 25.09.2006 года по 27.09.2006 года, с 16.10.2006 года по 18.10.2006 года, с 07.11.2006 года по 08.11.2006 года, 17.10.2008 года.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и семинаре является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для работников образования, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, обязательной частью ее трудовой деятельности.
Из изложенного следует, что периоды повышения квалификации и пребывания на семинаре истицы с 10.09.2001 г. по 21.09.2001 г., с 15.02.2002 г. по 16.02.2002 г., с 19.01.2004 года по 30.01.2004 года, с 12.04.2004 года по 23.04.2004 года, с 25.09.2006 года по 27.09.2006 года, с 16.10.2006 года по 18.10.2006 года, с 07.11.2006 года по 08.11.2006 года, 17.10.2008 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истицы Фоминой М.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на дату ее обращения к ответчику (23 марта 2010 года) она имела необходимый для назначения досрочной пенсии стаж педагогической деятельности, а именно 26 лет 5 месяцев 16 дней. Наличие у истицы иных предусмотренных законом условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 и ст.28.1 Федерального закона о трудовых пенсиях ответчиком не оспаривалось.
Согласно ст. 19 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ по общему правилу трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией.
Поскольку стажа педагогической деятельности, имеющегося у истицы на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ о трудовых пенсиях, иные условия, необходимые для назначении пенсии по таким основаниям у Фоминой М.В. имеются и ответчиком не оспариваются, суд приходит к выводу о том, что ответчиком было необоснованно отказано Фоминой М.В. в назначении такой пенсии. На основании изложенного, суд считает нужным исковые требования Фоминой М.В. удовлетворить, обязать ответчика досрочно назначить Фоминой М.В. трудовую пенсию по старости с 23 марта 2010 года в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года в должности старшей пионервожатой в Пяльмской средней школе, с 19.09.1989 года по 14.02.1991 года в качестве директора подросткового клуба при профкоме Петрозаводской ТЭЦ, с 15.02.1991 года по 07.12.1993 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе №11, в т.ч. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года, работы с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года в должности заместителя директора по научной работе в МОУ «Лицей №13», периоды нахождения на курсах повышения квалификации и на семинаре с 19.01.2004 года по 30.01.2004 года, с 12.04.2004 года по 23.04.2004 года, с 25.09.2006 года по 27.09.2006 года, с 16.10.2006 года по 18.10.2006 года, с 07.11.2006 года по 08.11.2006 года, 17.10.2008 года.
Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного, учитывая, что при подаче искового заявления истицей была оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, суд считает нужным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по государственной пошлине в указанной сумме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Фоминой М.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия назначить Фоминой М.В., <данные изъяты>, досрочно трудовую пенсию по старости с 23 марта 2010 года в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
с 15.08.1983 года по 31.08.1989 года,
с 19.09.1989 года по 14.02.1991 года,
с 15.02.1991 года по 07.12.1993 года,
с 01.09.2001 года по 01.09.2003 года,
с 19.01.2004 года по 30.01.2004 года,
с 12.04.2004 года по 23.04.2004 года,
с 25.09.2006 года по 27.09.2006 года,
с 16.10.2006 года по 18.10.2006 года,
с 07.11.2006 года по 08.11.2006 года,
17.10.2008 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия в пользу Фоминой М.В. расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Г. Степанова