Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3722/2015 (2-14991/2014;) ~ М-10759/2014 от 24.09.2014

Дело № 2-3722/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2015 года г.Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кратенко М.В.,

при секретаре Кузнечиковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломоносовой ФИО10 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о возложении обязанности по внесению изменений в сведения кадастрового учета, обязании произвести перерасчет земельного налога

У С Т А Н О В И Л:

Ломоносова Л.М. обратилась с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска об обязании внесении изменения в сведения кадастрового учета (о кадастровой стоимости земельного участка), обязании произвести перерасчет налога на землю за 2013г. (с 29.05.2013г. по 31.12.2013г.) с учетом новой кадастровой стоимости земельного участка.

Исковые требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка по адресу <адрес> <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 13 419 кв.м. Право собственности приобретено и зарегистрировано в мае 2013г. Кадастровая стоимость указанного земельного участка первоначально была установлена в размере 26 154 436,14 руб., что являлось базой для исчисления налога на землю. Между тем фактическая рыночная стоимость земельного участка была значительно ниже.

В 2013г. истица обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 360 000 руб. (с учетом сведений о рыночной стоимости земельного участка по данным независимого оценщика). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013 исковые требования истицы удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 8 360 000 руб.

14.03.2014г. истица направила копию указанного выше решения арбитражного суда в ФБГУ «Федеральная кадастровая палата», чтобы ответчик внес необходимые изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, которые также являются основанием для исчисления налога на землю.

Несмотря на это, налоговый орган (ИФНС России по Советскому району г. Красноярска) в августе 2014г. направил истице квитанцию (налоговое уведомление) о необходимости уплаты земельного налога за 2013г. в сумме 228 861,32 руб. Из налогового уведомления следует, что налоговая база взята в размере 26 154 436,14 руб., то есть без учете сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка. Истца направила в адрес налоговой инспекции заявление о перерасчете суммы налога на землю, однако налоговый орган ответил отказом.

Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истица просит обязать ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2011г., установив её в размере 8 360 000 руб., а также обязать ИФНС России по Советскому району г. Красноярска произвести истице перерасчет налога на землю за 2013г. (за период с 29.05.2013г. по 31.12.2013г.) с учетом новой кадастровой стоимости земли.

В судебном заседании представитель истца – Меленцева Л.А. (доверенность от 19.05.2014г.) исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» - Самозванцева П.В. (доверенность от 04.09.2012г.) с иском не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, то есть в хронологическом (календарном) порядке. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка истицы, вступило в законную силу 11.03.2014г. На основании заявления Ломоносовой Л.М. 24.03.2014г. в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с номером внесены изменения на основании вышеуказанного решения суда, в настоящее время актуальная стоимость земельного участка составляет 8 360 000 руб. До установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости действовала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011г. № 708-П, которое не оспорено и незаконным не признано. Также указала на то, что в решении арбитражного суда отсутствует какое-либо указание о том, что сведения о новой кадастровой стоимости подлежат внесению в кадастр объектов недвижимости с какой-либо определенной даты. Следовательно, установленная решением арбитражного суда стоимость земельного участка подлежит внесению в кадастр с момента вступления решения суда в законную силу, что и было сделано органом кадастрового учета. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.07.2014г. № 1555-О о том, что изменение кадастровой стоимости само по себе не свидетельствует о недостоверности прежних сведений кадастрового учета и не является основанием для перерасчета земельного налога за прошлое время, просила в иске отказать в полном объеме.

Представитель ИФНС России по Советскому району г. Красноярска – Главатских А.А. (доверенность от 30.06.2014г.) с иском также не согласился, пояснил, что земельный налог рассчитывается исходя из актуальных сведений о стоимости земельного участка по данным службы кадастрового учета. Поскольку по состоянию на 2013г. кадастровая стоимость земельного участка была равна 26 154 436,14 руб., сумма налога исчислена из указанной налоговой базы. Также указал на отсутствие оснований для распространения установленной решением арбитражного суда кадастровой стоимости на прошлый период (2013г.). С учетом указанных доводов просил отказать в удовлетворении иска.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 316).

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Положениями ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Вместе с тем, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.

По смыслу положений главы III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.07.2014г. № 1555-О, ст. 66 ЗК РФ, действительно, предусмотрено преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Вместе с тем, само по себе такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Так, из части восьмой статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении. Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости, предусмотренное ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно технических ошибок и кадастровых ошибок в сведениях осуществляется по иным основаниям, нежели наличие расхождений в стоимости объекта недвижимости, вызванное разными методами и условиями его оценки, притом что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сведениям государственного кадастра недвижимости о таком объекте (п. 11 ч. 2 ст. 7).

Таким образом, при отсутствии в судебном акте выводов о недействительности (по причине недостоверности, наличии технической или кадастровой ошибки) ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка и дате, с которой установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в указанном случае является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 ЗК РФ направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

Следовательно, вступление в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013 по иску Ломоносовой Л.М. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не может являться основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды, исходя из той кадастровой стоимости, которая установлена судебным актом.

Судом установлено, что Ломоносова Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес> <адрес> Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 16.05.2013г.

В связи с наличием в собственности вышеуказанного земельного участка, ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в адрес истицы направлено уведомление о необходимости уплаты земельного налога по объекту <адрес> <адрес> за 2013г. в сумме 228 851 руб. Сумма налога исчислена из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) в размере 26 154 436,14 руб.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Ломоносовой Л.М. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости земельного участка, постановлено: «Установить кадастровую стоимость земельного участка с номером с кадастровым номером 24:50:0400350:8 по адресу <адрес> <адрес> общей площадью 13 419 кв.м., в размере равном его рыночной стоимости – 8 360 000 руб.».

14.08.2014г. Ломоносова Л.М. обратилась с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества (указанного земельного участка), указании его кадастровой стоимости с 01.01.2011г. в размере 8 360 000 руб., с приложение заверенной копии решения арбитражного суда.

Также из отзыва ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» следует, что Ломоносова Л.М. ранее, 14.03.2014г. также обращалась с заявлением об учете изменений в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.

На основании указанного заявления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» 24.03.2014г. в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с номером внесены изменения на основании решения Арбитражного суда Красноярского края. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет 8 360 000 руб. Поскольку до вынесения указанного решения арбитражного суда действовало постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011г. № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», то в налоговый орган для целей исчисления налога на землю за 2013г. были направлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 26 154 436,14, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка.

Возражая против удовлетворения исковых требований Ломоносовой Л.М. об обязании внести сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2011г. и произвести перерасчет земельного налога за 2013г. с учетом выводов в решении арбитражного суда, представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» и ИФНС России по Советскому району г. Красноярска указывают на отсутствие оснований для применения решения суда с обратной силой, а также пересчета налога. С указанными доводами ответчиком следует согласиться.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013 не установлена недействительность ранее утвержденной кадастровой стоимости земельного участка, не признано незаконным и не отменено постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011г. № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», также не установлено наличие какой-либо технической или кадастровой ошибки в кадастровом паспорте земельного участка истицы. В решении арбитражного суда отсутствует указание на дату, с которой сведения о новой (измененной) кадастровой стоимости земельного участка подлежат государственному кадастровому учету. В связи с чем, решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2014г. по делу № А33-21268/2013 подлежит исполнению по общим правилам – с момента вступления в законную силу, то есть с 11.03.2014г. и не распространяется на предыдущий налоговый период (2013 год). Учет изменений в кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истице, начиная с 11.03.2014г. ответчиком ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» произведен, что сторонами по делу не оспаривалось.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ломоносовой Л.М. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд    

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ломоносовой ФИО11 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о возложении обязанности по внесению изменений в сведения кадастрового учета, обязании произвести перерасчет земельного налога - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий М.В. Кратенко

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2015г.

2-3722/2015 (2-14991/2014;) ~ М-10759/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ЛОМОНОСОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА
Ответчики
ИФНС СОВЕТСКОГО Р-НА, КАДАСТРАВАЯ ПАЛАТА
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Кратенко Максим Владимирович
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
24.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2014Передача материалов судье
29.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2015Судебное заседание
12.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее