Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3303/2015 ~ М-3540/2015 от 27.11.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2015 года <...>

Советский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО4,

представителя ответчика администрации <...> ФИО5,

представителя третьих лиц Департамента финансов <...>, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <...>, Департамента строительства, топливно – энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <...> ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брылева С.В. к администрации <...> о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <...> о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указал, что он ДД.ММ.ГГ г.р., имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мать умерла в 1989 году, отец умер в 1991 году. Опекуном была назначена сначала ФИО7, а затем, ввиду того, что она ненадлежащим образом исполняла обязанности опекуна, была назначена его сестра ФИО8 с которой он проживал по адресу <...>. После окончания школы он обучался в ПУ №*** <...>, после окончания которого постоянно проживает и работает в <...>. В связи с чем, просит суд, обязать администрацию <...> предоставить ему, благоустроенное жилое помещение в городе Орле, по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <...>, представитель третьих лиц возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что требования не основаны на нормах права, поскольку истец не стоит на очереди в предоставлении жилья, обратился после достижения 23 летнего возраста, не имеет регистрации в <...> и обеспечен жильем.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения.

Как следует из свидетельств о рождении и смерти отец истца ФИО9 умер в 1991 году, мать истца ФИО10 умерла в 1989 году

Решением Моховского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №*** опекуном истца была назначена ФИО7 В 1995 году в виду ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна, опекуном истца была назначена его сестра ФИО8

Как следует из материалов дела, ФИО1 до совершеннолетнего возраста проживал с опекуном ФИО8 и ее семьей по адресу <...> Указанная квартира в 2000 году была приватизировано в том числе ФИО1, которому принадлежала ? доля.

Постановлением администрации <...> №*** от ДД.ММ.ГГ ФИО11 и ФИО12 было дано разрешение на продажу этой квартиры.

Указанная квартира была продана и в 2001 году приобретен жилой дом по адресу <...> Моховская сельская администрация <...> общей площадью 36,2 кв.м. Право собственности на указанный жилой дом было оформлено только на ФИО13

На момент совершения указанных сделок, ФИО1 был несовершеннолетним, в связи с чем нет правовых оснований вменять ему в вину намеренное ухудшение своих жилищных условий.

Более того проданная квартира по адресу <...> имела общую площадь 45,4 кв.м., что с учетом ? доли которая была у истца на него приходилось 11,35 кв.м., что менее учетной нормы.

В жилом доме по адресу <...> Моховская сельская администрация <...>, у истца имеется лишь регистрация. Фактически в нем он не проживает, права собственности на него не имеет.

Как следует из представленных документов, после окончания обучения в ПУ №*** <...> и службы в армии, ФИО1 постоянно проживает в <...>, работает в <...>, ребенок посещает в <...> детский сад №***. Истец живет с семьей в съемной квартире по адресу г.<...>, что подтвердила допрошенная в качестве свидетеля ФИО14, собственник данной квартиры, недоверять показаниям которой у суда нет оснований.

Согласно сведений Росреестра по <...> и БТИ, на территории <...> за ФИО1 недвижимое имущество не зарегистрировано.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений, принят Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (далее по тексту Закон).

В силу ст.8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, законодатель императивно установил, что детям к которым относится и ФИО1, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет.

В силу ч.3 статьи <...> от ДД.ММ.ГГ №*** (в редакции <...> от ДД.ММ.ГГ №***) по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;??????????&#0;&#0;&#0;?????????????&#0;&#0;?????????????h&#0;&#0;???????????????h&#0;&#0;???????????????h&#0;&#0;?????????????&#0;&#0;?????????????&#0;&#0;????????&#0;&#0;?????????????????????h&#0;&#0;??????????&#0;??????????????h&#0;&#0;???????????&#0;&#0;??&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;

Из системного анализа Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон) и положений Конституции Российской Федерации следует, что детям указанным в данном Законе, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а не по прошествии какого-то времени.

Кроме того, из положений Закона не следует, что предоставление жилья может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.

Суд полагает несостоятельным довод представителей ответчиков о том, что указанный Закон предоставляет органам власти субъектов Российской Федерации право самостоятельно определять порядок предоставления жилья таким детям, в связи с чем в <...> жилье таким детям предоставляется по мере поступления денежных средств на эти цели и в порядке очередности их постановки на учет.

При этом суд учитывает, что Законом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право лишь устанавливать порядок формирования списков детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (часть 3 ст.8) и право определять порядок установления факта невозможности проживания (ч.6 ст.8)

В то же время, срок предоставления жилья установлен самим Законом и право на его изменение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено. Так же, Законом не предоставлено право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлять жилье в зависимости от финансовой возможности и времени постановки детей на учет в качестве нуждающихся в получении жилья.

Таким образом ФИО1 должно быть предоставлено жилье как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку она является нуждающимся в предоставлении жилья.

Суд учитывает, что в силу действующего законодательства, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения

В силу вышеприведенных норм права, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что истец в установленный срок не обращался с заявлением о принятии его на учет, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что на момент окончания учебного заведения в <...>, ему разъяснялось его право на обеспечение жильем, при этом обязанность по контролю за детьми данной категории возложена на органы местного самоуправления и не надлежащее исполнение ими возложенных обязанностей по разъяснению право на обеспечение жильем не могут быть поставлены в вину данной категории лиц являющихся наиболее незащищенными.

Таким образом, суд находит причину несвоевременной постановки истца на учет нуждающегося в жилом помещении, уважительной и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.

К доводам ответчика о том, что ФИО1 имеет постоянную регистрацию по адресу <...> Моховская сельская администрация <...> и тем самым является обеспеченным жильем, суд относится критически, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и на неправильной оценке фактических обстоятельств.

Согласно представленных сведений по адресу <...> Моховская сельская администрация <...> зарегистрированы ФИО1, его сестра ФИО8 и ее дочь ФИО15 Членом семьи ФИО8, истец не является, так как в доме не поживает, совместного хозяйства не ведет.

Правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.

Абзац 8 ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ №*** (в редакции от ДД.ММ.ГГ) определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Данных о том, что истец в настоящее время приобрел постоянное местожительство в другом муниципальном образовании не установлено.

После окончания училища, истец работает в <...>, в связи с невыполнением ответчиком своих обязательств по обеспечению его жилым помещением вынужден временно проживать без регистрации в арендуемом жилом помещении по адресу г.<...>, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела..

По мнению суда, истец не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления, что с момента возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он не обеспечен жилым помещением.

Принимая во внимание вышеприведенные требования законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Брылева С.В, к администрации <...> о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию <...> предоставить Брылеву С.В. благоустроенное жилое помещение в <...> по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 ст. <...> от ДД.ММ.ГГ №***-ОЗ (в ред. <...> от ДД.ММ.ГГ N 1815-ОЗ).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд <...> в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено в течении пяти дней.

Судья             О.В. Лигус

2-3303/2015 ~ М-3540/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брылев Сергей Викторович
Ответчики
Администрация г. Орла
Другие
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Департамент финансов Орловской области
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Лигус Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
27.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2015Передача материалов судье
01.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2015Подготовка дела (собеседование)
10.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2015Судебное заседание
29.12.2015Судебное заседание
11.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016Дело оформлено
22.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее