Решение по делу № 33-3409/2019 от 05.07.2019

УИД 21RS0016-01-2019-000635-70

Судья Иванов С.В.

Апелляционное дело №33-3409/2019

Докладчик БлиноваМ.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Филимоновой И.В., Филимоновой И.В.,

при секретаре Ивановой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Николаева С.А. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 13 мая 2019 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия

установила:

Николаев С.А. обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте пос.Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики, площадью не менее установленной нормы 33 кв.м. общей площади.

Исковые требования мотивировал тем, что он является сиротой, поскольку его родители умерли. Постановлением главы администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 04 июня 2012 года истец принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилья по категории детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Николаев С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, который ранее принадлежал его матери, но уничтожен в результате пожара. До настоящего времени администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики не принимаются меры по обеспечению истца жилым помещением, в связи с чем, ссылаясь на положения п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Николаев С.А. просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма исходя из нормы предоставления.

В судебном заседании истец Николаев С.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ответчик администрация Чебоксарского района Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третьи лица администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 13 мая 2019 года постановлено обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить Николаеву С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ..., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте пос.Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы – 33 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Чувашской Республики.

Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование доводов апелляционной жалобы истцом указано на несоответствие мотивировочной и резолютивной частей решения. Так, в мотивировочной части суд пришел к выводу о том, что согласно статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данной категории граждан предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако в резолютивной части решения обязывает ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма, что противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ

Также суд возложил на администрацию Чебоксарского района обязанность предоставить истца жилое помещение в черте поселка Кугеси, а не в черте Чебоксарского района, что противоречит части 7 статьи 23.1 Закона Чувашской республики от 17.10.2005 №42 «О регулировании жилищных отношений» и мотивировочной части решения суда.

Кроме того, ответчик указывает на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных из республиканского бюджета на указанные цели. Суд не исследовал вопрос наличия и объем субвенций для предоставления жилого помещения истцу на дату рассмотрения дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. поддержала доводы апелляционной жалобы на решение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Николаев С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы стороны ответчика об очередности предоставления жилого помещения, вопрос о статусе предоставляемого жилого помещения оставил на усмотрение суда.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела,выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле,проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Николаев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором от 29 декабря 2008 года Николаев С.А. был передан на воспитание в приемную семью.

На основании постановления главы администрации ... сельского поселения Чувашской Республики от 04 июня 2012 года Николаев С.А. принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилья вне очереди как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласно справки администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 марта 2019 года истец по состоянию на 01 января 2019 года зарегистрирован в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под номером .

Николаев С.А. какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 17 июля 2019 года.

Само право Николаева С.А. на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика, третьим лицом не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Факт нуждаемости истца Николаева С.А. в улучшении жилищных условий и его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у него права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения истцом совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7).

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Верховного Суда Российской Федерации (№20-КГПР15-11 от 13.10.2015г.)

Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы ответчика на решение суда в части возложения обязанности предоставить Николаеву С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте пос.Кугеси Чебоксарского района заслуживают внимания.

В силу императивного требования, изложенного в статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении»).

При этом выводы суда, содержащиеся в резолютивной части решения, не должны противоречить выводам, сделанным судом в мотивировочной части.

Судам необходимо соблюдать последовательность в изложении решения, установленную статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решение суда не должно содержать взаимоисключающие выводы.

До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.

Вступившими в силу с 01 января 2013 года изменениями в Федеральный закон от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 №15-ФЗ, изменен порядок обеспечения жильем лиц указанной категории путем обязания органов государственной власти субъектов РФ предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма.

При этом в силу части 7 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список.

Из постановленного решения видно, что суд, удовлетворяя исковые требования, в его мотивировочной части указал о наличии у Николаева С.А. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Между тем в резолютивной части постановленного решения суд указал о возложении на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности предоставить Николаеву С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Поэтому решение суда в части обязания администрации Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить Николаеву С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте поселка Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики нельзя признать законным и в этой части оно подлежит изменению с возложением на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности предоставить Николаеву С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 13 мая 2019 года изменить, изложив его в следующей редакции:

«Возложить на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность предоставить Николаеву <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления».

В остальной части апелляционную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: И.В. Филимонова

И.В. Филимонова

33-3409/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаев С.А.
Ответчики
Администрация Чебоксарского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
05.07.2019Передача дела судье
19.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Передано в экспедицию
27.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передано в экспедицию
19.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее