Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2015 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Алиева Р.А.,
при секретаре судебного заседания Омаровой А.М.,
с участием прокурора – помощника военного прокурора Махачкалинского гарнизона капитана юстиции Хроменко А.С., административного истца
Абасова А.А., представителя административного ответчика – командующего Каспийской флотилией лейтенанта Малыченко О.Н., рассмотрел административное дело
№ 2-904/2015 по заявлению военнослужащего войсковой части 95152 рядового запаса Абасова ФИО16 об оспаривании действий командующего Каспийской флотилией и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных сувольнением его с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части и ненадлежащем обеспечением денежным довольствием,
установил:
Заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия командующего Каспийской флотилией, связанные с досрочным увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части;
-обязать командующего Каспийской флотилией отменить свой приказ от 9 июля 2015 г. № 102 о досрочном увольнении его с военной службы в связи
с невыполнением условий контракта;
-обязать командующего Каспийской флотилией отменить свой приказ от 15августа 2015 г. № 415 об исключении его из списков личного состава воинской части;
-обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ему с 4 декабря 2013 г. по 15 августа 2015 г. ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174.
В судебном заседании административный истец требования поддержал и просил суд их удовлетворить. При этом он пояснил, что в период прохождения военной службы он только один раз не явился на службу без уважительных причин 4 июня 2015 г., а также опоздал на службу на 20 или 30 минут 9 и 11 июня этого же года. Поэтому полагает, что он неправомерно был досрочно уволен с военной службы. Более того в период прохождения военной службы он не был полностью обеспечен положенными видами денежного довольствия.
Представитель административного ответчика Малыченко требования заявления не признала и просила суд отказать в их удовлетворении.
В обоснование своей позиции она пояснила, что на основании приказа командира войсковой части 95152 от 16 июня 2015 г. № 395 на Абасова наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы, которое было реализовано приказом командующего Каспийской флотилией от 9 июля 2015 г. №102.
Административный ответчик – руководитель ФКУ «Единый расчетный центр МОРФ», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и своего представителя не направил. В своих представленных письменных возражениях представитель административного ответчика Бирюкова требования заявления не признала и отразила, что Абасов при исключении из списков личного состава воинской части был полностью обеспечен положенными видами денежного довольствия. Сведений об установлении ему ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 в базе данных специализированного программного обеспечения «Алушта» не имеется.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, а также мнение военного прокурора, полагавшего заявление Абасова подлежащим удовлетворению частично, и исследовав представленные доказательства, суд находит заявление Абасова подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Абасов проходил военную службу по контракту в войсковой части 95152. В связи с отсутствием административного истца
4 и 9 июня 2015 г. на построении личного состава в течение более 4 часов подряд установленного ежедневного служебного времени, он был привлечен к дисциплинарной ответственности за грубые нарушения воинской дисциплины. По причине отсутствия данного военнослужащего 11 июня 2015 г. более 4-х часов подряд командиром войсковой части 95152 было принято решение о наложении на Абасова дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. В дальнейшем командующим Каспийской флотилией в целях реализации данного взыскания Абасов был досрочного уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта. В ходе проведения разбирательств по указаным дисциплинарным проступкам от дачи объяснений Абасов отказывался, также он отказался знакомиться с протоколами о грубых дисциплинарных проступках.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу: пояснениями административного истца, представителя административного ответчика, выписками из приказов командира войсковой части 95152 от 5 июня 2015 г. № 368, от 10 июня 2015 г. № 383, от 16 июня 2015 г. № 395 о наложении дисциплинарных взысканий, протоколами о грубых дисциплинарных проступках и приложенными материалами, копией служебной карточкой, копией листа беседы.
Как видно из выписок из приказа командующего Каспийской флотилией от 9 июля 2015 г. № 102 и от 15 августа 2015 г. № 415, административный истец полагался уволенным и исключенным из списков личного состава воинской части с 15 августа 2015г.
Свидетель Каунов – командир роты показал, что характеризует административного истца отрицательно. В связи с неоднократным привлечением Абасова к дисциплинарной ответственности, данный военнослужащий правомерно был досрочно уволен с военной службы. По фактам отсутствия административного истца без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени на службе виюне 2015 года по указанию командира войсковой части 95152 им проводились административные разбирательства по факту отсутствия на военной службе 4,9 и 11 июня текущего года. От дачи пояснений данный военнослужащий отказался.
Свидетели ФИО11, каждый в отдельности, показали, что они находятся враспоряжении командира войсковой части 95152 и состоят с административным истцом в дружеских отношениях. Об отсутствии Абасова на военной службе 4 июня 2015 г. им ничего известно, а 9 и 11 июня этого же года они вместе с Абасовым прибыли на службу сопозданием около 30 минут.
Изучив показания административного истца Абасова и свидетелей ФИО12, суд считает несостоятельным их утверждения о том, что Абасов исполнял обязанности военной службы и прибывал на службу 9 и 11 июня текущего года, поскольку данное утверждение не нашло своего подтверждение в судебном заседании.
Кроме того, административный истец Абасов пояснил, что 4июня 2015 г. он отсутствовал на военной службе, 9 и 11 июня того же года прибыл на службу с опозданием и о прибытии никому не докладывал. При этом в ходе проведения административных разбирательств по фактам его отсутствия на военной службе он отказывался давать объяснения.
Согласно п. «в» ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в связи
с невыполнением им условий контракта.
Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением – защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.
Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются
с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом,
а также необходимостью соблюдения особых правил прохождения военной службы
по контракту.
Заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин, таким образом, добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности
и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.
Согласно п. 1-3 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
и ст. 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности – дисциплинарного взыскания, одним из видов которого является досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Обязательным условием досрочного увольнения с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, в частности совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
При этом решение вопроса о применении вышеуказанного вида дисциплинарного взыскания требует строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка, обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства, порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры, что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами, предоставляемыми
в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П.
При этом законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
Что касается вопроса о соразмерности примененного к заявителю дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, то суд исходит из следующего.
Согласно п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться,
в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, а именно совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» или совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий. С учетом изложенного совершение заявителем грубого дисциплинарного проступка при вышеуказанных обстоятельствах свидетельствует о существенном отступлении последнего от взятых на себя обязательств.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что Абасов совершил три грубых дисциплинарных проступка, выразившиеся в отсутствии его на военной службе 4, 9 и 11 июня 2015 г. без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени. Данные обстоятельства были достоверно установлены при проведении должностными лицами разбирательств и в судебном заседании.
Таким образом, он правомерно был привлечен к дисциплинарной ответственности и на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта за совершения третьего грубого дисциплинарного проступка.
При этом суд, кроме вышеизложенного, исходит из следующего.
Довод заявителя о том, что он каких-либо нарушений условий контракта не допускал, опровергаются наложенными на него дисциплинарными взысканиями и не снятыми на день увольнения заявителя с военной службы, которые им в суде не обжалованы.
Утверждение административного истца о том, что он не был ознакомлен со своей служебной карточкой, с ним не проводилась индивидуальная беседа, а также не был ознакомлен с материалами разбирательств, опровергается показаниями свидетеля ФИО13, а также пояснениями самого Абасова, который указал, что действительно он 4 июня 2015 г. отсутствовал на военной службе, а 9 и 11 июня того же года прибыл на службу с опозданием.
Так как Абасов обоснованно уволен с военной службы, то суд отказывает в удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на командира воинской части выплатить ему денежное довольствие за период незаконного увольнения.
Рассматривая требования Абасова о признании незаконными действий руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанные с невыплатой ему с4декабря 2013 г. по 15 августа 2015 г. ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174, суд исходит из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1174 от 29декабря2011 г. в целях упорядочения социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо его отдельных положений, и военнослужащим, на которых распространяется действие Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, не включенным в состав специальных сил и сил Объединенной группировки, в том числе, проходящим военную службу в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан.
Согласно п. 5 вышеуказанного Постановления ежемесячная надбавка кденежному довольствию в размере 1 месячного оклада выплачивается сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью).
В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Южного военного округа от 19 февраля 2014 г. № 20 Абасову с 4 декабря 2013 г. установлена ежемесячная надбавка к денежному довольствию в соответствии вышеуказанным Постановлением.
Из письменного сообщения представителя ФКУ «Единый расчетный центр» МОРФ, следует, что в базе данных отсутствуют сведения об установлении данной надбавки Абасову.
Как следует из сообщения временно исполняющего обязанности начальника отдела кадров Каспийской флотилии от 14 октября 2015 г. Абасову с 4декабря 2013 г. по 15августа 2015 г установлена выплата в инфо-типе 0014 вид 1024 ежемесячная надбавка к денежному довольствию вразмере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1174.
Согласно расчетным листкам Абасову вышеуказанная надбавка за указанный период не выплачивалась.
С учетом этих обстоятельств, в целях восстановления права административного истца на получение указанной надбавки, суд считает необходимым возложить обязанность на руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Абасову с 4 декабря 2013 г. по 15 августа 2015 г. ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174.
В соответствии с положениями п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Вместе с тем, как следует из абз. 2 п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе» в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
При таких данных суд полагает, что нарушенные права административного истца могут быть восстановлены должностными воинскими лицами без восстановления его
в списках личного состава воинской части, а путем производства выплаты указанной выше надбавки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
заявление Абасова ФИО14 об оспаривании действий командующего Каспийской флотилией и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных сувольнением его с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части и ненадлежащем обеспечением денежным довольствием удовлетворить частично.
Обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Абасову ФИО15 до 14 ноября 2015 г. ежемесячную надбавку к денежному довольствию вразмере одного оклада в соответствии с занимаемой должностью с 4декабря 2013 г. по 15августа 2015 г. предусмотренную постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1174
В удовлетворении требований ФИО1 об отмене приказов командующего Каспийской флотилией от 9 июля 2015 г. № 102 о досрочном увольнении его с военной службы и от 15 августа 2015 г. № 415 об исключении из списков личного состава воинской части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Верно
Председательствующий Р.А. Алиев
Секретарь судебного заседания А.М. Омарова