Дело *
*
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Золототрубовой М.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Царенковой В.А. к ГУ УПФР в Ленинском районе г. Красноярска о возложении обязанности учесть сведений о заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Царенкова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Красноярска о возложении обязанности учесть сведений о заработной плате.
Требования мотивированы тем, что истице назначена трудовая пенсия по старости, при этом, при назначении пенсии не учтены сведения о ее заработной плате за период *, что в свою очередь повлияло на размер назначаемой пенсии. В спорный период истица работала в «Боготольском хлебоприемном предприятии» в различных должностях, получая при этом заработную плату. Между тем, документы, подтверждающие размер заработной платы Царенковой В.А. в указанный период не сохранились, на хранение в архивы не передавались, что подтверждается справками. Таким образом, поскольку она по объективным причинам не может представить справки о размере получаемой заработной платы, считает, что для начисления пенсии могут быть учтены данные о средней заработной плате по занимаемым истицей профессиям, содержащиеся в с справках Росстата.
В указанной связи, истица просит обязать ГУ УПФР в Ленинском районе г.Красноярска учесть сведения о размере ее заработной платы в период работы с * по * в «Боготольском хлебоприемном предприятии» в должности *; в период с * по * в АООТ «Боготольское ХПП» в должности *; в период с * по * в ОАО «Боготольское ХПП» в должности *; в период с * по * в ОАО «Боготольское ХПП» в должности *, в размере, исходя из сведений, представленных Федеральной службой государственной статистики.
В судебном заседании истица Царенкова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в период ее работы с 1983 года по 1989 год на «Боготольском хлебоприемном предприятии» она получала гораздо более высокую заработную плату, чем в последующие периоды ее работы, в связи с чем, именно этот период необходимо учитывать при назначении трудовой пенсии по старости. Поскольку сведения о заработной плате за спорный период отсутствуют, по причине их не сохранения, размер пенсии за этот период необходимо определять исходя из справки Красноярскстата.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Ленинском районе г. Красноярска – К.И.Е. (доверенность от *) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что пенсия Царенковой В.А. назначена в соответствии с нормами и условиями действующего пенсионного законодательства, на основании документов о заработной плате истицы, имеющихся в распоряжении пенсионного органа. Кроме того, справка Красноярскстата не может быть принята во внимание при определении размера пенсии, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от таких условий, как: количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификации, режим работы и прочее, в связи с чем, никакие усредненные показатели не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка при назначении пенсии.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Согласно п. 5 ст. 17 данного Федерального закона, размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности, с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» согласно приложению N 4.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19 от 27.02.2002 (действовавшим на момент возникновения спорных отношений и до 1 января 2015 г.), утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости).
В соответствии с указанным Перечнем, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету: при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 указанного Федерального закона определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с применением порядка и сроков, которые установлены статьей 20 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Царенкова В.А. в период с * по * работала на различных должностях в Критовском отделении «Боготольского хлебоприемного предприятия» (после реорганизации ОАО Боготольское ХПП»).
Согласно материалам пенсионного дела Царенковой В.А. с * назначена страховая пенсия по старости.
При этом, согласно данным о результатах расчета заработка Царенковой В.А., ответчик, определяя расчетный размер ее трудовой пенсии, исходил из сведений о среднемесячном заработке истицы за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
В материалах дела содержаться также сведения о заработке Царенковой В.А. за 60 месяцев подряд в период с 1979 года по 1983 год включительно.
Вместе с тем, определение расчетного размера трудовой пенсии исходя из указанного периода, для истицы является невыгодным, в связи с небольшим размером заработной платы истицы, что ею не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. В связи с чем, Пенсионным фондом, обоснованно не приняты указанные периоды работы истицы при расчете размера пенсии.
Сведения о размере заработной платы Царенковой В.А. за период с 1984 года по 1998 год включительно, материалы дела не содержат.
Как следует из архивной справки от * *, в архивный отдел администрации Боготольского района на госхранение в архив в апреле 2002 года передано 185 дел по личному составу АО «Боготольского хлебоприемного предприятия» за период с 1936 года по 2001 год. Также указано, что дела по личному составу Критовского отделения АО «Боготольского хлебоприемного предприятия» переданы частично, сведения по начислению заработной платы за период с 1977 года отсутствуют.
Как следует из ответа конкурсного управляющего ОАО «Боготольское ХПП» А.Н,П. документы по личному составу Критовского отделения АО «Боготольского хлебоприемного предприятия» прежним руководством ему переданы частично, а все документы, которые удалось разыскать самостоятельно переданы в архив.
Кроме того, как следует из ответа МКУ «Архив Боготольского района» от *, ведомости по начислению заработной платы Критовского отделения, которое входило в состав Боготольского хлебоприемного предприятия» переданы на госхранение не в полном объеме и в наличии на хранении находятся лицевые счета только за 1968 года, а также за период с 1970 года по 1976 год. Кроме того, архивом проверены лицевые счета «Боготольского хлебоприемного предприятия» за период с 1983 года по 1988 год, при этом, сведений по начислению заработной платы Царенковой В.А. не обнаружено.
По мнению Царенковой В.А. средняя заработная плата за спорный период, ввиду отсутствия иных доказательств, должна определяться исходя из справки Красноярскстата согласно которой, средняя заработная плата работников организаций Красноярского края в разрезе отраслей экономики и в среднем по муниципальному району составляла: в 1983 году – 238 руб., в 1984 году – 242,70 руб., в 1985 году – 248,80 руб., в 1986 году – 257,50 руб., в 1987 году – 264,70 руб., в 1988 году – 283,40 руб., в 1990 году – 349,70 руб., в 1991 году – 718,20 руб.
Между тем, из представленной стороной истца справки Красноярскстата невозможно сделать вывод об индивидуальном характере заработка Царенковой В.А., в связи с чем, указанная справка не учитывается судом в качестве допустимого доказательства.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о среднемесячном заработке Царенковой В.А. за период с 1984 года по 1998 год, материалы дела не содержат, выданных работодателем, архивных сведений, либо косвенных доказательств, подтверждающих конкретный заработок истицы, истицей не представлено, установление размера индивидуальной заработной платы на основании данных справки Красноярскстата действующим законодательством не предусмотрено, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Царенковой В.А. в указанной части.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в силу вышеуказанных норм права, за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (* для Царенковой В.А.) сведения о заработке подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета, правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по учету сведения о размере заработной платы истицы за период с 28.10.1999 года, исходя из сведений, представленных Федеральной службой государственной статистики, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Царенковой В.А. к ГУ УПФР в Ленинском районе г. Красноярска о возложении обязанности учесть сведения о размере заработной платы за период работы с * по * в «Боготольском хлебоприемном предприятии» в должности *; в период с * по * в АООТ «Боготольское ХПП» в должности *; в период работы с * по * в ОАО «Боготольское ХПП» в должности *; в период с * по * в ОАО «Боготольское ХПП» в должности *, в размере, исходя из сведений, представленных Федеральной службой государственной статистики, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Золототрубова
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2019 года.