Решение по делу № 2-494/2017 ~ М-392/2017 от 07.04.2017

№ 2-494/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенниковой Е. В.,

при секретаре Поповой Е. Г.,

с участием истца Ермолиной С. И.,

представителя истца адвоката Шевелева А. Л.,

представителя ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» Сёминой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

29 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Ермолиной С.И. к администрации МО МР «Сыктывдинский», администрации МО СП «Слудка» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Ермолина С. И. обратилась в суд с иском к администрации МО МР «Сыктывдинский», администрации МО СП «Слудка» о предоставлении жилого помещения на состав семьи из 2 человек. В обоснование заявленных требований указала, что актом обследования жилищно-бытовых условий от 05.04.2010 установлен факт нуждаемости в проведении капитального ремонта дома, в котором расположена <адрес> Сыктывдинского района, поскольку стены перекошены, крыша ветхая, печь требует ремонта, фундамент гнилой, крыльцо сгнило, износ дома 100 %. 30.07.2015 заключением межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, соседняя квартира, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, условия проживания в доме не соответствуют установленным требованиям. Полагая, что её семья соответствует установленным законом критериям объективной нуждаемости во внеочередном безвозмездном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, Ермолина С. И. обратилась в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании истец Ермолина С. И. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что по адресу регистрации не проживает с 2005-2006 года, в связи с непригодностью для проживания. Также пояснила, что малоимущей признана органом социальной защиты Сыктывдинского района.

Представитель истца Ермолиной С. И. адвокат Шевелев А. Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, полагая истца обладающей правом на предоставление жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» Сёмина О. В. с исковыми требованиями не согласилась, считая администрацию ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный дом находится на балансе администрации СП «Слудка». Кроме того, указала, что истец с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий не обращалась. Спорный дом в настоящее время не включен в целевую программу по переселению.

Представитель ответчика администрации МО СП «Слудка» в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель администрации Журавлёва Т. А. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от заключенного между администрацией МО МР «Сыктывдинский» (наймодатель) и Ермолиной С. И. (наниматель), наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности МО МР «Сыктывдинский», <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение. Совместно с нанимателем вселяется член семьи – <данные изъяты>

<дата> квартира передана истцу по акту приема-передачи, согласно которому у Ермолиной С. И. претензий в отношении передаваемого жилого помещения отсутствуют.

Актом приема-передачи муниципального жилищного фонда, расположенного на территории сельского поселения «Слудка», от 08.06.2009 администрация МО МР «Сыктывдинский» передала, а администрация СП «Слудка» приняла муниципальный жилой фонд, в том числе жилой <адрес> Сыктывдинского района.

Из справки от 22.03.2017 следует, что в квартире <адрес>, зарегистрированы Ермолина С. И. и <данные изъяты>

В соответствии с актом обследования № 3 и заключением межведомственной комиссии администрации СП «Слудка» № 3 от 29.10.2015 жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район<адрес> наниматель Ермолин Е. И., признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, условия проживания в доме не соответствуют установленным требованиям.

В соответствии с актом обследования № 26 и заключением межведомственной комиссии администрации СП «Слудка» № 26 от 26.04.2016 жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, условия проживания в доме не соответствуют установленным требованиям, является непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.

По информации, предоставленной ответчиками Ермолина С. И. на учете для предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации СП «Слудка» не состоит, малоимущей в установленном порядке не признавалась. Спорный жилой дом в программу по переселению не включен, решение о признании п. Усть-Пожег закрывающимся не принято.

Истцом представлены ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о признании семьи малоимущей в органах социальной защиты населения в период и имеющей право на получение государственной социальной помощи с <дата> по <дата>

Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 57 ЖК РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. ч. 5, 7 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанных норм, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу положений ст. 49 ЖК РФ, ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления.

По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О, от 26 мая 2011 года N 643-О-О).

При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Из данных конституционных предписаний, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Таким образом, жилое помещение истцу может быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно признание малоимущей, а также признание нуждающейся в жилом помещении.

Судом в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установлены.

В рассматриваемом случае Ермолина С. И. и член её семьи в установленном порядке органами местного самоуправления малоимущими не признаны, с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий также не обращалась.

Представленные справки, выданные ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», свидетельствуют о наличии у Ермолиной С. И. права на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Таким образом, данные справки получены в ином порядке и для иных целей, и не могут быть признаны надлежащим доказательством наличия права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ермолиной С. И.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск Ермолиной С.И. к администрации МО МР «Сыктывдинский», администрации МО СП «Слудка» о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Судья Щенникова Е. В.

Мотивированное решение составлено 29.05.2017.

2-494/2017 ~ М-392/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ермолина Светлана Ивановна
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
администрация сельского поселения (АСП) "Слудка"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Щенникова Елена Викторовна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
07.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2017Передача материалов судье
10.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2017Предварительное судебное заседание
19.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2019Дело оформлено
18.09.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее