Судья Бессмертнова Е.А. Дело №33-8461/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 10 октября 2018 года по делу по иску Савченко А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации №15 по Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Савченко А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении в специальный стаж периодов работы с 1 января 2002 года по 29 июля 2002 года, с 1 сентября 2002 года по 23 января 2003 года, с 9 марта 2003 года по 31 декабря 2004 года, с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года артистом-эквилибристом ФКП «Российская государственная цирковая компания» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 31 октября 2017 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Раменского городского суда от 10 октября 2018 года иск удовлетворен.
С решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Савченко А.А., 10 апреля 1977 года рождения, 31 октября 2017 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии от 26 января 2018 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 15 лет. В специальный стаж ответчиком бесспорно включено 12 лет 0 месяцев 6 дней.
Удовлетворяя заявленные требования о включении в специальный стаж периодов работы с 1 января 2002 года по 29 июля 2002 года, с 1 сентября 2002 года по 23 января 2003 года, с 9 марта 2003 года по 31 декабря 2004 года, с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года артистом-эквилибристом ФКП «Российская государственная цирковая компания», за которые отсутствуют сведения о начислении заработной платы в Центральной бухгалтерии Росгосцирка, суд первой инстанции исходил из того, что работа в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке. Представленной справкой работодателя подтверждается, что Савченко А.А. в спорные периоды работала с полным рабочим днём в режиме полной рабочей недели, без совмещения профессий. Неисполнение работодателем своей обязанности по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета не может повлечь ограничение прав истца на назначение пенсии.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «о» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года №447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления.
В соответствии с п.1 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет имеют артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
В силу ч.5 ст.157 Трудового кодекса РФ, если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года №252 утвержден Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В указанном Перечне под №33 поименован «артист цирка всех жанров».
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи применительно к разрешению настоящего спора следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ имеют эквилибристы при отсутствии выступлений, но при условии оплаты данного периода в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Локальным нормативным актом Росгосцирка является Положение об условиях и оплате труда работников цирков от 16 декабря 1993 года, в п.85 которого предусмотрена оплата периодов, когда творческие работники не участвуют в создании или исполнении (экспонировании) цирковых произведений.
Из акта документальной проверки от 17 июня 2016 года №598/3 усматривается, что с 1 января 2002 года по 29 июля 2002 года, с 1 сентября 2002 года по 23 января 2003 года, с 9 марта 2003 года по 31 декабря 2004 года, с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года Савченко А.А. находилась на гастролях в цирках – филиалах ФКП «Росгосцирк», заработная плата и отчисления производились по месту гастролей. Однако филиалами ФКП «Росгосцирк» за спорные периоды индивидуальные сведения с указанием кода льгот в Пенсионный фонд не представлены.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и 12 Федерального закона №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н.
Из положений ст.3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон №27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 и 3 ст.3 Федерального закона №27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.5 Федерального закона №27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п.1 ст.6 Федерального закона №27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п.1 - 18 ч.1 ст.30 указанного закона работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подп.10.1 п.2 ст.6 Федерального закона №27-ФЗ).
В силу п.1, 2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона №27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.59, 60 ГПК РФ.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по требованию Савченко А.А. о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости по п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределил между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Периоды, за которые не представлены индивидуальные сведения с указанием кода льгот для досрочного назначения пенсии не могут быть включены в специальный стаж. Специфика деятельности организации, когда работник «циркового конвейера» находится на гастролях, не свидетельствует о недостоверности сведений, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 10 октября 2018 года отменить. Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Савченко А.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 1 января 2002 года по 29 июля 2002 года, с 1 сентября 2002 года по 23 января 2003 года, с 9 марта 2003 года по 31 декабря 2004 года, с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года артистом-эквилибристом ФКП «Российская государственная цирковая компания» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 31 октября 2017 года отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи