Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2019 (2-323/2018;) ~ М-223/2018 от 04.06.2018

Дело № 2-4/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Лушниковой Н.В.

с участием помощника прокурора Щучанского района Полетаева Д.Е.

при секретаре Худяковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области 25 февраля 2019 года гражданское дело по иску федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) к Зайнетдинову Т.М., Зайнетдиновой Т.И., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения,

установил:

федеральное бюджетное учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (далее - ФБУ «ФУ БХУХО») обратилось в Щучанский районный суд Курганской области с иском к Зайнетдинову Т.М., ФИО6, ФИО1, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения. В обоснование исковых требований указало, что Зайнетдинов Т.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в филиале ФБУ «ФУ БХУХО» – 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746), в связи с чем с Зайнетдиновым Т.М. на время прохождения военной службы в войсковой части 92746 был заключен договор найма служебного жилого помещения . Совместно с нанимателем Зайнетдиновым Т.М. в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, вселились его супруга ФИО6, дочь ФИО2, сын ФИО1 Данное жилое помещение построено по федеральной целевой программе «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» и предназначено для обеспечения служебным жилым помещением персонала, занятого на работах с химическим оружием. Собственником жилого помещения является Российская Федерация. Жилое помещение передано в оперативное управление ФБУ «ФУ БХУХО». Поскольку ответчики в настоящее время в служебных либо трудовых отношениях с ФБУ «ФУ БХУХО» не состоят, к перечню лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), не относятся, правом пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, не обладают, то подлежат выселению из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Извещением от ДД.ММ.ГГГГ Зайнетдинову Т.М. предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ добровольно освободить служебное жилое помещение. Повторными уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчику вновь предложено добровольно освободить служебное жилое помещение с разъяснением, что в случае отказа истец обратится в суд с исковым заявлением о выселении. До настоящего времени служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не освобождено. С учетом измененных исковых требований просит признать Зайнетдинова Т.М., Зайнетдинову Т.И., ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования жилым помещением, выселить Зайнетдинова Т.М., Зайнетдинову Т.И., ФИО2, ФИО3 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, взыскать с ответчиков государственную пошлину, уплаченную за подачу искового заявления, в равных долях.

Представитель истца ФБУ «ФУ БХУХО» по доверенности Сильченков П.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Обращал внимание, что Зайнетдинов Т.М., являясь в настоящее время военнослужащим войсковой части 58661, имеет право на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения им военной службы, однако за получением служебного жилого помещения не обратился. Полагал, что срок исковой давности истом не пропущен, так как жилищные правоотношения являются длящимися.

Ответчик Зайнетдинов Т.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просит рассмотреть дело без его участия, с участием его представителя Гуменюк О.В., с исковыми требованиями не согласен. Ранее, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласился, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года он проходил военную службу по контракту в войсковой части 92746, в ДД.ММ.ГГГГ году заключил новый контракт на прохождение военной службы в этой же части. В ДД.ММ.ГГГГ году им был написан рапорт о предоставлении ему служебного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части 92746 он был уволен с военной службы. С ДД.ММ.ГГГГ года он проходит военную службу по контракту в войсковой части 58661-58, являющейся филиалом войсковой части 58661, в этой части также имеются служебные жилые помещения, однако они находятся в аварийном состоянии. Кроме того, войсковая часть 58661-58 находится в <адрес>, а его супруга работает в <адрес>, ребенок посещает школу также в <адрес>, в связи с чем они желают проживать в <адрес>. За найм жилого помещения военнослужащим войсковой части 58661-58 выплачивают денежные суммы, но они недостаточны для оплаты найма хорошего жилья. Он является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, на его именном накопительном счете находится около 1 000 000 руб., при его увольнении с военной службы они приобретут жилое помещение, однако в настоящее время иного жилого помещения не имеют. Также обращал внимание, что его супруга Зайнетдинова Т.И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, предоставленное ей по договору социального найма, признано непригодным для проживания. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Зайнетдинова Т.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно заявлению просит рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя Гуменюк О.В., с исковыми требованиями не согласна. Ранее, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласилась, указывала, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилым помещением как лицо из числа детей, остававшихся без попечения родителей, не обеспечена, на очередь на получение специализированного жилого помещения не поставлена. За ней было закреплено жилое помещение, впоследствии с ней был заключен договор социального найма указанного жилого помещения. В настоящее время оно признано непригодным для проживания, в связи с чем она поставлена на учет в Администрации города Щучье Курганской области в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчиков Зайнетдинова Т.М., Зайнетдиновой Т.И. по ордеру Гуменюк О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указывала, что на момент предоставления жилого помещения Зайнетдинову Т.М. оно служебным не являлось. Обращала внимание, что в настоящее время Зайнетдинов Т.М. вновь является военнослужащим, и на него распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащего», в том числе, право на жилище. Документов, подтверждающих, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построен именно в рамках федеральной целевой программе «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации», не представлено. Также ссылалась на то, что Зайнетдинов Т.М. имеет троих несовершеннолетних детей, семья ответчиков признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, указывала на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку ответчик Зайнетдинов Т.М. уволен из войсковой части 92746 ДД.ММ.ГГГГ, а истец обратился в суд с иском о выселении из служебного жилого помещения только в 2018 году. Просит применить пропуск срока исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица войсковой части 58661 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации города Щучье Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела народного образования Администрации Щучанского района Курганской области (РОНО) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлениям просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что выселение несовершеннолетних из занимаемого жилого помещения, являющегося у ответчиков единственным, негативно скажется на их интересах. Вместе с тем, в связи с тем, что дача заключения отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) по настоящему делу не предусмотрена, разрешение спора оставил на усмотрение суда. Кроме того, обращая внимание на ошибочность уплаты истцом государственной пошлины при обращении в суд, полагал несостоятельными требования истца о взыскании расходов по уплате государственной пошлины с ответчиков.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Полетаева Д.Е. полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Как следует из трудовой книжки ответчика, Зайнетдинов Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части 92746.

В период прохождения военной службы в войсковой части 92746, ДД.ММ.ГГГГ Зайнетдинов Т.М. обратился с рапортом о постановке его на очередь на получение служебного жилья на состав семьи из трех человек.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия войсковой части 92746 решила ходатайствовать перед командиром войсковой части 92746 о предоставлении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военнослужащему войсковой части 92746 Зайнетдинову Т.М. на состав семьи 3 человека.

ДД.ММ.ГГГГ между федеральным бюджетным учреждением – войсковой частью 70855 и Зайнетдиновым Т.М. заключен договор найма служебного жилого помещения , из п. п. 2, 5 которого следует, что спорное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением военной службы в войсковой части 92746 на время прохождения военной службы в данной войсковой части.

В соответствии с пп. 4 п. 18 указанного договора найма договор прекращается в связи с окончанием срока службы в войсковой части 92746.

Согласно п. 19 договора в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение, а в случае отказа подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

Из акта приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 70855 передало Зайнетдинову Т.М. квартиру,

расположенную по адресу: <адрес>, построенную в рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Из п. 4 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга ФИО6., сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако из свидетельства о расторжении брака, паспорта ответчика следует, что брак между Зайнетдиновым Т.М. и ФИО6 прекращен ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, фактически в спорное жилое помещение совместно с нанимателем Зайнетдиновым Т.М. вселились его сожительница Баскина Т.И., сын Зайнетдинова Т.М. от брака с ФИО6 ФИО1, дочь Зайнетдинова Т.М. и Баскиной Т.И. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ между федеральным бюджетным учреждением – войсковой частью 70855 и Зайнетдиновым Т.М. заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому совместно с нанимателем в жилое помещение вселилась также его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ между Зайнетдиновым Т.М. и Баскиной Т.И. заключен брак, жене присвоена фамилия Зайнетдинова.

ДД.ММ.ГГГГ у Зайнетдинова Т.М. и Зайнетдиновой Т.И. родилась дочь ФИО3

Установлено, что в настоящее время в спорном жилом помещении проживают ответчики Зайнетдинов Т.М., Зайнетдинова Т.И. и их несовершеннолетние дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании приказа командира войсковой части 92746 от ДД.ММ.ГГГГ рядовой Зайнетдинов Т.М., составитель поезда отделения железнодорожного транспорта 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Зайнетдинову Т.М. направлены уведомления об освобождении занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с увольнением с военной службы в войсковой части 92746.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

Согласно положениям статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Аналогичные разъяснения приведены в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.

При этом вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305, было предусмотрено строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, в том числе объект «Щучье». Этой же программой в связи с уничтожением и хранением химического оружия на объекте «Щучье» предусмотрено строительство за счет средств федерального бюджета социальной инфраструктуры, в частности, жилья для обеспечения персонала, занятого на работах с химическим оружием.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе спорная квартира, возведен в ходе реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года №305, для обеспечения служебным жильем персонала объекта уничтожения химического оружия.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе спорная квартира, является собственностью Российской Федерации, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . Спорная квартира была передана в оперативное управление войсковой части 92746, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче федерального имущества в оперативное управление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», акта приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ передана в оперативное управление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права ).

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», данный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ.

На основании ст. 10 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено судом, федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 70855 на основании совместного приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , реорганизовано в форме присоединения к нему государственного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» в ФБУ «ФУ БХУХО».

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ФБУ «ФУ БХУХО» является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, учреждение имеет филиалы, в том числе, филиал ФБУ «ФУ БХУХО» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть № 92746).

В соответствии с Положением о филиале ФБУ «ФУ БХУХО» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части № 92746), утвержденным приказом начальника ФБУ «ФУ БХУХО» от ДД.ММ.ГГГГ , филиал является обособленным структурным подразделением ФБУ «ФУ БХУХО», расположенным вне места нахождения учреждения и осуществляющим все его функции или их часть. Филиал действует и может осуществлять сделки от имени учреждения на основании доверенностей и настоящего Положения о филиале, утверждаемого руководителем учреждения. Филиал является правопреемником филиала «Войсковая часть 92746» федерального бюджетного учреждения войсковая часть 70855.

Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Судом установлено и сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что Зайнетдинов Т.М. относился к категории военнослужащих, занятых на работах с химическим оружием.

Спорное жилое помещение, построенное в ходе реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», имеет целевое назначение - обеспечение служебным жильем персонала объекта уничтожения химического оружия, обладает статусом служебного, было предоставлено Зайнетдинову Т.М. в качестве служебного на период прохождения военной службы в войсковой части 92746.

На основании анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и доказательств, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, поскольку при вселении в спорную квартиру сторонами был определен законный режим использования нанимателем жилого помещения в качестве служебного, согласованные сторонами условия договора, в том числе, о периоде временного проживания ответчиков в жилом помещении, связанном с прохождением военной службы на объекте по уничтожению химического оружия, соответствуют требованиям закона и не позволяют отнести его к договору социального найма жилого помещения.

Нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не влечет изменение целевого характера жилого помещения, предоставленного Зайнетдинову Т.М., недействительность (ничтожность) заключенного договора найма служебного жилого помещения и не свидетельствует о нарушении жилищных прав нанимателя и членов его семьи, которые по иным предусмотренным законом основаниям не вселялись в спорную квартиру и не приобрели право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).

Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, ответчиками не представлено. Решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, ответчикам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание ответчиков в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена Зайнетдинова Т.М. и членам его семьи на период прохождения им военной службы в войсковой части 92746.

Судом установлено, что Зайнетдинов Т.М. с военной службы из войсковой части 92746 уволен, в трудовых либо служебных отношениях с ФБУ «ФУ БХУХО» Зайнетдинов Т.М. и Зайнетдинова Т.И. не состоят. Ответчик Зайнетдинов Т.М. проходит военную службу в войсковой части 58661.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Из ответа на запрос командира войсковой части 58661-58 от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений ответчика, данных в судебном заседании, следует, что Зайнетдинов Т.М. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, не реализовал, в ФГКУ «Центррегионжилье» на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении не вставал и таким помещением не обеспечивался.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Частью 2 ст. 103 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым граждане не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.

Так, в силу ч. 2 данной статьи не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п.п. 1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно информации Администрации города Щучье Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ Зайнетдинова Т.И., имеющая состав семьи 4 человека, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем Зайнетдинов Т.М., Зайнетдинова Т.И., ФИО2, ФИО3 ни к одной из категорий лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не относятся.

В соответствии с ч. 5 ст. 103 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ) при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

До ДД.ММ.ГГГГ ч. 5 ст. 103 ЖК РФ была изложена в редакции, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Вместе с тем, поскольку члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение, спорное специализированное жилое помещение предоставлялось ответчику Зайнетдинову Т.М. в связи с прохождением военной службы, а не в порядке обеспечения жилым помещением лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для категории которых законом предусмотрен соответствующий порядок обеспечения жильем, ч. 5 ст. 103 ЖК РФ в данном случае применена быть не может.

Доводы ответчика Зайнетдиновой Т.И. о невозможности проживания в квартире, предоставленной ей по договору социального найма, не может повлечь отказ в удовлетворении исковых требований, поскольку не является предметом разбирательства и юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора.

Представитель ответчиков по ордеру Гуменюк О.В. в ходе судебного разбирательства полагала, что трехлетний срок исковой давности для предъявления требований о выселении ответчиков из служебного жилого помещения исчисляется со дня увольнения ответчика Зайнетдинова Т.М. из войсковой части 92746 – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного момента договор найма служебного жилья считается прекращенным, а у наймодателя возникает право требовать выселения ответчика и членов его семьи из незаконно занимаемой квартиры, и на момент обращения истца в суд с иском является пропущенным.

Между тем суд не может согласиться с указанными доводами.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

По смыслу приведенных выше норм ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение служебных отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

С учетом того, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Зайнетдинов Т.М. совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Зайнетдинова Т.М. из войсковой части 92746, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании Зайнетдинова Т.М., Зайнетдиновой Т.И., ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования и об их выселении из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины, суд исходит из следующего.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

При таких обстоятельствах истец ФБУ «ФУ БХУХО» как орган военного управления, основным видом деятельности которого является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, созданный в целях безопасности государства, относится к государственным органам, выступающим в защиту государственных интересов, в связи с чем освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, следовательно, требование о взыскании с ответчиков в пользу истца государственной пошлины удовлетворению не подлежит. При этом истец имеет право обратиться в суд с заявлением о возврате государственной пошлины как излишне уплаченной.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, то с ответчиков, исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19, 333.20 НК РФ, следует взыскать в доход муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 руб. в равных долях, то есть по 3000 руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) к Зайнетдинову Т.М., Зайнетдиновой Т.И., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать Зайнетдинова Т.М., Зайнетдинову Т.И., ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Зайнетдинова Т.М., Зайнетдинову Т.И., ФИО2, ФИО3 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Зайнетдинова Т.М., Зайнетдиновой Т.И. в равных долях в доход муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб., то есть по 3000 (три тысячи) руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Судья Н.В. Лушникова

2-4/2019 (2-323/2018;) ~ М-223/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное бюджетное учреждение Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)
Прокурор Щучанского района Курганской области
Ответчики
Зайнетдинова Татьяна Игоревна
Тимошенко Юлия Викторовна
Информация скрыта
Зайнетдинов Денис Тагирович
Зайнетдинов Тагир Маулитович
Другие
Администрация г. Щучье
Гуменюк Ольга Валентиновна
Орган опеки и попечительства народного образования Администрации Щучанского района
Войсковая часть 58661-58
Суд
Щучанский районный суд Курганской области
Судья
Лушникова Н.В.
Дело на сайте суда
schuchansky--krg.sudrf.ru
04.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2018Передача материалов судье
04.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.06.2018Предварительное судебное заседание
10.07.2018Предварительное судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
03.08.2018Судебное заседание
14.09.2018Судебное заседание
24.12.2018Производство по делу возобновлено
09.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Судебное заседание
12.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
15.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2019Дело оформлено
15.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее