Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-356/2015 (2-4323/2014;) ~ М-4380/2014 от 09.12.2014

Дело № 2-356/2015 город Саратов

Заочное решение

Именем Российской Федерации

04 февраля 2015 года г. Саратов

     Октябрьский районный суд г. Саратова в составе

Председательствующего судьи Андреевой С.Ю.

при секретаре Мерумянц Н.Ю.

    с участием представителя истца Петрова А.М., действующего на основании доверенности от <дата> сроком на 3 года,

представителя индивидуального предпринимателя Хлебниковой Н.А. – Бычковой Л.Ф., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Никитиной И.С. к Территориальному управлению Росимущества в Саратовской области, третьи лица Волошина С.В., Хлебникова Н.А. о признании отказа недействительным и обязании произвести раздел

Установил:

Никитина И.С. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Саратовской области, в котором просит признать отказ недействительным и обязать произвести раздел земельного участка.

Свои требования истец мотивирует тем, что <дата> года, она обратилась в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области с просьбой произвести раздел земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> принадлежащий РФ на праве собственности и выделить из него земельный участок с кадастровым номером , к которому были приложены: копии паспортов заявителя и доверителя, кадастровые паспорта образуемого и образованного земельных участков, выписки из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером и принадлежащее ей на праве собственности здание, копии технического плана, кадастровой выписки, кадастрового плана технического паспорта на здание с кадастровым номером копия межевого плана и диск с ним.

<дата> дополнительно Никитина И.С. представила копию заключения МУП «Городское бюро технической инвентаризации» об обосновании площади и границ образуемого земельного участка, копию схемы раздела земельного участка и ситуационный план, выполненный МУП «Городское бюро технической инвентаризации», копию выписки из ЕГРП на здание, принадлежащее истцу на праве собственности на образуемом земельном участке.

<дата> Никитина И.С. представила ответчику по его просьбе заключение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о соответствии образуемого земельного участка с кадастровым номером в результате раздела земельного участка с кадастровым номером .

<дата> ответчик сообщил истцу о направлении заявления в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Этим же письмом сообщается о том, что ответчик вернется к рассмотрению вопроса о разделе этого земельного участка после изменения вида его разрешенного использования.

<дата> ответчик на обращение Никитиной И.С. сообщил о планируемом осмотре испрашиваемого земельного участка, что и было сделано в середине сентября 2014 года в присутствии представителей ответчика, Волошиной С.В., Хлебниковой Н.А., а также Сухова В.А, заявившего о наличии на земельном участке с кадастровым номером принадлежащих ему объектов недвижимости. При этом каких-либо правоустанавливающих объектов Суховым В.А. представлено не было.

<дата> ответчик направил истцу сообщение о невозможности принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером по причине отсутствия согласия всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в том числе и Сухова В.А., от которого в период с <дата>. по <дата> ответчику поступило обращение о наличии принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером

Никитина И.С. считает отказ в образовании земельного участка незаконным, поскольку он нарушает ее исключительные права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером поскольку на нем расположен принадлежащий ей объект недвижимого имущества, чему должно предшествовать принятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером . Истец представила ответчику все необходимые документы для раздела земельного участка, кроме нее за разделом земельного участка обратились также другие собственники объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, а именно С.В. Волошина, Н.А.Хлебникова, Сухов В.А. объектов недвижимости на земельном участке не имеет.

Просит суд признать отказ Территориального управления Росимущества в Саратовской области от <дата> в разделе земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> и выделении из него земельного участка с кадастровым номером (площадью <данные изъяты>) недействительным, а также обязать Территориальное управление Росимущества в Саратовской области произвести раздел земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и выделить из него земельный участок с кадастровым номером (площадью <данные изъяты>).

Истец Никитина И.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно, просила рассмотреть дело в свое отсутствие при участии его представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель Территориального управления Росимущества в Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Третьи лица Волошкина С.В., Хлебникова Н.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Хлебниковой Н.А. – Бычкова Л.Ф. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

    Суд с учетом мнения представителя истца принял решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично на основании нижеследующего.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 123 п. 3 Конституции РФ предусмотрено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется судом путем: прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений … Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

На основании ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ст. 57 ГПК РФ).

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Статья 1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ);

Статья 5 ЗК РФ к участникам земельных отношений относит граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (статья 17 ЗК РФ).

Часть 1 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса (ст.29 ЗК РФ).

В свою очередь, статья 9 ЗК РФ устанавливает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу положений п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В п. 5 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключение документов, предусмотренных указанным перечнем.

В силу положений п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Согласно пункта 6.1.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 в случае если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, находящиеся на таких земельных участках, и на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование). При этом фактические виды разрешенного использования объектов недвижимости устанавливаются на основании видов разрешенного использования, указанных в таблице 5.1 пункта 42 Правил.

Судом установлено, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от <дата> г. сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование - здания и сооружения фабрики-кухни, находящемся в собственности Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости <дата>.(л..34-48).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.31).

Согласно кадастровой выписке от <дата>. здания с кадастровым номером: с местоположением: <адрес> расположен на земельном участке (л.д.49-51).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от <дата>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: объекты 1У класса вредности по Сан ПиН: объекты логистики, складские комплексы, оптовые базы, склады, производственные базы, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости <дата>. Сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера <дата>. Номер образованного земельного участка номер земельного участка, преобразованного в результате выдела: (л.д. 32-33).

<дата> Никитина И.С. в лице представителя Петрова А.М. обратилась к руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и выделении из него земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с приложением:

1. копии паспорта Никитиной И.С.

2. Копии паспорта Петрова А.М.

3. копия доверенности серии от <дата>

4. кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером

5. кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером

6. Выписки из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером

7. Выписка из ЕГРП на здание, принадлежащее Никитиной И.С. на праве собственности

8. копии технического паспорта здания

9. копии кадастрового паспорта здания

10. копии кадастровой выписки на здания

11. копии технического паспорта здания

12. копии межевого плана

13. Диска с межевым планом (л.д.16).

Дополнительно к данным документам <дата>. Никитина И.С. приобщает к документам по заявлению о разделе земельного участка: копию заключения МУП «Городское бюро технической инвентаризации» об обосновании площади и границ образуемого земельного участка, копию схемы раздела земельного участка и ситуационный план, выполненные МУП «Городское бюро технической инвентаризации», заверенные кадастровым инженером, копию выписки из ЕГРП на здание, принадлежащее истцу на праве собственности на выделяемом земельном участке (л.д.18), а 15.07.2014г. заключение комитета по градостроительной политике архитектуре и капитальному строительству о соответствии образуемого земельного участка <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , имеющего местоположение: <адрес> нормам, установленным п.3 ст. 33 Земельного кодекса РФ (л.д. 21).

<дата>. письмом исх. № заместитель руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области сообщает представителю Никитиной И.С. по доверенности Петрову А.М. о том, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>. № вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>. - здания и сооружения фабрики-кухни. Однако в сведениях государственного кадастра недвижимости указан вид разрешенного использования: объекты 1У класса вредности по СанПин: объекты логистики, складские комплексы, оптовые базы, склады, производственные базы. В связи с чем, в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Таким образом, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу; <адрес> с сохранением остатка измененных границах после устранения вышеуказанных расхождений (л.д. 22-23).

На заявление Никитиной И.С. от <дата>. об удовлетворении заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером (л.д.24), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Саратовской области Никитиной И.С., С.В. Волошкиной, Н.А. Хлебниковой, В.А. Сухову, Д.А. Дубровину сообщает, что в целях недопущения прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером будет осуществлен осмотр земельного участка, для чего необходимо назначить лиц, уполномоченных для проведения совместной проверки вышеуказанного земельного участка и объектов недвижимости, находящихся на нем (л.д.26).

<дата> Федеральным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Новиковой И.С. сообщается о нижеследующем:

Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности РФ, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации . На данном земельном участке распложены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности И.С. Никитиной, С.В. Волошкиной, Н.А. Хлебниковой. <дата> в Территориальное управление поступило обращение представителя по доверенности И.С. Никитиной И.С. о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:040803:10.

<дата> Никитина И.С. обратилась с заявлением о дополнительном приобщении документов к заявлению о разделе земельного участка. Письмом от <дата> Территориальное управление сообщило о направлении запроса в орган местного самоуправления по вопросу целесообразности раздела вышеуказанного земельного участка.

<дата>. в Территориальное управление поступило обращение Н.А. Хлебниковой по вопросу образования земельного участка с кадастровым номером , путем раздела земельного участка с кадастровым номером

В период с <дата>. по <дата>. в Территориальное управление поступило обращение В.А.Сухова о наличии объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности на земельном участке с кадастровым номером

В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес> на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие разным собственникам.

В соответствии с п.1 статьи 36 Земельного кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 7 вышеуказанной статьи местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п.1 и п.4 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В связи с вышеизложенным, принятие решения о разделе земельного участка будет возможно при наличии согласия всех собственников объектов недвижимости расположенных на земельном участке (л.д.27-29).

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (256 ГПК).

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (статья 258 ГПК РФ).

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Статья 11.2. ЗК РФ определяет, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

В силу статьи 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Как следует из положений статьи 11.4. ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 11.9 ЗК РФ).

Как следует из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от <дата> принятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером препятствует отсутствие согласия всех собственников объектов недвижимости расположенных на земельном участке (л.д.27-29).

Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ к числу условий, при которых допускается образование земельных участков относит не согласие собственников объектов недвижимости расположенных на земельном участке, а согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Для целей настоящего ЗК РФ статья 5 использует следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Как видно из указанной нормы собственники объектов недвижимого имущества, расположенные на земельном участке не отнесены законодателем к землепользователям, землевладельцам, арендаторам, залогодержателям земельных участков, наличие согласие которых необходимо для принятия решения об образовании земельного участка.

Напротив, пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, допуская, при этом иного инициатора образования земельного участка.

Отсутствие согласия всех собственников объектов недвижимости, расположенном на земельном участке не является также препятствием для его образования по нормам статьи 11.9. ЗК РФ.

Принятое ответчиком решение об отказе в образовании земельного участка нарушает права истца, гарантированные ей статьей 36 ЗК РФ на приобретение земельного участка как собственнику объекта недвижимого имущества на нем располагающегося, в то время как права Российской Федерации раздел земельного участка с кадастровым номером 64:48:040803:10 не нарушает, поскольку право собственности Российской Федерации в силу закона сохранится и на земельный участок с кадастровым номером , и на земельный участок с кадастровым номером в измененных границах.

Вопрос же предоставления земельного участка истцу по правилам статьи 36 ЗК РФ должен решаться собственником земельного участка в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области в отдельном порядке и настоящим решением судом не исследуется и не оценивается. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Территориального управления Росимущества в Саратовской области от <дата> в разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> не соответствует закону.

В то же время суд не может признать незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Саратовской области в выделении из земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером поскольку,

во первых, как такового решение об отказе в данном действии ответчик не принимал;

во-вторых, статья 11.5. ЗК РФ допускает выдел земельного участка в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности, тогда как земельный участок с кадастровым номером 64:48:040803:10 находится в собственности Российской Федерации а не в общей долевой собственности.

Также суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания Территориального управления Росимущества в Саратовской области произвести раздел земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и выделить из него земельный участок с кадастровым номером (площадью <данные изъяты>) поскольку как указывалось выше, земельное законодательство допускает выдел земельного участка в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.

При таких обстоятельствах, право истца в силу ст. 12 ГК РФ подлежит восстановлению путем возложения на Территориального управления Росимущества в Саратовской области обязанности по повторному рассмотрению заявления Никитиной И.С. от <дата> о разделе земельного участка в течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу и принятия по нему нового решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд

    

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

    

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-356/2015 (2-4323/2014;) ~ М-4380/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Никитина Ирина Сергеевна
Ответчики
Территориальное управление Росимущества в Саратовской области
Другие
Волошкина С.В.
Хлебникова Н.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Андреева Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
09.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2014Передача материалов судье
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2014Подготовка дела (собеседование)
30.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2015Судебное заседание
28.01.2015Судебное заседание
04.02.2015Судебное заседание
10.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2021Дело оформлено
23.04.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее