Дело № 2-60/2019
Принято в окончательной форме
18.02.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
с участием истца Подласова В.А.,
представителя истца Миронюка В.М.,
представителя соответчика Пацевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подласова Владимира Александровича к войсковой части 49324, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» об оспаривании приказа, признании права на компенсационную выплату к должностному окладу, понуждении к заключению дополнительного соглашения, взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Подласов В.А. обратился в суд с иском к войсковой части 49324, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» об оспаривании приказа, признании права на компенсационную выплату к должностному окладу, понуждении к заключению дополнительного соглашения, взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 49324 в должности старшины отряда военизированной охраны.
На основании приказов Министерства обороны РФ № 555 от 10.11.2008, № 255 от 23.04.2014, коллективного договора и трудового договора ему была установлена и производилась компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% за непосредственное хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов. С 01.10.2018 выплата прекращена. С принятым решением не согласен, поскольку войсковая часть 49324 подпадает под требования приказа № 255. Он, состоя в должности старшины отряда военизированной охраны, непосредственно осуществляет учет, хранение и использование вооружения, имущества и инвентаря, обеспечение сохранности оружия и боеприпасов, обеспечение боеготовности.
С учетом уточненных требований просит признать приказ командира войсковой части 49324 от 01.10.2018 № 189 в отношении себя незаконным и отменить. Признать за собой право на получение компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу согласно п. 17 Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 25 и обязать войсковую часть 49324 заключить с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору. Взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» невыплаченную заработную плату за период с 01.10.2018 по дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истец Подласов В.А. и его представитель Миронюк В.М. поддержали уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что в коллективный договор войсковой части 49324 изменения о регулировании оплаты труда военизированной охраны и выплате в размере 50% к окладу не вносились, отмена выплаты является незаконной. Из разъяснений начальника управления труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных сил РФ от 04.05.2004 №182/227/250 следует, что при осуществлении отрядом ВОХР охраны и обороны всех объектов, поименованных а табеле постам, выплату надбавки к тарифной ставке следует производить всему гражданскому персоналу ВОХР как ответственному за комплексное решение проблемы сохранности вооружения и боеприпасов. Исходя из анализа положений Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Положения о ведомственной охране Министерства обороны РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 960, приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» следует, что охрана и защита объекта – комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения от противоправных посягательств и враждебных действий. Подласов В.А. как старшина отряда является ответственным за получение со склада оружия и боеприпасов для осуществления работы отряда ВОХР №2, материально ответственным лицом. Полагает, что работодатель обязан был уведомить гражданский персонал отряда ВОХР об отмене выплаты не позднее, чем за 2 месяца. Кроме того, незаконным действиями работодателя Подласову В.А. причинен моральный вред, выразившийся в нарушении его прав на выплату заработной платы в соответствии с требованиями законодательства, поскольку не получая положенную компенсационную выплату, он испытывал нравственные страдания.
Представитель соответчика – войсковой части 49324 Пацевич Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель соответчика – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее представил отзыв, в котором указал, что начисление заработной платы Хрущеву В.В. производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 255. Деятельность подразделений военизированной охраны ведомственной охраны Минобороны России регламентируется приказом № 541 от 30.12.2001, которым установлено, что для непосредственной охраны и защиты из караула выставляются часовые. Термин «непосредственно» употребляется как в приказе № 255, так и в приказе № 541, образуя их единое правоприменение. Установление гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% по п. 17 приложения № 2 к приказу № 255 полагается только для должностей (профессий) гражданского персонала военизированной охраны из числа работников ВОХР, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов, а не всем поименованным в штате. Право на вышеуказанную компенсационную выплату имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов (часовые) и выполняющие должностные обязанности на постах, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов, а истец занят непосредственно организацией и обеспечением деятельности подразделения военизированной ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, а также другими функциями, не связанными с охраной вооружения и боеприпасов, в связи с чем компенсационная выплата в размере 50% истцу не положена. Просили в иске отказать. Полагают, что 2-месячный срок надлежит считать с даты ознакомления с информационным письмом «2 ФЭС». В случае удовлетворения иска просили снизить размер компенсации морального вреда.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что Подласов В.А. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 49324 с 06.08.2008, с 12.05.2014 – в должности старшины отряда военизированной охраны на основании приказа командира войсковой части 49324 от 12.05.2014 № 208.
Между сторонами 20.08.2010 заключен трудовой договор, а 12.05.2014 дополнительное соглашение, по условиям которых за выполнение трудовой функции Подласову В.А. установлена заработная плата, в том числе выплаты компенсационного характера: процентная надбавка за работу в РКС – 80%, оплата труда в ночное время в размере 35% от начисленного оклада; работа в выходной и нерабочий праздничный день; оплата сверхурочной работы не более 120 часов в год в полуторном размер; доплаты в размерах, определяемых коллективным договором в соответствии со ст.151 ТК РФ и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008; выплаты стимулирующего характера.
Коллективным договором войсковой части 49324 (на 2016-2019 годы) установлена выплата работникам военизированной охраны, кладовщикам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов – 50% к должностному окладу (пункт 5.3.3).
Компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% за непосредственное хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов гражданскому персону военизированной охраны войсковых частей была установлена приказом Министерства обороны РФ № 555 от 10.11.2008, затем – приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255.
01.10.2018 врио командира войсковой части ФИО1 издан приказ № 189 о прекращении с 01.10.2018 повышение должностных окладов на 50% работникам военизированной охраны, занятыми организацией и обеспечением деятельности подразделений, не связанными с охраной вооружения и боеприпасов назначенного в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 приказа МО РФ № 255 от 23.04.2014, в том числе истцу Подласову В.А. Подласов В.А. ознакомлен с приказом 10.10.2018.
Из доводов иска и объяснений сторон следует, что с 01.10.2018 и по настоящее время выплата компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50% к должностному окладу, истцу не выплачивается, поскольку Подласов В.А. в своей деятельности не занимается непосредственно охраной вооружений и боеприпасов, а также их приемом, хранением и выдачей.
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 15 указанного Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 17 указанного Положения гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу, в том числе должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик – 50%.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением об Авиабазе, утвержденным командующим войсковой части 06351 от 27.07.2018, 7050 гвардейская Авиационная база (2 разряда) содержится по штату № 98/010-51(01), утвержденным НГШ Вооруженных сил Российской Федерации от 28.09.2016 и является самостоятельной войсковой частью 49324, ведущей хозяйственную деятельность. На территории войсковой части 49324 находятся склады вооружения и боеприпасов***
Как следует из Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности военизированной охраны и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
Информационными письмами начальника ФКУ «ОСК СФ» – «2 ФЭС» от 10.08.2018 № 2-ФЭС/03/ЗП/6697, начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» – «Центр финансово-экономического обеспечения СФ» от 01.08.2018 № 189/3/ЗП-3752 командирам воинских частей (организаций) разъяснено, что компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов производится при условии непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541 утверждена «Инструкция по организации деятельности ведомственной охраны Министерства Обороны Российской Федерации», которая определяет порядок формирования и расформирования подразделений ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее – ведомственная охрана); порядок материально-технического обеспечения деятельности подразделений ведомственной охраны; порядок профессиональной подготовки работников ведомственной охраны; порядок организации деятельности подразделений ведомственной охраны по защите охраняемых объектов от противоправных действий.
Охрана и защита объекта – есть комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий.
С учетом пунктов 18, 19 Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты, в том числе с использованием оружия.
Для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.
Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.
Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты (п. 19).
Согласно п. 27 Инструкции оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.
В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, начальник группы (начальник караула) команды военизированной охраны отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников вневедомственной охраны из состава, исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право на компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) имеют работники военизированной охраны, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек.
С учетом установленного приказом от 30.12.2001 № 541 порядка организации деятельности ведомственной охраны Минобороны России, право на вышеуказанную выплату имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющие должностные обязанности на постах (часовые).
Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, осуществляет часовой, а не иные лица ВОХР, в том числе заступающие в караул.
Данная позиция изложена также в письмах заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ № 182/5/2635 от 26.04.2017, №182/5/2875 от 24.04.2018, которому исходя из функций и задач, возложенных на центральные органы военного управления, предоставлено разъяснение вопросов по установлению компенсационной выплаты к должностному окладу работникам подразделения военизированной охраны воинских частей.
Ссылку истца на письмо начальника управления труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных сил РФ от 04.05.2004 №182/227/250 суд отвергает, поскольку разъяснения касались надбавки, выплачиваемой по приказу Министра обороны РФ 2000 года №130 (в настоящее время утратил силу), применялись согласно Перечня должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, непосредственного занятого приемом, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов (утвержден 09.03.2000), пунктом 3 примечания к которому было предусмотрено право командиров соединений, воинских частей и т.п. определять должности гражданского персонала, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с приемом, хранением, выдаче и охраной вооружения и боеприпасов.
Из табелей постам внутреннего караула *** ОВО войсковой части 49324 следует, что на посту *** внутреннего караула *** имеется склад ***; на посту *** внутреннего караула *** имеется склад ***.
Постовыми ведомостями караульной службы караула *** (представлены за период с октября по декабрь 2018 года) не подтверждается, что Подласов В.А. заступал на пост охраны объектов – складов.
Согласно должностным обязанностям старшины отряда военизированной охраны, утвержденной командиром войсковой части 49324, в обязанности старшины отряда военизированной охраны в частности входят обязанности по боевой готовности постоянная: следить за правильным содержанием средств пожаротушения и выполнением работниками военизированной охраны пожарной безопасности; вести основной учет (оружия, боеприпасов, вещевого имущества и т.д.) во всех службах МТО воинской части и ежемесячно проводить с ними сверку. Обязанности при переводе в боевую готовность повышенную, военной опасности, полную: обеспечение дополнительной постовой формы одежды при усилении постов. Имеет право: проверять наличие и состояние оружия и боеприпасов, несение караульной службы. Замещает – командира отделения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что старшина отряда военизированной охраны, выполняя свои функциональные обязанности, занят организацией и обеспечением деятельности подразделения военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, а также другими функциями, не связанными непосредственно с охраной вооружения и боеприпасов.
Довод истца о том, что указанная компенсационная надбавка подлежит обязательной выплате, поскольку он является материально ответственным лицом за обеспечение вверенных ему войсковой частью материальных ценностей, следует признать несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности ВОХР и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
Из содержания п. 17 Положения следует, что такие должности как начальник команды отряда военизированной охраны, начальник отряда военизированной охраны, заместитель начальника отряда военизированной охраны не поименованы, а под указанным в нем вооружением и боеприпасами понимаются именно вооружение и боеприпасы, хранящиеся на арсеналах, базах, складах и т.п., а не оружие и боеприпасы подразделения ВОХР, хранящиеся в комнате для хранения оружия, и предназначенное для выполнения стрелками ВОХР своих обязанностей.
Для выплаты работнику указанной компенсационной выплаты необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.
Доказательства того, что в спорный период истец занимал штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно был занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, суду не представлено.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Доказательств того, что в спорный период истец непосредственно выполнял обязанности по охране либо приему, хранению и выдаче вооружения и боеприпасов склада, суду не было представлено.
При таких обстоятельствах, Подласов В.А. не имеет права на получение компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за спорный период.
Такие выплаты могли быть произведены только в случае подтверждения непосредственного участия истца в охране вооружения и боеприпасов, то есть выполнения обязанности часового на посту охраняемого объекта, а также включения истца в постовую ведомость с указанием времени нахождения на посту, доказательств чему истцом не представлено и в судебном заседании не добыто.
Ссылка истца на книгу учета оружия и боеприпасов отряда ВОХР № 2 войсковой части 49324 (за 2018 год) подтверждает осуществление Подласовым В.А. выдачу и проверку оружия (боеприпасов), но не охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны.
Довод истца о том, что указанная компенсационная надбавка подлежит обязательной выплате, поскольку он является материально ответственным лицом за обеспечение вверенных ему войсковой частью материальных ценностей, следует признать несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности ВОХР и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
Из содержания п. 17 Положения следует, что такие должности как старшина отряда военизированной охраны, командир отделения не поименованы, а под указанным в нем вооружением и боеприпасами понимаются именно вооружение и боеприпасы, хранящиеся на арсеналах, базах, складах и т.п., а не оружие и боеприпасы подразделения ВОХР, хранящиеся в комнате для хранения оружия, и предназначенное для выполнения стрелками ВОХР своих обязанностей.
Для выплаты работнику указанной компенсационной выплаты необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.
Доказательства того, что в спорный период истец занимал штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно был занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, суду не представлено.
То обстоятельство, что компенсационная выплата предусмотрена трудовым договором и коллективным договором, не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на ее получение установлено при соблюдении условий, определенных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах приказ врио командира войсковой части 49324 от 01.10.2018 № 189 об исключении Подласова В.А. из списков лиц, которым полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%, законен и обоснован, следовательно, оснований к его отмене не имеется.
Не усмотрев оснований для признания приказа врио командира войсковой части 49324 от 01.10.2018 № 189 незаконным, суд отказывает истцу в удовлетворении производных требований о признании права на компенсационную выплату к должностному окладу и понуждении к заключению дополнительного соглашения.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации к обязательным условиям трудового договора относятся условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Работодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять существенные условия трудового договора, в частности оплату труда работника, за исключением условий, предусмотренных положениями ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
По правилам ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что изменение существенных условий оплаты труда в виде компенсационной выплаты, установленной коллективным договором и выплачиваемой истцу в течение продолжительного времени вне зависимости от нахождения в карауле на постах у складов с вооружением и боеприпасами, могло быть произведено лишь по истечении двух месяцев с момента уведомления, суд приходит к выводу, что за период с 01.10.2018 по 10.12.2018 работодателем не была в полном объеме выплачена заработная плата Подласову В.А., недоплата составила *** (с учетом удержания НДФЛ).
Доводы представителя ответчика о необходимости исчисления двухмесячного срока с даты ознакомления с письмом начальника ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного Флота» от 01.08.2018 исх.№189/3/ЗП-3752 суд отвергает, поскольку конкретные должности (профессии) гражданского персонала либо фамилии работников ВОХР, которым выплата будет отменена, в нем не поименованы. Фактически о нарушении своих прав истец узнал 04.10.2018 при ознакомлении с оспариваемым приказом.
Денежные средства в сумме *** подлежат взысканию с финансового органа войсковой части 26808 – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала «2 Финансово-экономическая служба» в пользу истца.
Оценивая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объеме и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Определяя размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины ответчика в несвоевременной выплате истцу причитающихся сумм, являющихся средствами к существованию, длительностью периода задолженности, и определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей, полагая указанную сумму соразмерной и разумной компенсацией, исходя из характера и объема нарушенного права.
Суд взыскивает с финансового органа войсковой части 26808 – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала «2 Финансово-экономическая служба» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Таким образом, суд удовлетворяет иск частично.
В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК Российской Федерации). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что расходы истца на оплату юридических услуг составили 5 000 рублей, что подтверждается квитанцией № б/н от 29.11.2018.
Указанную сумму суд полагает соответствующей принципам разумности и справедливости и соответствующей уровню цен, взимаемых за судебное представительство, в судах общей юрисдикции Мурманской области. При этом суд учитывает уровень сложности дела, количество судебных заседаний с участием представителя в суде (три судебных заседания), и считает, что у суда отсутствуют достаточные правовые основания для уменьшения суммы заявленных истцом к взысканию судебных издержек на представителя, возражений и доказательств чрезмерности взыскиваемых судебных расходов представителями ответчиков не представлено.
Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательств, в соответствии с требованиями статей 56, 57 ГПК Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 49324, ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ – «2 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ – «2 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2018 ░░ 10.12.2018 ░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░: ***
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 49324 ░░ 01.10.2018 №187, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░